![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Классификация инноваций
В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков – по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). По направленности результатов инновации делят на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические – новые технологии производства продукции; организационно-управленческие – новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые организационные структуры управления и социальные – улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры.. Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин[1]. 1. По распространенности: • единичные; • диффузные. 2. По месту в производственном цикле: • сырьевые; • обеспечивающие (связывающие); • продуктовые. 3. По преемственности: • замещающие; • отменяющие; • возвратные; • открывающие; • ретровведения. 4. По охвату ожидаемой доли рынка: • локальные; • системные; • стратегические. 5. По инновационному потенциалу и степени новизны: • радикальные; • комбинаторные; • совершенствующие. Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имею значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений. П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения (рис. 1). Д.М. Степаненко считает целесообразным закрепить следующую последовательность критериев классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций:
Рис. 1. Система инноваций и ее классификация
Новый товар нужно не только создать и освоить в производстве, необходимо, чтобы он был воспринят рынком, потенциальными покупателями. НОВИЗНА - критерий для оценки методик в области маркетинга, менеджмента и рекламы И.Л. Викентьева и в области педагогики И.Л. Викентьева и А.А. Гина: 1 уровень. Новизна на эмоциональном уровне. Пользователю сообщаются некие эмоции, его эмоционально " встряхивают", показывают новые точки зрения на известные события. 2 уровень. Новизна на информационном уровне. Пользователю сообщаются новые для него факты, данные, интерпретации, необходимые для его работы и, как минимум, уменьшающие количество типовых ошибок. 3 уровень. Новизна на методическом уровне-1. Пользователю сообщена цельная методика, позволяющая не только описывать, но и решать имеющиеся проблемы, создавать новые объекты, например новые товары и услуги, рекламу и т.п. 4 уровень. Новизна на методическом уровне-2. Пользователю сообщена цельная методика, позволяющая прогнозировать появление объектов, которых на данный момент не существует, а также появления новых отрицательных последствий, проблем, потребностей и " точек роста" самой методики. Критерии: Вариация товара - модификация товара, который уже производится и находится на рынке, путем изменения его отдельных свойств или показателей качества. Могут быть изменены физические (материал, качество), эстетические (дизайн, цвет, форма), символические (название марки товара), свойства товара и связанные с такой деятельностью подразделения фирмы (служба покупателей, служба сервиса и т.д.). Важнейшими стратегиями модификации могут быть стратегии улучшения качества товара, повышения полезности товара, улучшение формы и стиля товара. Диверсификация - одновременное расширение, развитие двух и более, не связанных друг с другом видов производств в целях завоевания новых рынков и получения дополнительной прибыли. Применяют горизонтальную, вертикальную и скрытую стратегии диверсификации. Диверсификация горизонтальная - пополнение ассортимента фирмы новыми изделиями, которые не связаны с выпускаемыми ныне, но могут вызвать интерес существующей клиентуры.
Диверсификация конгломератная - пополнение ассортимента изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним товарам и рынкам. Диверсификация концентрическая - пополнение ассортимента новыми изделиями, которые с технической или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы. Элиминация - изъятие существующих продуктов из производственной программы предприятия. Прекращение производства товара. Вывод товара с рынка, как потерявшего конкурентоспособность на рынке и спрос. Для проверки продукта на необходимость его элиминации используются критерии объема продаж, доля рынка, место в жизненном цикле, доля оборота данного продукта в общем обороте фирмы, рентабельность, оборот капитала и др.
|