Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эти две темы рассматриваются вместе, т.к.
1) основные полномочия прокуроров, правовые средства и предмет надзора у данных видов надзорной деятельности совпадают 2) организационно эти виды деятельности осуществляют одни и те же структурные подразделения генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов РФ (т.е. отделы (управления) по надзору за исполнением федерального законодательства).
1. Сущность надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Традиционно надзор за исполнением законов назывался общим надзором. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляется в сфере государственного управления, административно-хозяйственной деятельности. Характерной чертой является широта круга поднадзорных субъектов. К числу поднадзорных субъектов относятся несколько категорий: - органы законодательной, представительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления - органы исполнительной власти федерального звена, субъектов РФ (министерства, службы, комитеты, органы военного управления и контроля) - коммерческие и некоммерческие организации и их руководители - граждане. Надзор за исполнением законов гражданами не является целью деятельности прокуратуры. Характерной чертой является также широта сферы осуществления данного надзора. Надзор осуществляется в сфере государственного управления и административно-хозяйственной деятельности за исполнением всех видов законодательства (за исключением: уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и уголовно-исполнительного). В пределах каждой административно-территориальной единицы существует до 50 субъектов, на которых распространяется прокурорский надзор (это различные органы власти и управления, органы контроля), а также существует свыше 20 видов источников информации о нарушениях законов и обстоятельствах, им способствующих. Особенностью надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина является то, что прокуратуре в нём не свойственны управленческие функции (как это имеет место, например, в надзоре за расследованием преступлений).
Деятельность прокуратуры имеет надзорный характер и заключается в следующем: 1) в установлении фактов правонарушений в процессе проведения проверок исполнения законов 2) в обращении прокурора к компетентным органам (органам управления, суду, администрации предприятия, учреждения или организации) с требованием о принятии мер по устранению правонарушений и их последствий, а также причин и условий, способствующих их совершению 3) в проверке законности деятельности по устранению правонарушений. 4) Деятельность прокуратуры по надзору имеет профилактическую направленность, полученные в результате проверок данные являются основанием для возбуждения уголовных дел, служат поводом для направления в суд заявления прокурора в защиту охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц, общества и государства. В этих случаях устранение нарушений и их последствий происходит путём применения правовых средств надзора других отраслей. 5) Надзору свойственна внутренняя неоднородность => он делится на подотрасли и участки надзора. Обусловлена внутренняя неоднородность надзора многочисленностью поднадзорных субъектов и особенностями их деятельности. Выделяются следующие подотрасли: ü надзор за законностью правовых актов, издаваемых всеми субъектами ü надзор за исполнением законов в сфере экономической деятельности ü надзор за исполнением законов в социальной сфере ü надзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях ü надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи ü надзор за исполнением трудового законодательства ü надзор за исполнением природоохранного законодательства и др. Эти вопросы регулируются ведомственными актами генерального прокурора: 1) Приказ № 34 от 26 июня 1997 г. «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» 2) Приказ № 30 от 22 мая 1996 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» 3) Приказ № 9 от 11 февраля 2003 г. «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» 4) Указание № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» 5) Указание № 13/7 от 9 апреля 1997 г. «Об обеспечении действенности прокурорского надзора за законностью использования средств федерального бюджета, выделяемых на заработную плату и социальные выплаты населению» 6) Указание № 107/7 от 6 июля 2000 г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности» 7) Указание № 49/7 от 12 августа 1996 г. «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе».
2. Предмет надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Предмет – это то, на что направлена деятельность прокуратуры. Понятие предмета надзора закреплено в ст.21 ФЗ «О прокуратуре». Предмет – это деятельность поднадзорных субъектов по соблюдению конституции, исполнению законов, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, законностью издаваемых правовых актов. Поднадзорные субъекты: - органы исполнительной власти федерального звена (министерства, государственные комитеты, службы) - органы исполнительной власти субъектов РФ - органы военного управления - органы контроля - представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ - органы местного самоуправления - должностные лица вышеперечисленных органов - органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Предметом надзора является правовое поведение указанных субъектов. Правовое поведение – это соблюдение конституции и законов (выполнение их предписаний, следование запретам). Реализация возможна как в форме активных действий, так и пассивно. К предмету надзора относится также нарушение законов и конституции (невыполнение предписаний норм этих актов). Реализация возможна как в форме активных действий, так и пассивно. К предмету надзора относятся также причины и условия, способствующие совершению правонарушений. Это не всегда действия, носящие правовой характер. Это может быть: - некомпетентность руководителей - незнание законодательства - отсутствие контроля за деятельностью подчинённых - невыполнение своих служебных обязанностей и т.п. Элементом предмета надзора является законность издаваемых поднадзорными субъектами правовых актов. Издание правовых актов является правовым поведением. Все органы управления любой организации или государственного органа издают правовые акты и прокуратура обязана следить за их соответствием конституции и законам. ü Министерства издают приказы, указания, инструкции ü глава администрации издаёт постановления ü организации издают приказы и распоряжения. К предмету надзора относятся и правовые акты, в которых фиксируются юридические факты (договоры, сделки). Существуют определённые пределы для осуществления прокурорского надзора. Они связаны с тем, что прокуроры призваны проверять соответствие законам и конституции деятельности поднадзорных субъектов. Проверка соблюдения и исполнения подзаконных актов не относится к предмету прокурорского надзора. Однако в ряде подзаконных актов детализируются нормы закона (если они не противоречат закону) – прокуроры могут ссылаться на эти акты при осуществлении надзора. Прокуроры при осуществлении надзора не подменяют другие органы контроля и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий. Прокуроры должны осуществлять надзор за исполнением законов контролирующими органами.
3. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Полномочия прокурора достаточно широки. Они закреплены в ст.22 – 27 ФЗ «О прокуратуре». По целевому назначению полномочия прокурора делятся на 2 группы: 1) полномочия по выявлению нарушений закона 2) полномочия по реагированию на нарушение закона 3) полномочия по предупреждению правонарушений – их выделяют не все учёные.
|