![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полномочия, не содержащие власти (невластные полномочия)
Такими полномочиями прокурор располагает, участвуя в рассмотрении дел судами.
Пределы компетенции органов прокуратуры В ФЗ «О прокуратуре» и других актах принята следующая формулировка: «органы прокуратуры действуют в пределах своей компетенции». Существуют ограничения компетенции: 1) по кругу поднадзорных субъектов 2) по кругу проверяемых законодательных актов Ограничения компетенции по кругу поднадзорных прокуратуре субъектов Круг органов, которые поднадзорны прокуратуре: 1) федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы) 2) органы власти и управления субъектов РФ (т.е. представительные органы гос. власти, органы контроля) 3) должностные лица, органы правления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций 4) должностные лица, которые действуют от своего имени, т.е. являются выразителями собственной компетенции (например, государственный инспектор по труду) 5) общественные объединения, организации, преследующие политические цели – в той мере, в какой их деятельность регулируется законом 6) граждане. В государстве есть ряд органов, не поднадзорных прокуратуре – высшие органы государственной власти (Федеральное собрание, Президент). Являются ли действия Правительства поднадзорными прокуратуре? Это спорный вопрос. Генеральный прокурор должен сообщить Президенту о выявленных нарушениях в действиях Правительства. Обычными средствами прокурорского надзора генеральный прокурор в этом случае реагировать не может. Ограничения компетенции прокуратуры по кругу проверяемых законодательных актов В ФЗ «О прокуратуре» сказано, что это 1) конституция РФ 2) конституции (уставы) субъектов РФ 3) законы Существует правило: если требования поднадзорных актов детализируют содержание норм закона, то исполнение таких актов прокуратура должна проверять. Чтобы определить правовое положение отдельного прокурорского органа необходимо провести разграничение компетенций органов: 1) между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами 2) между одинаковыми по своему правовому положению органами 3) между территориальными и специализированными прокуратурами
Разграничение компетенции между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами
В системе органов прокуратуры есть разные уровни: ü генеральная прокуратура ü прокуратуры субъектов федерации ü районные, городские прокуратуры и приравненные к ним. Объём полномочий у вышестоящих прокуроров больше, т.к. они обладают также полномочиями по руководству нижестоящими прокурорами (организационными полномочиями). Ст.17, 19 ФЗ «О прокуратуре». Генеральный прокурор в пределах выделенных штатов определяет структуру прокуратур, правовое положение структурных подразделений прокуратур, т.е. в общем распоряжается штатами. Некоторыми полномочиями по определению штатной численности обладают прокуроры субъектов РФ. Нижестоящие прокуроры могут вносить предложения по изменению штатной численности.
Например: администрация области (Правительство) расположена на территории Ленинского района, но прокурор Ленинского района не может проводить в ней проверки.
Основным критерием разграничения компетенции по надзору за законностью принимаемых актов между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами является правовое положение поднадзорных прокуратуре органов законодательной (представительной) и исполнительной власти. Применяется принцип соответствия: прокурор должен осуществлять надзор за исполнением законов органами власти соответствующими ему по правовому положению. Определения соответствия нет в ФЗ, это разграничение выработано на практике.
В ряде случае вышестоящая прокуратура может делегировать (передавать) свои полномочия подчинённым прокурорам. Делегирование может быть: 1) разовое Когда подчинённому поручается совершить какое-либо одно действие (например, поддержать обвинение на выездном заседании суда) 2) постоянное Когда вышестоящий прокурор передаёт свои полномочия для постоянного их выполнения нижестоящему (подчинённому). Основное правило: распределение полномочий по принципу соответствия правового положения прокурора и поднадзорных ему органов. Это принцип влияет на разграничение полномочий по реагированию на нарушение законности. Этот принцип должен чётко соблюдаться. В системе органов прокуратуры выделяется вид «городские прокуратуры»: 1) прокуратуры низового звена (по правовому положению равные городским) 2) прокуратуры городов федерального значения.
Разграничение компетенции между одинаковыми по своему правовому положению прокурорскими органами
В законодательстве нет критериев. В основу такого разграничения положен территориальный признак: как правило, органы прокуратуры учреждаются в каждой административно-территориальной единице, иногда (когда малый объём работы) одна прокуратура приходится на территорию нескольких административно-территориальных единиц (это межрайонные прокуратуры). Границы административно-территориальной единицы определяют территорию, на которой действует прокуратура. Дополнительные критерии: 1) место совершения правонарушения Как правило, меры реагирования должен принимать тот прокурор, на территории которого произошло правонарушение 2) в отношении сложных в структурном отношении организаций, расположенных на территории нескольких административно-территориальных единиц – меры реагирования должен принимать тот прокурор, на территории которого находится орган руководства организации 3) место нахождения органа, в компетенцию которого входит принятие мер по устранению правонарушения. В отношении судов действует правило: подсудность по месту нахождения ответчика.
Разграничение компетенции между территориальными и специализированными прокуратурами
Основным критерием является круг поднадзорных субъектов. Разграничение проводится по предметным полномочиям, функциональные полномочия у территориальных и специализированных прокуратур одинаковы. В ФЗ не содержится критериев. Критерии содержатся в ведомственных актах генерального прокурора – Приказ генерального прокурора № 54 от 9 сентября 2002 года «О разграничении компетенции прокуроров территориальных и приравненных к ним, военных и других специализированных прокуратур». Наиболее широкой компетенцией обладает территориальная прокуратура (всё, что не относится к компетенции специализированных прокуратур, принадлежит территориальным прокуратурам), т.е. этот Приказ сузил компетенцию специализированных прокуратур.
В составе прокуратуры Свердловской области выделяется: - 5 транспортных прокуратур - 3 природоохранные (в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге) - 5 прокуратур по надзору за исполнением наказания - 2 прокуратуры войсковых частей (в городах Новоуральске и Лесном).
Компетенция военной прокуратуры Военная прокуратура – это единственная специализированная прокуратура, которая представляет военную систему. Система военной прокуратуры: 1) Главная военная прокуратура Осуществляет руководство системой военной прокуратуры. Это структурное подразделение генеральной прокуратуры. 2) прокуратуры округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения и другие прокуратуры, приравненные по правовому положению к прокуратурам субъектов РФ. 3) прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам низового звена (городов и районов). Компетенция разграничивается по предметным полномочиям. Круг поднадзорных военной прокуратуре субъектов: 1) органы управления и органы военного управления 2) руководители и должностные лица воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений вооружённых сил РФ, внутренних войск, Министерства внутренних дел, ФСБ, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы, Службы внешней разведки, Федеральной службы железнодорожных войск и ряда других служб (как то Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (кроме Противопожарной службы), военная страховая компания). 3) военнослужащие; граждане, проходящие военные сборы; лица гражданского персонала вооружённых сил РФ и других войск, воинских формирований и органов. Направления деятельности военной прокуратуры: 1) общий надзор – надзор за исполнением конституции, законов, законностью правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей, иных граждан органами управления (в том числе органами военного управления), руководителями и должностными лицами воинских частей, учреждений, организаций, предприятий. В рамках этого направления прокуратура также осуществляет надзор за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан: 1) допустивших нарушение пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через государственную границу, 2) допустивших нарушение правил добычи, использования, передачи, охраны морских биологических ресурсов и иные административные нарушения стандартов и норм природоохранного законодательства, отнесённые к компетенции Федеральной пограничной службы. 2) уголовное преследование Осуществляется по делам о преступлениях, совершённых военнослужащими; гражданами, проходящими военные сборы; лицами гражданского персонала воинских формирований. Преступления должны быть совершены: 1) в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, 2) в расположении (на территории) воинских частей, подразделений. В рамках уголовного преследования прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности по делам и материалам уголовных дел. 3) надзор за соблюдением прав и гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию. В изоляторах содержатся задержанные по подозрению в совершении преступления. 4) участие в рассмотрении уголовных дел, по которые военная прокуратура осуществляла надзор за расследованием 5) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел: - возбуждённых по инициативе военных прокуроров или - если одной из сторон по делу являлась поднадзорная военной прокуратуре организация.
Компетенция транспортной прокуратуры Транспортные прокуратуры подчиняются территориальной прокуратуре. В систему транспортной прокуратуры входят прокуратуры, приравненные по правовому положению к прокуратурам низового звена (городов и районов). Создаются транспортные прокуратуры применительно к инфраструктуре транспорта (часть их привязана к структурным подразделениям железных дорог, в каждом железнодорожном подразделении есть своя транспортная прокуратура). Организует работу транспортных прокуратур соответствующая прокуратура субъекта РФ, в составе которой имеется специальное структурное подразделение – Отдел по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах. Поднадзорные субъекты: 1) органы управления транспортными организациями (за исключением Министерств, т.к. это высшие органы управления транспортными организациями и они поднадзорны генеральной прокуратуре) 2) руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций Министерства путей сообщения, Государственного таможенного комитета, Министерства транспорта (за исключением Автодорожной службы); руководители и должностные лица Федеральных служб: авиационной, морского и речного флота и некоторых других. Транспортная прокуратура действует в отношении органов управления предприятий всех видов транспорта (за исключением автомобильного и городского). 3) работники предприятий, учреждений, транспортных организаций. Направления деятельности транспортной прокуратуры: 1) надзор за исполнением конституции, законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами транспортного управления, руководителями и должностными лицами транспортных организаций. 2) уголовное преследование по трём категориям дел: 1) по делам о преступлениях, совершённых на территориях, относящихся к транспортным организациям: полотнах железных дорог, железнодорожных станциях, платформах, морских и речных портах, причалах, аэропортах и т.д. 2) по делам о преступлениях, совершённых работниками транспортных предприятий и организаций в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей 3) по делам о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации водного, воздушного, железнодорожного транспорта (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности транспортных средств). Транспортные прокуроры осуществляют надзор за законностью дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам перечисленных выше категорий. 3) участие в рассмотрении судами уголовных дел, по которым транспортные прокуроры осуществляли надзор за расследованием 4) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел: - возбуждённых по инициативе транспортных прокуроров в интересах поднадзорных им организаций или - если одной из сторон по делу являлась поднадзорная им организация.
Компетенция природоохранной прокуратуры
Природоохранные прокуратуры создаются в местностях с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой или для охраны особо уникальных природных объектов (например, озеро Байкал, река Волга). В систему природоохранной прокуратуры входят в основном прокуратуры, по правовому положению приравненные к прокуратурам низового звена (городов и районов). Практически все они являются межрайонными, деятельность каждой природоохранной прокуратуры распространяется на несколько административно-территориальных единиц. В системе природоохранной прокуратуры есть прокуратуры более высокого звена – например, Волжская межрайонная природоохранная прокуратура. Она действует на территории нескольких областей и республик, расположенных вдоль русла реки Волги. Прокурор Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры обладает правами прокурора субъекта РФ. Основная задача природоохранных прокуратур – обеспечение исполнения природоохранного законодательства: - органами управления - контролирующими органами в сфере охраны природы - коммерческими и некоммерческими организациями, осуществляющими оперативно-хозяйственную деятельность и причиняющими вред окружающей среде. Организует работу природоохранных прокуратур (за исключением Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры) соответствующий прокурор субъекта РФ. В Свердловской области этот вопрос курирует Отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства (т.к. нет специально выделенного отдела, структурного подразделения). Основные направления деятельности: 1) надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан: - представительными, законодательными, исполнительными органами власти субъектов РФ - органами местного самоуправления - природоохранными контролирующими органами и их должностными лицами - органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 2) уголовное преследование по делам об экологических преступлениях, совершённых на предприятиях, учреждениях и в организациях, поднадзорных транспортной прокуратуре. Перечень организаций, предприятий и учреждений определяется по согласованию с прокурором субъекта РФ (в отношении Волжского прокурора – по согласованию с прокурорами субъектов РФ). 3) участие в рассмотрении судами уголовных дел, в отношении которых природоохранный прокурор осуществлял надзор 4) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел: - возбуждённых по инициативе природоохранного прокурора или - если одной из сторон по делу является поднадзорная ему организация.
Компетенция прокуратуры по надзору за исполнением наказания (прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях)
Прокуратуры по надзору за исполнением наказания создаются в местах сосредоточения нескольких колоний или иных учреждений уголовно-исполнительной системы. По правовому положению прокуратуры по надзору за исполнением наказания приравнены к прокуратурам низового звена (городов и районов). Организует работу прокуратур по надзору за исполнением наказания соответствующая прокуратура субъекта РФ, в составе которой создаётся специальное подразделение – Отдел по надзору за исполнением уголовных наказаний. Круг поднадзорных субъектов: 1) администрации учреждений уголовно-исполнительной системы 2) специальные подразделения по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Направления деятельности: 1) осуществление надзора за исполнением конституции и законов, за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание 2) уголовное преследование по следующим делам: 1) о преступлениях, совершённых осуждёнными, отбывающими наказание 2) о преступлениях, совершённых работниками этих учреждений по службе. В рамках этого же направления осуществляется надзор за исполнением законов при производстве дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности. 3) участие в рассмотрении уголовных дел, по которым прокуроры осуществляли надзор за расследованием 4) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел: - возбуждённых по инициативе прокурора в интересах поднадзорной ему организации или - если поднадзорная прокурору организация является одной из сторон по делу.
Компетенция прокуратуры войсковых частей
Прокуратуры войсковых частей создаются для осуществления надзора за исполнением законов на особых территориях: закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), особо-режимных, особо-важных объектах. В Свердловской области действуют две прокуратуры войсковых частей (в городах Новоуральске и Лесном). В систему прокуратур войсковых частей также входят прокуратура ЗАТО города Межгорье и комплекса Байконур (по своему правовому положению они приравнены к прокуратурам субъекта РФ), остальные – обладают правами прокуратур низового звена (городов и районов). Основные направления деятельности: 1) надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: - органами местного самоуправления - органами контроля и их должностными лицами - органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций 2) уголовное преследование по делам о преступлениях, совершённых в пределах этих административно-территориальных образований (кроме производства по делам в отношении военнослужащих). В рамках этого же направления прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность по делам о преступлениях, совершённых на этих территориях. 3) участие в рассмотрении уголовных дел, по которым прокуроры осуществляли надзор за расследованием 4) участие в рассмотрении гражданских и арбитражных дел: - возбуждённых по инициативе прокурора в интересах поднадзорной организации или - если поднадзорная прокурору организация является одной из сторон по делу.
Всё, что не относится к компетенции отраслевых прокуратур, относится к компетенции территориальных прокуратур. Если любому прокурору поступает сообщение о совершении преступления (и не ясно, к чьей компетенции оно относится), он должен предпринять первоначальные действия по реагированию, а потом, разобравшись, передаёт дело соответствующему прокурору.
Тема: Организация работы в органах прокуратуры
|