Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокурорский надзор осуществляет генеральный прокурор, который находится во главе системы органов прокуратуры






Система органов прокуратуры является независимой, централизованной, отличается подчинением нижестоящего прокурора вышестоящему и всех вместе – генеральному прокурору.

Цели и задачи прокурорской системы (закреплены в ст.1 ФЗ «О прокуратуре»):

1) обеспечение единства законности

2) обеспечение верховенства закона

Это означает, что в своей деятельности прокурор должен добиваться, чтобы все законы, издаваемые в государстве, соответствовали конституции.

3) защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства

Сейчас эта функция выходит на первый план.

Функции деятельности прокуратуры в обществе:

1) законоохранительная

2) правоохранительная (охрана прав и интересов граждан и юридических лиц от нарушений)

Прокурорский надзор – эта деятельная не является однородной и осуществляется по различным направлениям. Направления перечислены в ст.1 ФЗ «О прокуратуре». Виды деятельности ещё иногда называют функциями.

Виды направлений деятельности прокуратуры:

1. основные направления деятельности прокуратуры (отрасли надзора):

1) надзор за исполнением конституции и законов (общий надзор)

ü федеральными органами исполнительной власти (министерствами, государственными

комитетами, службами)

ü представительными, законодательными и исполнительными органами власти

субъектов РФ

ü органами контроля

ü органами военного управления

ü органами местного управления

ü руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Сюда же относится надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми этими субъектами.

2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

3) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, осуществляющих наказание и иные меры государственно-правового принуждения

4) участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

5) участие прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел.

Отрасли надзора различаются между собой по следующим признакам:

а) предмет надзора

б) круг поднадзорных субъектов

в) полномочия прокурора в данной отрасли

г) применяемые прокурором правовые средства надзора

Предмет надзора – это то, на что направлена деятельность прокуратуры. Это исполнение закона поднадзорными субъектами. Закон может исполняться активно или пассивно. К предмету также относятся факты неисполнения закона.

Круг поднадзорных субъектов – это органы исполнительной власти разных уровней, контрольные органы, руководители и органы управления организаций.

Полномочия прокурора различаются по отраслям: в одних отраслях прокурор имеет более властные полномочия, в других – менее.

Правовые средства надзора – это те действия (акты) прокурора, которые он может совершать (издавать) для выявления и реагирования на нарушение закона.

2. комплексные направления деятельности прокуратуры:

Они образуются из элементов нескольких отраслей надзора с целью последовательной борьбы с определённого вида правонарушениями.

1) уголовное преследование преступлений, выявленных в ходе общенадзорной проверки

2) надзор за исполнением законов судебными приставами

3) надзор за исполнением природоохранного законодательства не указаны в ФЗ

4) надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних «О прокуратуре»

и молодёжи

5) надзор за исполнением налогового законодательства организационно

6) надзор за исполнением законодательства о труде не оформлены

3. организационные направления:

1) координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью

2) участие прокуратуры в правотворческой деятельности

3) международное сотрудничество органов прокуратуры.

Координация деятельности правоохранительных органов

в борьбе с преступностью

Координация – это согласование, приведение в порядок, в соответствие.

Применительно к деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью: координация – это приведение в соответствие (согласованность) действий разных правоохранительных органов.

Цель – повышение эффективности борьбы с преступностью за счёт комплексного использования потенциальных возможностей каждого правоохранительного органа.

Формы координации:

1) совместное изучение преступности

2) совместная разработка мероприятий по борьбе с преступностью

3) координационные совещания руководителей правоохранительных органов

4) создание рабочих групп

5) подготовка совместных указаний для различных органов.

Положение «О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью», утверждённое Указом Президента от 16 апреля 1996 г. № 567.

Организационные способы координации осуществляют генеральный прокурор и подчинённые ему органы (на них возложена инициатива и ряд организационных полномочий по подготовке совместных решений и контролю за их исполнением).

Координируемые субъекты обладают самостоятельностью.

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности

Прокуроры могут формулировать и вносить предложения по изменению и дополнению существующих законов, а также разработке новых нормативных актов.

С этой целью прокуратура обращается в соответствующие органы.

Однако обращение прокурора не влечёт юридических последствий, поскольку генеральный прокурор не наделён официально правом законодательной инициативы.

Этим вопросом в Прокуратуре занимается Управление правового обеспечения.

Основой этой деятельности является Приказ генерального прокурора № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства».

 


Международное сотрудничество органов прокуратуры

Международное сотрудничество генеральной прокуратуры и других прокурорских органов основано на следующих актах:

ü международные договоры, соглашения

ü правила, конвенции:

- Всеобщая декларация прав и основных свобод человека

- Конвенция о правах ребёнка

- Пекинские правила (о несовершеннолетних)

- Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней

- Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными

- Конвенция о выдаче преступников и др.

Эти акты касаются охраны прав человека, защиты нарушенных прав, борьбы с преступностью, осуществления правосудия.

Особого внимания заслуживает Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (сокращённое название: Минская конвенция) от 22 января 1993 г. Эта конвенция была подписана в Минске представителями государств – бывших членов СССР. Согласно этой конвенции: граждане государств – бывших членов СССР имеют право обращаться свободно и без ограничений в органы, осуществляющие правосудие этих государств.

Генеральной прокуратурой подписан ряд договоров о правовой помощи и сотрудничестве с прокуратурами стран – бывших членов СССР (например: с Таджикистаном, с прибалтийскими республиками).

Направления (формы) сотрудничества:

1) направление и исполнение разовых поручений и запросов об оказании правовой помощи

Так решаются:

§ вопросы возбуждения уголовных дел

§ вопросы производства отдельных процессуальных действий

§ вопросы вызова свидетелей

§ вопросы выдачи документов

§ вопросы экстрадиции.

2) постоянное сотрудничество с правоохранительными органами, занимающимися борьбой с транснациональной организованной преступностью (Интерполом, Европолом):

ü обмен информацией

ü взаимные консультации

ü проведение совещаний

ü обмен делегациями специалистов для передачи опыта работы.

Международное сотрудничество осуществляется через Генеральную прокуратуру и её территориальные подразделения.

В рамках прокуратуры существует специальное подразделение – Международное правовое управление.

Акты ген. прокурора, предписывающие, каким образом должно осуществляться сотрудничество:

v Приказ № 50 от 3 августа 1998 г. «Об организации международного сотрудничества

прокуратуры РФ»

v Приказ № 35 от 26 июня 2002 г. – касается вопросов организации сотрудничества в

сфере уголовного судопроизводства.

Также действуют указания ген. прокурора.

 

 

Помимо отраслей выделяются также участки и подотрасли надзора.

Подотрасли надзора – это более специализированные виды, чем отрасли; это части отраслей. Например: отрасль – общий надзор, подотрасль – надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи, участок – надзор за исполнением законодательства о труде несовершеннолетних.

 

Система и содержание

курса «Прокурорский надзор в РФ»

Курс прокурорского надзора – это система знаний о правовой и социальной природе прокурорского надзора, статусе (правовом положении) прокуратуры и её функциях, направлениях, формах и методах деятельности.

Предмет курса прокурорского надзора «смыкается» с предметами других учебных дисциплин (судебная власть, правоохранительные органы в РФ, административное право, уголовный процесс, гражданский процесс, семейное право, арбитражный процесс).

Прокуратура является одним из специализированных органов.

Система курса делится на две части: общую и особенную.

 

система курса «Прокурорский надзор в РФ»

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал