Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прокурорский надзор осуществляет генеральный прокурор, который находится во главе системы органов прокуратуры
Система органов прокуратуры является независимой, централизованной, отличается подчинением нижестоящего прокурора вышестоящему и всех вместе – генеральному прокурору. Цели и задачи прокурорской системы (закреплены в ст.1 ФЗ «О прокуратуре»): 1) обеспечение единства законности 2) обеспечение верховенства закона Это означает, что в своей деятельности прокурор должен добиваться, чтобы все законы, издаваемые в государстве, соответствовали конституции. 3) защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства Сейчас эта функция выходит на первый план. Функции деятельности прокуратуры в обществе: 1) законоохранительная 2) правоохранительная (охрана прав и интересов граждан и юридических лиц от нарушений) Прокурорский надзор – эта деятельная не является однородной и осуществляется по различным направлениям. Направления перечислены в ст.1 ФЗ «О прокуратуре». Виды деятельности ещё иногда называют функциями. Виды направлений деятельности прокуратуры: 1. основные направления деятельности прокуратуры (отрасли надзора): 1) надзор за исполнением конституции и законов (общий надзор) ü федеральными органами исполнительной власти (министерствами, государственными комитетами, службами) ü представительными, законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ ü органами контроля ü органами военного управления ü органами местного управления ü руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций. Сюда же относится надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми этими субъектами. 2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 3) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, осуществляющих наказание и иные меры государственно-правового принуждения 4) участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел 5) участие прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел. Отрасли надзора различаются между собой по следующим признакам: а) предмет надзора б) круг поднадзорных субъектов в) полномочия прокурора в данной отрасли г) применяемые прокурором правовые средства надзора Предмет надзора – это то, на что направлена деятельность прокуратуры. Это исполнение закона поднадзорными субъектами. Закон может исполняться активно или пассивно. К предмету также относятся факты неисполнения закона. Круг поднадзорных субъектов – это органы исполнительной власти разных уровней, контрольные органы, руководители и органы управления организаций. Полномочия прокурора различаются по отраслям: в одних отраслях прокурор имеет более властные полномочия, в других – менее. Правовые средства надзора – это те действия (акты) прокурора, которые он может совершать (издавать) для выявления и реагирования на нарушение закона. 2. комплексные направления деятельности прокуратуры: Они образуются из элементов нескольких отраслей надзора с целью последовательной борьбы с определённого вида правонарушениями. 1) уголовное преследование преступлений, выявленных в ходе общенадзорной проверки 2) надзор за исполнением законов судебными приставами 3) надзор за исполнением природоохранного законодательства не указаны в ФЗ 4) надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних «О прокуратуре» и молодёжи 5) надзор за исполнением налогового законодательства организационно 6) надзор за исполнением законодательства о труде не оформлены 3. организационные направления: 1) координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью 2) участие прокуратуры в правотворческой деятельности 3) международное сотрудничество органов прокуратуры. Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью Координация – это согласование, приведение в порядок, в соответствие. Применительно к деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью: координация – это приведение в соответствие (согласованность) действий разных правоохранительных органов. Цель – повышение эффективности борьбы с преступностью за счёт комплексного использования потенциальных возможностей каждого правоохранительного органа. Формы координации: 1) совместное изучение преступности 2) совместная разработка мероприятий по борьбе с преступностью 3) координационные совещания руководителей правоохранительных органов 4) создание рабочих групп 5) подготовка совместных указаний для различных органов. Положение «О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью», утверждённое Указом Президента от 16 апреля 1996 г. № 567. Организационные способы координации осуществляют генеральный прокурор и подчинённые ему органы (на них возложена инициатива и ряд организационных полномочий по подготовке совместных решений и контролю за их исполнением). Координируемые субъекты обладают самостоятельностью. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности Прокуроры могут формулировать и вносить предложения по изменению и дополнению существующих законов, а также разработке новых нормативных актов. С этой целью прокуратура обращается в соответствующие органы. Однако обращение прокурора не влечёт юридических последствий, поскольку генеральный прокурор не наделён официально правом законодательной инициативы. Этим вопросом в Прокуратуре занимается Управление правового обеспечения. Основой этой деятельности является Приказ генерального прокурора № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства».
Международное сотрудничество органов прокуратуры Международное сотрудничество генеральной прокуратуры и других прокурорских органов основано на следующих актах: ü международные договоры, соглашения ü правила, конвенции: - Всеобщая декларация прав и основных свобод человека - Конвенция о правах ребёнка - Пекинские правила (о несовершеннолетних) - Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней - Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными - Конвенция о выдаче преступников и др. Эти акты касаются охраны прав человека, защиты нарушенных прав, борьбы с преступностью, осуществления правосудия. Особого внимания заслуживает Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (сокращённое название: Минская конвенция) от 22 января 1993 г. Эта конвенция была подписана в Минске представителями государств – бывших членов СССР. Согласно этой конвенции: граждане государств – бывших членов СССР имеют право обращаться свободно и без ограничений в органы, осуществляющие правосудие этих государств. Генеральной прокуратурой подписан ряд договоров о правовой помощи и сотрудничестве с прокуратурами стран – бывших членов СССР (например: с Таджикистаном, с прибалтийскими республиками). Направления (формы) сотрудничества: 1) направление и исполнение разовых поручений и запросов об оказании правовой помощи Так решаются: § вопросы возбуждения уголовных дел § вопросы производства отдельных процессуальных действий § вопросы вызова свидетелей § вопросы выдачи документов § вопросы экстрадиции. 2) постоянное сотрудничество с правоохранительными органами, занимающимися борьбой с транснациональной организованной преступностью (Интерполом, Европолом): ü обмен информацией ü взаимные консультации ü проведение совещаний ü обмен делегациями специалистов для передачи опыта работы. Международное сотрудничество осуществляется через Генеральную прокуратуру и её территориальные подразделения. В рамках прокуратуры существует специальное подразделение – Международное правовое управление. Акты ген. прокурора, предписывающие, каким образом должно осуществляться сотрудничество: v Приказ № 50 от 3 августа 1998 г. «Об организации международного сотрудничества прокуратуры РФ» v Приказ № 35 от 26 июня 2002 г. – касается вопросов организации сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Также действуют указания ген. прокурора.
Помимо отраслей выделяются также участки и подотрасли надзора. Подотрасли надзора – это более специализированные виды, чем отрасли; это части отраслей. Например: отрасль – общий надзор, подотрасль – надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи, участок – надзор за исполнением законодательства о труде несовершеннолетних.
Система и содержание курса «Прокурорский надзор в РФ» Курс прокурорского надзора – это система знаний о правовой и социальной природе прокурорского надзора, статусе (правовом положении) прокуратуры и её функциях, направлениях, формах и методах деятельности. Предмет курса прокурорского надзора «смыкается» с предметами других учебных дисциплин (судебная власть, правоохранительные органы в РФ, административное право, уголовный процесс, гражданский процесс, семейное право, арбитражный процесс). Прокуратура является одним из специализированных органов. Система курса делится на две части: общую и особенную.
система курса «Прокурорский надзор в РФ»
|