Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечание.






Государственное учреждение Ярославской области

Рыбинский социально - реабилитационный центр

Для несовершеннолетних

«Наставник»

 

Модульная папка

диагностических методик,

Направленных на изучение

Личностных особенностей

Кандидатов в воспитатели

замещающих семей

 

 

Г. Рыбинск

Г.


Модульная папка разработана педагогами-психологами ГУ ЯО Рыбинский центр «Наставник» Никоновой Е.Е., Ройтман Н.И., Кисиной Т.С..

Под редакцией Г.И. Савина

 

Модульная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей кандидатов в воспитатели замещающих семей. Материалы, собранные в данной папке, могут использоваться психологами не только при диагностике кандидатов в процессе отбора, но и в консультативной практике при сопровождении семей. Почти каждая методика снабжена расшифровкой базовых понятий, комментариями и рекомендациями, что позволит даже начинающему психологу эффективно применять предлагаемые методики в своей профессиональной деятельности.

 

 

© Государственное учреждение Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник», 2008 г.


Содержание

Введение. 4

Перечень предлагаемых методик. 5

Методика «Измерение установок в семейной паре». 6

Характерологический опросник К. Леонгарда. 10

Тест на определение отношения родителей к ребенку. 15

Методика «Шкала семейного окружения». 17

Методика диагностики типа акцентуации характера

«Чертова дюжина». 24

Методика «Самооценка эмпатических способностей». 31

Тест описания поведения К. Томаса. 34

Методика «Анализ семейных взаимоотношений». 41

Методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлор. 62

Методика «Оценка эмоционально – волевых качеств». 67

Методика «Родительско - детские отношения» (PARI). 70

Проективная методика «Автопортрет». 80

Методика ДДЧ «Дом, дерево, человек». 85

Методика «Незаконченные предложения». 101

Метод цветовых выборов модифицированный цветовой тест Люшера 104

Список литературы. 108


Введение

Методики, предложенные в данной папке, предполагают всестороннее изучение личностных особенностей взрослых людей, ориентированных на выполнение обязанностей воспитателей замещающих семей.

 

Рекомендации психологу, проводящему диагностическое исследование:

· Активно использовать не только тестовые методики, предложенные в данной папке, но и такие важные методы психологического исследования как наблюдение, беседа, интервью и т.д.

 

· Диагностическое исследование должно включать не менее 3 встреч. Данный временной минимум необходим для более полного и глубокого изучения личностных особенностей кандидата.

 

· Выводы о личностных особенностях кандидата следует делать на основе тестирования, проведенного по нескольким (в том числе и дублирующим методикам).

 

· Диагностическое исследование должно быть комплексным, т. е. основываться как на проективных, так и тестовых методиках (включая наблюдение в процессе собеседования и т.д.)

 

· Инструкции респонденту психолог должен давать в устной форме, перед началом работы ответить на возникшие вопросы. После начала работы над тестом – комментарии со стороны специалиста не рекомендуются.

 

· Опросник теста и бланк ответов должны быть напечатаны на отдельных листах, исключая название методики и её цель.

 

· По результатам первичной диагностики, делается дополнительная подборка методик, уточняющая и проясняющая моменты, вызвавшие у психолога сомнения или неоднозначность в интерпретации.

 

· На каждую процедуру диагностики психолог готовит набор методик, в зависимости от поставленной исследовательской цели. Первичная диагностика является определяющей при компоновке методик и выборе методов всех последующих диагностических процедур.

 

· Диагностическая процедура не должна превышать 1, 5 часов, кроме того, психолог должен ориентироваться на индивидуальный порог утомляемости обследуемого.

 

Перечень предлагаемых методик.

 

· Методика «Измерение установок в семейной паре».

· Характерологический опросник К. Леонгарда.

· Тест на определение отношения родителей к ребенку

· Методика «Шкала семейного окружения». (ШСО)

(адаптация Куприянова С.Ю. 1985г.)

· Методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова дюжина».

· Методика «Самооценка эмпатических способностей».

· Тест описания поведения К. Томаса.

· Методика «Анализ семейных взаимоотношений».

· Методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлор.

· Методика «Оценка эмоционально – волевых качеств».

· Методика «Родительско - детские отношения» (PARI).

(Авторы: Е. С. Шеффер, Р. К. Белл; адаптирован Т. Н. Нещерет;

Райгородский, 1999г.)

· Проективная методика «Автопортрет».

· Методика ДДЧ «Дом, дерево, человек».

· Методика «Незаконченные предложения»

· Метод цветовых выборов модифицированный цветовой тест Люшера.(Под редакцией Л. Н. Собчик)

Примечание.

 

Для диагностики личностных особенностей кандидатов в воспитатели замещающих семей необходимым и достаточным является использование методик, которые в данном списке выделены жирным шрифтом.

Методика «Измерение установок в семейной паре».

Данная методика дает возможность исследовать взгляды испытуемых по шести наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам жизни. Как инструмент для выявления индивидуальных характеристик опросник может быть использован при изучении различных проблем семьи.

Испытуемому предлагают 24 суждения, выражающие ту или иную позицию по шести различным значимым сферам, таким как:

 

1. отношение к людям;

2. альтернатива между чувством долга и удовольствием;

3. отношение к детям;

4. отношение к автономности или зависимости супругов;

5. отношение к запретности секса;

6. отношение к деньгам.

 

Поскольку ребенок будет воспитываться в семье, где существует собственный уклад и сформировано определенное отношение к жизни, очень важно учитывать позицию взрослых не только по отношению к детям, но и к таким важным сторонам как отношение к людям; к чувству долга и т.д.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал