Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка социальной эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом
Оценка эффективности программ совершенствования системы и процессов управления персоналом требует определения не только экономических, но и социальных последствий их реализации. Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
К числу позитивных можно отнести следующие изменения:
• обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги);
• реализация и развитие индивидуальных способностей работников;
• определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы и пр.);
• благоприятный социально-психологический климат (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).
К числу предотвращенных отрицательных моментов можно отнести:
• ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.);
• ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.).
Позитивные социальные последствия проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом могут формироваться (и должны оцениваться) и за пределами организации (формирование благоприятного имиджа организации, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильной занятости в регионе, обеспечение безопасности продукции для пользователей и природы и пр.). Характеристика социальных результатов совершенствования системы и процессов управления персоналом представлена в табл. 10.
Следует обратить внимание на принципиальную взаимосвязь экономической и социальной эффективности совершенствования системы и процессов управления персоналом. С одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для персонала можно обеспечить только тогда, когда существование организации является надежным и она получает прибыль, позволяющую предоставить эти стимулы. С другой стороны, экономической эффективности можно добиться только в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение организации свою рабочую силу, что они обычно бывают готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной эффективности.
Социальные результаты в ряде случаев поддаются стоимостной оценке (например, увеличение выпуска, повышение качества продукции вследствие более полной реализации трудового потенциала персонала, уменьшение ущерба от сокращения кадров вследствие роста удовлетворенности трудом, сокращение потребности в социальных льготах и компенсациях для нейтрализации или ослабления неблагоприятных условий труда и т.д.) и могут быть включены в состав общих результатов в рамках определения их экономической эффективности.
При комплексной оценке экономической и социальной эффективности программ совершенствования системы и процессов управления персоналом возможны следующие подходы:
• экономическая эффективность рассматривается как главный показатель, а социальная эффективность - как ограничение, т.е. принимаются только те проекты, которые предусматривают мероприятия социального характера;
• рассчитывается интегральный обобщающий показатель экономической и социальной эффективности, но ввиду частой качественной несопоставимости целей такой расчет носит условный характер;
• вначале варианты решений разрабатываются и рассматриваются с позиций социальных целей независимо от экономических, а затем среди отобранных социально эффективных вариантов определяется экономически эффективный.
Таблица 10
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Область
формирования
(функциональные
подсистемы
системы управления
персоналом)
| Социальные результаты
| Показатели
|
|
|
| | 1. Подсистема планирования и маркетинга персонала
| Обеспечение полной реализации потенциала работников организации
Обеспечение соответствия содержания труда квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников
Обеспечение возможности занятости для ищущих работу в регионе
Обеспечение возможности снижения негативных последствий высвобождения работников Обеспечение стабильности персонала Формирование благоприятного имиджа организации
| Сокращение количества рабочих, занятых не по профилю профессии
Сокращение числа сверхурочных часов на одного работающего
Увеличение количества работников, принятых по направлению служб занятости
Сокращение числа конфликтов в связи с необоснованным увольнением персонала
Рост числа случаев положительного освещения деятельности организации в средствах массовой информации
| | 2. Подсистема найма и учета персонала
| Обеспечение использования персонала в соответствии с индивидуальными интересами, способностями и возможностями Обеспечение приема персонала, способного адаптироваться к организации (в том числе к ее корпоративной культуре)
Повышение обоснованности кадровых решений о перемещении персонала
| Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных содержанием и режимом работы
Сокращение числа обращений к администрации со стороны сотрудников с просьбой о переводе в другие подразделения в связи с неудовлетворенностью содержанием и режимом работы
Снижение текучести кадров, проработавших в организации менее одного года, в связи с нереализованными ожиданиями
| | 3. Подсистема условий труда
| Обеспечение реализации системы требований психофизиологии и эргономики труда
Обеспечение соблюдения требований технической эстетики
Обеспечение реализации системы стандартов охраны труда и техники безопасности и санитарно-гигиенических требований Гуманизация труда (обогащение содержания труда, снижение монотонности, объединение разрозненных элементов в работу, более соответствующую требованиям высокоразвитой личности и пр.) Сокращение загрязнения окружающей среды, сохранение живой природы и окружающего ландшафта
| Снижение удельного веса рабочих, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда
Снижение удельного веса рабочих, занятых на работах с вредными условиями труда
Снижение удельного веса рабочих, выполняющих работу вручную
Увеличение удельного веса основных фондов природоохранного назначения в общей стоимости основных фондов Увеличение числа мер, направленных на обеспечение чистоты территории предприятия и близлежащих территорий Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных условиями работы — Сокращение частоты производственного травматизма Сокращение количества случаев профессиональных заболеваний
Сокращение потерь рабочего времени из-за временной нетрудоспособности работников Увеличение продолжительности жизни работников
| | 4. Подсистема
трудовых
отношений
| Обеспечение своевременного выявления проблем в групповых и индивидуальных взаимоотношениях Обеспечение соблюдения этических норм взаимоотношений
Обеспечение возможности принятия решений в случаях, когда необходим поиск компромиссов Формирование благоприятного имиджа организации
Наличие механизмов координации работ при решении проблем социально-трудовых отношений
| Сокращение числа конфликтов по производственным вопросам в структурных подразделениях Сокращение числа социально-трудовых конфликтов в расчете на одного работника
Сокращение потерь времени из-за социально-трудовых конфликтов
Сокращение числа обращений к администрации со стороны сотрудников с просьбой о переводе в другие подразделения в связи с проблемами групповых и индивидуальных взаимоотношений
Удельный вес работников, удовлетворенных взаимоотношениями с руководством
| | 5. Подсистема
развития
персонала
| Обеспечение условий для всесторонней адаптации персонала к условиям работы в организации Повышение содержательности труда Реализация и развитие индивидуальных способностей работников
Повышение конкурентоспособности персонала Обеспечение согласования целей работников и администрации при управлении карьерой Обеспечение овладения социокультурными нормами организации
| Увеличение удельного веса работников, владеющих смежными (двумя и более) специальностями и профессиями Увеличение удельного веса работников, повышающих квалификацию
| | Увеличение удельного веса работников, выразивших удовлетворение возможностями личного возвышения Повышение удельного веса изобретателей и рационализаторов в общей численности работающих Увеличение числа поданных рационализаторских предложений и изобретений
Снижение уровня текучести по причине неудовлетворенности возможностями развития
Сокращение требуемой продолжительности периода адаптации
| б. Подсистема мотивации поведения персонала
| Обеспечение связи между результативностью и
оплатой труда
Обеспечение возможностей личного развития
работников
Формирование чувства причастности работника к
организации
| Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение осознанием полезности труда I Повышение удельного веса работающих, выразивших удовлетворенность системой вознаграждения Снижение абсентизма
Удельный вес работающих, выразивших удовлетворенность условиями для самовыражения Удельный вес работающих - членов творческих групп, советов
| 7. Подсистема
социального
развития
| Повышение разнообразия удовлетворенных потребностей персонала
Формирование благоприятного социально-психологического климата
Противодействие вредным привычкам, ведущим к физическому нездоровью или антисоциальному поведению
Обеспечение механизма обратной связи с работниками исходя из их желаний и нужд Обеспечение механизма обратной связи с потребителями и обществом
Создание возможностей для общения вне работы и участия в общественной жизни
Улучшение условий домашнего быта
| Рост количества мероприятий, направленных на поддержание здорового образа жизни
Увеличение удельного веса сотрудников, удовлетворенных социально-психологическим климатом в коллективе Сокращение числа случаев задержания органами милиции и общественными правоохранительными органами работников предприятия
Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных действиями администрации по личным заявлениям Увеличение удельного веса работников, положительно оценивающих условия для общения вне работы и участия в общественной жизни
| 8. Подсистема развития оргструктур управления
| Обеспечение способности организации к перестройке своих структур в зависимости от изменения целей и внешней среды Обеспечение принятия руководящих решений с ясным и четким изложением
Обеспечение четкого определения прав и обязанностей работников
| Удельный вес работников, для которых разработаны должностные инструкции
Удельный вес подразделений, для которых разработаны положения
Увеличение числа изменений в организационной структуре по причине изменения целей и факторов внешней среды Увеличение удельного веса научно обоснованных управленческих процедур
| | 9. Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом
| Обеспечение соответствия кадровых решений требованиям трудового законодательства Повышение обоснованности кадровых решений
| Сокращение числа трудовых споров, вызванных нарушением трудовых прав работников
Сокращение удельного веса работников, указывающих на недостаточную обоснованность кадровых решений (не учитываются интересы персонала)
| |
|