Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные принципы налогообложения.
Конституция РФ использует термин «общие принципы налогообложения и сборов». Этим подчеркивается одна из характеристик этих принципов: они лежат в основе нормотворческой деятельности и Федерации, и ее субъектов, и органов местного самоуправления. Применение понятия «общие принципы» оправдано тем, что речь о них идет в ст. 72 Конституции РФ о совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. К общим принципам налогообложения могут быть отнесены положения, как вытекающие из Конституции РФ и являющиеся гарантиями реализации основных начал социального, государственного и национального устройства, так и не вытекающие из Конституции, но принятые в соответствии с ней и закрепленные в федеральном законе. Принципы первой группы по своей природе и происхождению являются основными. Этот термин характеризует их значимость для правовой системы и их отношение к Основному закону. Вторая группа принципов имеет «связанный» характер. Они не могут противоречить принципам, базирующимся на Основном законе, развивают основные принципы налогообложения и сборов, являются принципами «второго уровня», поэтому их нельзя признать основными. Например, п. 7 ст. 3 НК РФ установлен принцип толкования законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика. Этот принцип развивает конституционное положение об установлении налогов и сборов исключительно законами, однако носит сугубо прикладной характер. Хотя значение этого принципа для развития системы налогов трудно переоценить (поэтому ограничительное толкование мы и относим к принципам), говорить о нем как об основном было бы неверно. Основные принципы налогообложения и сборов существенны для налоговой системы в целом или для нескольких ее элементов. Иные принципы, не относящиеся к основным, лежат в основе правового регулирования конкретных элементов налоговой системы. Так, принцип однократности налогообложения устанавливает только стандарты системы налогов, в то время как основной принцип единства налоговой политики подлежит учету и при установлении конкретных налогов, и при решении вопроса о компетенции органов власти и управления различных уровней, и при учреждении налоговых органов. Помимо общих принципов налогообложения, выделяют также специальные принципы, характеризующие отдельные институты налогового права, например, принципы налоговой ответственности, принципы ведения налогового учета1. В условиях федеративного государства органы власти субъектов Федерации (а также органы местного самоуправления) обладают определенными полномочиями в налоговой сфере. Но право органов субъек-. тов Федерации устанавливать налоги не безгранично. Рубежи очерчены с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства. Таким образом, общие принципы налогообложения и сборов служат, с одной стороны, основой налоговой компетенции субъектов Федерации, а с другой—ограничивают эту компетенцию. 7. Налоговыеправоотношения и их особенности. Налоговые правоотношения - урегулированные нормами нал огового права общественные отношения, возникающие при установлении, введении, исчислении и уплате налогов и других обязательных платежей. Налоговые отношения содержат все основные признаки любого правоотношения: 1. Они возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий в соответствии с налогово-правовой нормой; 2. Имеют волевой характер; 3. Субъекты правоотношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями. Помимо этого, налоговые правоотношения имеют свои особые признаки: 1. Возникают и развиваются в процессе налоговой деятельности государства, т.е. деятельности по установлению, введению и взиманию налогов; 2. В налоговых правоотношениях прямо выражается воля и интересы государства, т.е. они являются формой реализации публичных интересов; 3. Одним из обязательных участников является уполномоченный на то государственный орган, наделенный властными полномочиями; 4. Являются по своей сущности экономическими отношениями и носят ярко выраженный денежный характер; 5. Являются обязательственными, что вытекает из обязанности уплачивать установленные законодательством налоги и сборы; 6. Включают две группы отношений: общие и специальные. Общие возникают между налогоплательщиками и государством по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Специальные возникают в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком и налоговыми органами, банками, финансовыми органами и т.д. Наиболее точно выразить специфику налоговых отношений позволяет определения понятия налогового обязательства, которое характеризуется следующими чертами: 1. Имущественное (передача государству денежных средств); 2. Относительное (имеет строго определенных состав участников); 3. Активный тип (обязанность плательщика платить налоги); 4. Гарантированное (побуждением к его выполнению являются санкции, применяемые уполномоченными на то государственными органами за нарушение налогового законодательства); 5. Положительное содержание (налоговому обязательству, как правило, не свойственны требования воздержаться от совершения определенных действий). Налоговые правоотношения включают следующие элементы: - субъекты; - объекты; - содержание. Субъекты налоговых правоотношений - физические лица и коллективные образования, способные участвовать в налоговых отношениях (т.е. обладающие правоспособностью и дееспособностью) и выступающие как носители налоговых прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.(См. схема 1) Субъекты налоговых правоотношений обладают налоговой правоспособностью и дееспособностью, в т.ч. деликтоспособностью в неразрывном единстве. Объектами налоговых правоотношений являются объекты налогообложения - обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства. Каждый налог, сбор имеет самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Содержание налоговых правоотношений раскрывается через субъективные права и обязанности их участников. Субъективные права - определенные правовые возможности положительного поведения управомоченных субъектов, требование соответствующего поведения от правообязанных субъектов, использование государственного принуждения в случаях неисполнения одной из сторон своих обязанностей, пользование льготами по обязательным платежам. Отличительной чертой субъективных прав является мера поведения, обеспечиваемая не только законом, но и обязанностями других участников правоотношений. Содержание налоговых правоотношений всегда проявляется в корреспонденции прав и обязанностей их участников.
|