Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Представительство в налоговых правоотношениях.
По общему правилу субъекты любых правоотношений участвуют в таких правоотношениях лично, но бывают и исключения. НК РФ с учетом норм гражданского законодательства РФ предусматривает в налоговых правоотношениях институт представительства. В соответствии со ст. 26 НК РФ налогоплательщик, то есть лицо, на которое возложена обязанность по уплате налогов, вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. В качестве законного представителя организации, как правило, выступают руководитель организации и его заместители. Соответственно налогоплательщика-организацию в налоговых правоотношениях представляют лица, уполномоченные на то законом или учредительными документами организации. Как правило, законным представителем организации, уполномоченным действовать от ее.имени без доверенности, выступает исполнительный орган управления соответствующей организации. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Поэтому в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей физических лиц могут выступать: родители - для несовершеннолетних, в т. ч. усыновленных детей; опекуны - для опекаемых; попечители - для подопечных. Законный представитель физического лица действует от его имени без доверенности. Любой налогоплательщик (плательщик сборов) вправе уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений. Такой представитель именуется уполномоченным представителем. К таким лицам относятся: должностные лица налоговых и таможенных органов; органов государственных внебюджетных фондов; органов внутренних дел; судьи; следователи; прокуроры. 13. Налоговая обязанность: понятие, основания возникновения и прекращения. Обязанность по уплате налога (сбора) представляет собой конституционную обязанность налогоплательщиков. Данная обязанность закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в наличии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уплатить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор. При этом следует помнить, что не всякий налог, установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально административного образования (например, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанности уплатить такой налог. Конституционный принцип уплаты законно установленных налогов развивается в пункте 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, т. е. когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения: 1) объект налогообложения; 2) налоговая база; 3) налоговый период; 4) налоговая ставка; 5) порядок исчисления налога; 6) порядок и сроки уплаты налога. При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены: плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база и ставка сбора. В необходимых случаях при установлении налога в законе могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования. Если законодательством не установлен хотя бы один из перечисленных элементов налогообложения, налог считается не установленным и обязанности по его уплате не возникает. Налоговая обязанность по уплате конкретного налога или сбора устанавливается актом законодательства о налогах и сборах, содержащим налоговоправовые нормы, регулирующие порядок взимания данного налога. Исполнение такой обязанности обеспечивается силой государственного принуждения, осуществляемого налоговыми органами. Конституционная обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов не является единственной, поскольку существуют и иные обязанности налогоплательщиков, закрепленные Налоговым кодексом Российской Федерации. К таким обязанностям относятся, например: обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в Налоговом кодексе; обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; обязанность представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и т. д. Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекращается при наличии определенных оснований, которые устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Возникновение у лица обязанности уплатить налог закон связывает с юридическим фактом возникновения у лица объекта налогообложения по соответствующему налогу. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществляется в отношении налогоплательщиков — физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, в случае недостаточности принадлежащих им денежных средств для исполнения указанной обязанности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по решению налогового органа. При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения. В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов: 1) уплаты налога (сбора) налогоплательщиком или плательщиком сбора; 2) смерти налогоплательщика или признания его умершим впорядке, установленном гражданским законодательством; 3) ликвидации организацииналогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами); 4) наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора. К числу иных обстоятельств относятся, например, уплата налога за налогоплательщика поручителем, исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лицаего правопреемником, списание безнадежных долгов по налогам и сборам и др.
|