Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представительство в налоговых правоотношениях.






По общему правилу субъекты любых правоотношений участ­вуют в таких правоотношениях лично, но бывают и исключе­ния. НК РФ с учетом норм гражданского законодательства РФ предусматривает в налоговых правоотношениях институт представительства.

В соответствии со ст. 26 НК РФ налогоплательщик, то есть лицо, на которое возложена обязанность по уплате налогов, вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодатель­ством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.
Личное участие налогоплательщика (плательщика сборов) в нало­говых правоотношениях не лишает его права иметь представите­ля и, наоборот, участие представителя не лишает налогоплатель­щика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять указанную ор­ганизацию на основании закона или ее учредительных доку­ментов. В качестве законного представителя организации, как правило, выступают руководитель организации и его замести­тели. Соответственно налогоплательщика-организацию в нало­говых правоотношениях представляют лица, уполномоченные на то законом или учредительными документами организации. Как правило, законным представителем организации, уполно­моченным действовать от ее.имени без доверенности, выступает исполнительный орган управления соответствующей организации.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представи­телей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Поэтому в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей физических лиц могут выступать:

родители - для несовершеннолетних, в т. ч. усыновленных детей;

опекуны - для опекаемых;

попечители - для подопечных.

Законный представитель физического лица действует от его имени без доверенности.

Любой налогоплательщик (плательщик сборов) вправе упол­номочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений. Такой представитель именуется упол­номоченным представителем.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организа­ции осуществляет свои полномочия на основании доверенно­сти, выдаваемой в порядке, установленном гражданским зако­нодательством РФ. При этом следует отметить, что действие либо бездействие уполномоченного представителя налогопла­тельщика-организации не признается автоматически действием либо бездействием самого налогоплательщика, как это имеет место для законного представителя.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физиче­ского лица осуществляет свои полномочия на основании нота­риально удостоверенной доверенности или доверенности, прирав­ненной к нотариально удостоверенной в соответствии с граждан­ским законодательством РФ.
Лицам, которые в силу служебного положения могут влиять на выполнение налогоплательщиком своих обязанностей, не дано право быть его представителями по назначению.

К таким лицам относятся:

должностные лица налоговых и таможенных органов;

органов государственных внебюджетных фондов;

органов внутренних дел;

судьи;

следователи;

прокуроры.

13. Налоговая обязанность: понятие, основания возникновения и прекращения.

Обязанность по уплате налога (сбора) представляет собой конституционную обязанность налогоплательщиков. Данная обязанность закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в наличии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уплатить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.

При этом следует помнить, что не всякий налог, установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально административного образования (например, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанности уплатить такой налог.

Конституционный принцип уплаты законно установленных налогов развивается в пункте 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, т. е. когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены:

плательщики сборов;

объект обложения;

облагаемая сбором база и ставка сбора.

В необходимых случаях при установлении налога в законе могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования. Если законодательством не установлен хотя бы один из перечисленных элементов налогообложения, налог считается не установленным и обязанности по его уплате не возникает.

Налоговая обязанность по уплате конкретного налога или сбора устанавливается актом законодательства о налогах и сборах, содержащим налоговоправовые нормы, регулирующие порядок взимания данного налога. Исполнение такой обязанности обеспечивается силой государственного принуждения, осуществляемого налоговыми органами.

Конституционная обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов не является единственной, поскольку существуют и иные обязанности налогоплательщиков, закрепленные Налоговым кодексом Российской Федерации. К таким обязанностям относятся, например: обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в Налоговом кодексе; обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; обязанность представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и т. д.

Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекращается при наличии определенных оснований, которые устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.

Возникновение у лица обязанности уплатить налог закон связывает с юридическим фактом возникновения у лица объекта налогообложения по соответствующему налогу.

Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществляется в отношении налогоплательщиков — физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, в случае недостаточности принадлежащих им денежных средств для исполнения указанной обязанности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по решению налогового органа. При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:

1) уплаты налога (сбора) налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) смерти налогоплательщика или признания его умершим впорядке, установленном гражданским законодательством;

3) ликвидации организацииналогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами);

4) наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора. К числу иных обстоятельств относятся, например, уплата налога за налогоплательщика поручителем, исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лицаего правопреемником, списание безнадежных долгов по налогам и сборам и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал