Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меры прокурорского реагирования






 

Обобщив все материалы проверки, прокурор принимает решение о применении к нарушителям мер реагирования. Закон о прокуратуре (ст. 23-25.1) содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по выявленным фактам нарушений законов. В зависимости от характера нарушений экологического законодательства, причин и условий, им способствующих, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени вины правонарушителей прокурор готовит: протест, представление, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушения закона, постановление о направлении материалов в органы предварительного расследования, иск (заявление) в суд (арбитражный суд).

При выборе форм реагирования следует также руководствоваться положениями приказа Генпрокурора РФ от 02.10.2007 N 195. Условия, обеспечивающие эффективность актов реагирования, - это своевременность вынесения, обоснованность, аргументированность содержащихся в них выводов и предложений, наличие определенной структуры и реквизитов каждого из документов, юридическая и стилистическая грамотность. Прокурор должен также включать в соответствующий акт реагирования указания о принятии необходимых мер по наказанию лиц, допустивших правонарушения (о требованиях, предъявляемых к протесту, представлению и предостережению, см. 5.1).

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с соблюдением требований гл. 28 КоАП по любому из выявленных прокурором фактов нарушения положений КоАП либо закона субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность за экологические правонарушения. Следует учитывать, что Кодекс не исключает возможности солидарной ответственности должностных и юридических лиц за одно и то же правонарушение (при наличии соответствующих положений в санкции статьи), в силу чего можно ставить вопрос о наказании и тех и других уполномоченным на то органом административной юрисдикции или судом.

В случае установления факта совершения деяния, охватываемого диспозицией статей гл. 26 УК, прокурор, руководствуясь ст. 37 УПК, выносит постановление о направлении материалов проверки в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Иски (заявления) в суды (арбитражные суды) направляются прокурором с соблюдением правил подведомственности и подсудности с учетом положений ст. 45 ГПК и ст. 52 АПК, устанавливающих основания обращения прокурора (либо вступления его в процесс). В 2009 г. в ст. 45 ГПК расширены возможности прокурора по защите права граждан на благоприятную окружающую среду.

Типичными основаниями для обращения в суд являются: причинение вреда природным объектам; невыполнение органами публичной власти определенных мероприятий, предписанных законодательством (например, непринятие мер по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов, снабжению населения питьевой водой надлежащего качества, водоотведению нормативно очищенных сточных вод, бездействия в постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений и скотомогильников); незаконное использования организациями, предприятиями природных ресурсов (поверхностных и подземных вод, объектов животного мира и т.д.); нарушение требований при использовании природных ресурсов (сброс сточных вод в водные объекты с превышением установленных предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе).

При подготовке исковых заявлений в суды общей юрисдикции следует обращать внимание на то, что дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений рассматриваются по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности (приказ Генпрокурора РФ от 02.12.2003 N 51 " Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве").

 

Рекомендуемая литература

 

1. Винокуров, А.Ю. Природоохранная деятельность российской прокуратуры и основные пути ее совершенствования: монография / А.Ю. Винокуров. - М.: МНЭПУ, 2001.

2. Винокуров, А.Ю. Проблемы предупреждения экологических правонарушений: монография / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров. - М.: МосГУ, 2008.

3. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства: пособие для природоохранных прокуроров. - М.: МНЭПУ, 1999.

4. Прокурорский надзор: учебник / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - 9-е изд. - М.: Юрайт, 2010.

 

5.4. Надзор за исполнением законов в таможенной сфере*(35)

 

Общие вопросы организации надзора в таможенной сфере

 

Одним из главных направлений деятельности транспортных прокуратур является надзор за исполнением законов в таможенной сфере, который строится с учетом требований приказов Генпрокурора РФ от 21.11.2007 N 186 " Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах", 07.05.2008 N 84 " О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", 26.10.2009 N 344 " Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений таможенных органов об аресте имущества должника в качестве способа обеспечения взыскания таможенных пошлин, налогов".

Транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, определяют перечень объектов надзора, разграничивают предметы ведения и границы деятельности с подчиненными транспортными прокуратурами.

Генпрокурор РФ требует от транспортных прокуроров сосредоточить усилия на исполнении законодательства, регламентирующего таможенный контроль, контроль таможенной стоимости, порядок уплаты и взыскания таможенных платежей, таможенные процедуры, валютный контроль.

Следует проверять правомерность решений таможенных органов, связанных с проведением таможенных операций, выдачей разрешений, включением в реестры. Требуется добиваться от таможенных органов своевременного выявления и пресечения таможенных правонарушений и преступлений, установления виновных в них лиц и привлечения их к ответственности, возмещения причиненного ущерба. Необходимо регулярно проводить в поднадзорных органах проверки учета и регистрации сообщений о преступлениях. Для выявления преступлений в таможенной сфере, сокрытых от учета, практиковать проверки в подразделениях, производящих таможенное оформление товаров, начисление и взыскание таможенных платежей, проверки нижестоящих таможенных органов и участников ВЭД. Проверке подлежит законность производства по административным делам о таможенных правонарушениях и взыскания штрафов; законность правовых актов, издаваемых таможенными органами. Необходимо проверять законность использования бюджетных средств, выделенных на совершенствование таможенной инфраструктуры, сохранность федеральной собственности, находящейся в распоряжении таможенных органов.

Нельзя не учитывать, что таможенное законодательство непрерывно совершенствуется, и необходимо постоянно " отслеживать" изменения в нем, особенно в связи с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (далее - ТК ТС). Это законодательство весьма сложное, желательно ознакомиться с разъяснениями, которые дают специалисты*(36). Транспортные прокуроры должны иметь положения о таможенных органах, за исполнением законов которыми осуществляют надзор, об их структурных подразделениях.

Генпрокурор РФ обязывает транспортных прокуроров анализировать состояние законности в таможенной сфере, обобщать прокурорскую и следственную практику по уголовным делам о таможенных преступлениях, а также преступлениях по службе, совершенных должностными лицами таможенных органов, результаты анализа использовать при планировании надзора; сообщать в докладных записках об итогах работы за год и полугодие по направлениям деятельности в Генпрокуратуру РФ.

Для анализа состояния законности требуются данные об объемах и характере внешнеторговых операций (динамика нарушений таможенного законодательства может быть обусловлена изменением этих данных), другая статистическая отчетность таможенных органов. Ежегодно ФТС России определяется перечень форм статотчетности, например, приказом от 28.12.2009 N 2407 " Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2009 году". Следует использовать статистику, отражающую результаты таможенного контроля: 78-" СУР" (содержит информацию о применении системы управления рисками); 60-" Результаты проверочных мероприятий"; 16-" Контроль таможенных деклараций"; 56-" ИДК" (о применении и инспекционно-досмотровых комплексов); 40-" Проверочные мероприятия"; 60-" Результаты проверочных мероприятий" и др.

Используется и отчетность ФТС России, отражающая результаты правоохранительной деятельности. Это формы 1-ГУТРД " Отчет о движении уголовных дел по таможенным преступлениям" (приводятся данные о контрабанде с разбивкой не только по частям ст. 188 УК, но и по предмету контрабанды: наркотики, оружие, нефть и др., с указанием стоимости этих товаров; о других таможенных преступлениях (ст. 189, 190, 193, 194 УК); лицах, их совершивших, и др.), 2-ГУТРД " Отчет о материалах с признаками преступлений" (в частности, в форме отражаются данные о возбужденных уголовных делах: по результатам применения системы управления рисками, деятельности оперативных и иных подразделений таможенных органов и т.д., что позволяет оценить результативность этой деятельности); 3-ГУТРД и приложения к ней " Отчет об административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов", 11-штраф - об исполнении постановлений о наложении взысканий в виде штрафа и др.

Особенностью ряда форм отчетности ФТС России является ее " привязка" к актам прокурорского реагирования, судебным решениям, которые были вынесены по вопросам, связанным с таможенным делом. Это формы " 10-суд" - о рассмотрении дел в судах общей юрисдикции; " 14-суд" - о рассмотрении дел в арбитражных судах; " 16-прок", " 17-прок", " 19-прок", " 5-кад" - о состоянии правопорядка и дисциплины.

Сведения о преступлениях коррупционной направленности в таможенных органах запрашиваются в подразделениях службы собственной безопасности (ССБ), которые выявляют 96-98% этих преступлений. ССБ располагают также данными о лицах, совершивших эти преступления; сотрудниках, совмещавших службу с предпринимательской деятельностью, о привлеченных к дисциплинарной ответственности и др.

Прокурорам по договоренности с таможенными органами желательно знакомиться с их аналитическими материалами. Однако запрашивать в прокуратуру можно только ту информацию, которая предусмотрена Законом о прокуратуре. В структуре ФТС России имеется Аналитическое управление, а некоторые РТУ имеют такие подразделения (Сибирское, Уральское). Региональный узел связи по правоохранительной работе ВТО по странам СНГ RII.O-Москва издает бюллетени, отражающие состояние преступности в таможенной сфере и борьбы с ней, причем не только в России, но и странах - бывших союзных республиках СССР. В бюллетенях приводятся сведения и об административных правонарушениях, причем за ряд лет.

Информация для анализа запрашивается и из других органов. Например, в территориальных агентствах по управлению имуществом прокуроры могут получить сведения о нарушениях законодательства при использовании таможенными органами государственного имущества, в том числе зданий, сооружений, складов и пр.; о привлеченных за эти нарушения к ответственности лицах и др. Целесообразно использовать данные антимонопольной службы, Счетной палаты. Используется также государственная статистика, отражающая состояние преступности, борьбы с ней, прокурорского надзора, другие источники информации, которые является общими и для территориальных, и для транспортных прокуроров.

Анализ приказов Генпрокурора РФ, состояния законности позволяет определить приоритетные направления надзора за исполнением законов в таможенной сфере. Как правило, ими являются надзор за исполнением законодательства: о таможенном контроле, таможенных платежах, правах участников ВЭД, таможенных процедурах, запретах и ограничениях; перемещении отдельных видов товаров: леса, морепродуктов, объектов СИТГС, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и пр., государственной службе и противодействии коррупции, валютного законодательства, административно-юрисдикционной деятельности.

Нормативной базой, которой оперируют прокуроры, кроме ТК ТС, являются: международные договоры, международные договоры (соглашения) государств - членов ТС; решения Комиссии ТС, НК, Федеральные законы " Об оружии", " О вывозе и ввозе культурных ценностей", " О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности", " О таможенном тарифе", " О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) и др., указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты ФТС России и другие органов (Минфина России, ЦБ РФ и т.д.).

ТК ТС имеет прямое действие. Прокурорам следует знать, что ТК ТС изменил по сравнению с прежним Таможенным кодексом РФ многие основные понятия и правовую регламентацию ряда институтов. Соответственно, существенные отличия от Кодекса имеет и Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ " О таможенном регулировании в Российской Федерации", принятый в соответствии с ТК ТС.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал