Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Надзор за соблюдением прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности
В числе задач таможенных органов - оказание содействия в пределах своих полномочий участникам ВЭД в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки (ст. 12 Закона о таможенном регулировании), которыми являются таможенные представители, перевозчики, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, уполномоченные экономические операторы*(38). Их права и обязанности регламентированы ст. 15, 18, 23, 28, 33, 42 ТК ТС. Условием обеспечения прав названных лиц является исполнение таможенного законодательства, прежде всего о таможенном контроле и таможенных платежах. Например, как уже отмечалось, таможенный орган вправе проводить корректировку таможенной стоимости, она должна быть обоснована, иное означает нарушение прав участников ВЭД. Вместе с тем в отдельных регионах около 70% корректировок признается судами незаконными. Особенно значимо соблюдение прав участников ВЭД при проведении отдельных форм таможенного контроля, в частности личного таможенного досмотра; выдаче разрешений, особенно о выпуске товаров, включении участников ВЭД в тот или иной реестр, предоставлении таможенных льгот, соблюдении сроков выпуска товаров и принятии других решений. Таможенное законодательство устанавливает положения, обеспечивающие соблюдение прав участников ВЭД: исчерпывающий перечень оснований и сроки принятия решений таможенных органов, обязательность мотивировки этих решений и др. Участник ВЭД вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц (ст. 9 ТК ТС). Соблюдение прав выражается и в запрете таможенным органам разглашать информацию, в том числе коммерческого характера, ставшую известной ему в связи с выполнением своих задач и функций; обязанности бесплатно консультировать заинтересованных лиц по вопросам, входящим в их компетенцию, по письменному запросу этих лиц предоставлять информацию в письменной форме в возможно короткие сроки, но не позднее срока, установленного законодательством (п. 9 ст. 6, ст. 8 и другие нормы ТК ТС). Типичные нарушения: необоснованный отказ в выпуске товаров; нарушение сроков выпуска; предъявление необоснованных требований, например о представлении непредусмотренных законом документов; необоснованная корректировка таможенной стоимости; отказ включить в реестр. Соблюдение прав участников ВЭД может проверяться прокурором в ходе надзора за исполнением законодательства о таможенном контроле, таможенных платежах, другого таможенного законодательства, а может быть и предметом отдельной проверки. Особое внимание прокурор обращает на случаи, когда при прочих равных условиях одним участникам ВЭД разрешается то, в чем отказывают другим, решение в отношении одних участников ВЭД принимается досрочно, других - с нарушением сроков, к участникам предъявляются разные требования. Прокурор при проверке выясняет: соблюдаются ли права участников ВЭД, требования законодательства, обеспечивающие эти права при осуществлении таможенного контроля, в частности таможенного досмотра, контроля таможенных платежей; мотивируются ли решения таможенных органов, принятые в отношении участников ВЭД; предоставляется ли этим участникам достаточное время для сбора необходимых документов; законны ли решения таможенных органов об отказе в выпуске товаров; соблюдаются ли этими органами сроки таможенного оформления и контроля, выпуска товаров и другие установленные законом сроки; правильно ли проводится корректировка таможенной стоимости; какие решения принимает суд по обращениям участников ВЭД о корректировке; принимаются ли меры к лицам, осуществившим незаконную корректировку, соблюдается ли законодательство, регламентирующее включение участников ВЭД в реестры, исключения из этих реестров, предоставление льгот; выполняются ли обязанности таможенных органов о неразглашении коммерческой информации, бесплатном консультировании и др.; соблюдается ли законодательство о рассмотрении таможенными органами жалоб участников ВЭД.
|