Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления и формы международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации






 

В предыдущем параграфе были приведены положения ст. 2 Закона о прокуратуре, перечисляющие формы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ. Более детально основные направления международного сотрудничества и взаимодействия органов прокуратуры РФ с компетентными органами других стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью регламентируют многосторонние и двусторонние международные договоры и межведомственные соглашения.

Так, в соответствии со ст. 4 Положения о КСГП основными направлениями сотрудничества являются: 1) организация взаимодействия и сотрудничества прокуратур государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, нарушениями законности и правопорядка в защите прав и законных интересов человека и гражданина; 2) координация (согласование) деятельности межгосударственных органов СНГ в сфере борьбы с преступностью и укрепления правопорядка; 3) изучение и обобщение практики выполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью и выработка предложений по совершенствованию правового регулирования этого направления деятельности; 4) осуществление обмена информацией о состоянии преступности и тенденциях ее развития, об организации и опыте работы органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов в борьбе с преступностью; 5) разработка и согласование предложений о месте и роли прокуратуры в государственной системе с учетом закономерностей и специфики ее развития в каждом государстве; 6) участие в работе по сближению законодательства государств - участников СНГ и созданию общего правового пространства; 7) сотрудничество в разработке и осуществлении мер подготовки и повышения квалификации прокурорских работников, их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения; 8) организация и проведение совместных научных исследований по актуальным проблемам борьбы с преступностью, прокурорского надзора и организации деятельности прокуратур в государства - участниках СНГ.

Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур России и Республики Беларусь к основным направлениям международного сотрудничества относит: 1) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; 2) борьбу с преступностью, в том числе в ее организованных формах, терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, с преступлениями в сфере экономики и высоких технологий и иными видами деяний, представляющих повышенную угрозу для общества; 3) организацию и обеспечение исполнения международных договоров о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в том числе в вопросах выдачи и борьбы с отмыванием доходов от преступной деятельности; 4) пересылку материалов прокурорско-следственной деятельности, в том числе архивных; 5) подготовку и повышение квалификации кадров для органов и учреждений прокуратуры; 6) научно-исследовательскую деятельность по вопросам, представляющим взаимный интерес.

В ст. 3 Соглашения определены такие формы сотрудничества, как: 1) обмен информацией по вопросам совместной деятельности, в том числе о тенденциях преступности и в области защиты прав и свобод человека и гражданина; 2) проведение рабочих встреч по правовым вопросам, в том числе на этапах подготовки и рассмотрения конкретных запросов о выдаче и правовой помощи по уголовным делам; 3) проведение консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе выносимым на обсуждение международных организаций и форумов; 4) обмен законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также ведомственными изданиями и методическими материалами; 5) обмен опытом работы путем проведения ознакомительных визитов и стажировок; 6) проведение совместных научных исследований, научно-практических конференций и семинаров, подготовка научных публикаций; 7) взаимодействие в подготовке и повышении квалификации кадров для органов и учреждений прокуратуры, включая проведение лекций, консультаций, семинаров, совместную разработку учебных изданий; 8) обмен на взаимовыгодной основе учебной и методической литературой и научными трудами.

Соглашение устанавливает, что запрашиваемая сторона принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого и возможно более полного исполнения запроса на основе законодательства запрашиваемой стороны. При этом запрашивающая сторона незамедлительно уведомляется об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса или существенно задерживающих его исполнение. Если исполнение запроса не входит в компетенцию запрашиваемой стороны, она незамедлительно уведомляет об этом запрашивающую сторону и по ее просьбе передает его компетентному органу своего государства.

В соответствии с международными договорами РФ и УПК основными формами международного сотрудничества и взаимодействия органов прокуратуры РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства являются:

- рассмотрение и направление запросов о производстве следственных и иных процессуальных действий на территории иностранного государства, требующих согласия прокурора (п. 4 ч. 3 ст. 453 УПК);

- оказание содействия в вызове свидетелей, потерпевших, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами России, для производства процессуальных действий на территории РФ и надзор за соблюдением их прав и законных интересов (ст. 456 УПК);

- исполнение переданных в установленном порядке запросов о производстве процессуальных действий, поступивших от компетентных органов и должностных лиц иностранных государств (ст. 457 УПК);

- рассмотрение и направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования лица, находящегося в иностранном государстве, совершившего преступление на территории РФ (ст. 458 УПК);

- направление запросов о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства, для уголовного преследования на территории РФ (ст. 460 УПК);

- рассмотрение и исполнение запросов о выдаче иностранному государству для уголовного преследования лица, находящегося на территории РФ (ст. 462-465 УПК);

- рассмотрение ходатайств (заявлений) и принятие решений о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в государстве, гражданами которого они являются или на территории которого имеют постоянное место жительства;

- рассмотрение запросов иностранных государств и принятие решений по вопросам транзитной перевозки на территории РФ лиц, выделенных третьим государством для уголовного преследования или исполнения приговора (ст. 462.1 УПК);

- подготовка и направление в компетентные органы РФ и международные организации предложений по совершенствованию национального законодательства и международной нормативной базы в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи лиц для уголовного преследования, а также передачи лиц, признанных невменяемыми, для применения принудительных мер медицинского характера в государстве их гражданства или постоянного места жительства.

 

Организация работы органов прокуратуры Российской Федерации в сферах оказания правовой помощи, уголовного преследования, выдачи и передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, для принудительного лечения

 

Взаимодействие и сотрудничество органов прокуратуры РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств по вопросам оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, выдачи лиц для уголовного преследования, а также передачи лиц, признанных невменяемыми, для продолжения принудительного лечения приобрело характер непреложного императива.

Правовая помощь по уголовным делам в России осуществляется на основании международных договоров РФ и положений гл. 53 и 54 УПК, в которых установлены основания и порядок оказания правовой помощи, ее виды и объем, субъекты и содержание, процедуры оформления, направления, получения и исполнения поручений об оказании правовой помощи.

Основными многосторонними международными договорами, регламентирующими вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам в России, являются: Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с Дополнительными протоколами 1975 и 1978 гг.; Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам 1959 г. с Дополнительным протоколом 1978 г.; Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г.; Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.; Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.; Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения 1997 г.

Порядок организации работы и взаимодействия органов прокуратуры РФ с соответствующими компетентными органами зарубежных стран, в том числе с прокуратурами государств - участников СНГ по вопросам экстрадиции, выполнения процессуальных и иных действий, требующих решения суда или санкции прокурора, определен: Соглашением между генеральными прокурорами государств - участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам от 29.06.2000 (далее - Соглашение от 29.06.2000); приказом Генпрокурора РФ от 12.03.2009 N 67 " Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации"; указанием Генпрокурора РФ от 18.10.2008 N 212/35 " О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения"; указанием Генпрокурора РФ от 12.03.2009 N 68/35 " О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств".

 

Организация работы и обеспечение законности при направлении в иностранные государства запросов о производстве процессуальных действий, требующих судебного решения или согласия прокурора

 

Признав необходимым производство на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска или иных процессуальных действий, требующих согласия прокурора или судебного решения, следователь (дознаватель) вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Запрос о производстве таких процессуальных действий на территории иностранного государства, составленный в письменном виде с соблюдением требований, установленных в ст. 454 УПК, передается в ГУМПС для рассмотрения и принятия решения о его направлении для исполнения в компетентный орган иностранного государства в порядке, определенном международным договором РФ или международным соглашением либо на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Генпрокуратуры РФ оказать при необходимости от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. В случае если иностранное государство, в которое направляется запрос, связано с Россией действующим двусторонним или многосторонним договором об оказании правовой помощи, то выбор нормативной правовой базы зависит от конкретных обстоятельств уголовного дела.

Однако во всех случаях следователь (дознаватель) должен учитывать, что Европейская конвенция 1959 г. и Дополнительный протокол к ней могут применяться как отдельно, так и вместе с другими договорами РФ. Поэтому, оформляя запрос о производстве процессуальных действий, требующих решения суда или согласия прокурора, можно сослаться на Европейскую конвенцию 1959 г. наряду с двусторонним договором РФ с конкретным иностранным государством.

В случае если запрос о производстве таких процессуальных действий на территории иностранного государства направляется по уголовному делу, возбужденному в России по преступлению, связанному с нарушением налоговых или таможенных правил либо правил о валютных операциях, то необходимо сделать ссылку и на Дополнительный протокол от 17.03.1978, ратифицированный запрашиваемой стороной. Ссылка на ст. 2 Дополнительного протокола позволит избежать ограничений, установленных в п. " а" ст. 2 Конвенции, которые предоставляют запрашиваемой стороне право отказать в правовой помощи по так называемым фискальным преступлениям. К этой категории преступлений УК относит: невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте; уклонение от уплаты таможенных платежей; незаконное предпринимательство и др.

В соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 454 УПК и в договорах, участницей которых является Россия, запрос о производстве процессуальных и иных действий составляется в письменной форме, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью органа прокуратуры и должен содержать: 1) наименование органа, от которого исходит запрос; 2) наименование и адрес компетентного органа иностранного государства, которому направляется запрос; 3) наименование уголовного дела и сведения о фактических обстоятельствах совершенного деяния, его квалификацию, текст соответствующей статьи УК, а также при необходимости, данные о размере вреда, причиненного преступлением; 4) сущность запроса и цели, для которых требуется проведение процессуальных действий, а также получение вещественных доказательств или документов; 5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; 6) данные о лицах, в отношении которых дается поручение, их гражданстве, роде занятий, местожительстве или пребывании, а для юридических лиц - их полное наименование и точный адрес; 7) указание на желательность соблюдения процессуальной специфики производства отдельных следственных действий*(162); 8) полное наименование органа, осуществляющего расследование данного уголовного дела; 9) указание на расположение и описание места, где необходимо произвести осмотр или обыск, а также предметов, подлежащих изъятию, если это предусмотрено международным договором (см. ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Мексиканскими Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.06.2005); 10) указание на необходимость соблюдения конфиденциальности в случае, если информация требует защиты (например, банковская, коммерческая, следственная тайна); 11) указание, для каких процессуальных действий и на какой период времени требуется временная передача лиц, содержащихся под стражей, а также предметов и оригиналов документов, с обязательством возвратить предметы, документы и указанных лиц; 12) обоснование конкретного срока, в течение которого запрашивающая сторона ожидает выполнения запроса. Все необходимые приложения к запросу должны быть надлежащим образом оформлены и удостоверены.

Запрос и постановление о производстве принудительных процессуальных действий, ограничивающих или затрагивающих права человека и гражданина (обыск, выемка, наложение ареста на имущество или почтово-телеграфную корреспонденцию, контроль и запись телефонных и иных переговоров, освидетельствование и др.) должны подтверждаться соответствующим решением суда (ст. 29 УПК) или согласием прокурора на их производство. Названные процессуальные документы направляются компетентному органу иностранного государства только в подлинниках, удостоверенных и скрепленных гербовой печатью компетентного органа РФ.

К запросу обязательно прилагаются копии постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, об объединении уголовных дел в одно производство, о привлечении лица в качестве обвиняемого, о розыске подозреваемого или обвиняемого. Другие материалы уголовного дела, необходимые для исполнения запроса, оформляются и направляются в копиях. Каждая страница копии документа должна быть подтверждена удостоверительной надписью следователя (дознавателя) с точным указанием его должности и фамилии.

В запросе о производстве процессуальных действий на территории иностранного государства должны быть указаны цели, которые необходимо достичь при оказании правовой помощи, а также особенности проведения отдельного процессуального действия либо требований, которые желательно соблюсти по просьбе запрашивающей стороны, с обоснованием конкретных причин (см. ст. 13 Договора между Российской Федерацией и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1998 г.).

Адресованное компетентному органу иностранного государства сопроводительное письмо к запросу о производстве процессуальных действий на основании решения суда или согласия прокурора должно быть исполнено в оригинале и заверено гербовой печатью Генпрокуратуры РФ.

Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, которому они будут направлены Генпрокуратурой РФ для исполнения (ст. 453 УПК).

В случае если запрос о производстве на территории иностранного государства процессуальных действий, требующих решения суда или согласия прокурора, а также прилагаемые к нему документы не отвечают требованиям, установленным в международном договоре или в УПК, ГУМПС возвращает их инициатору запроса с указанием оснований такого решения.

В соответствии со ст. 15 Европейской конвенции 1959 г. запросы, касающиеся получения показаний свидетелей и экспертов, передачи вещественных доказательств, материалов или документов, присутствия представителей запрашивающего государства при исполнении поручений, проведения обыска или наложения ареста на имущество, временной передачи лиц, содержащихся под стражей, направляются исключительно по каналам центральных органов. Ответы на них возвращаются по тем же каналам.

По правилам и процедурам, установленным в ст. 5 Минской конвенции 1993 г., органы прокуратуры сносятся друг с другом по вопросам правовой помощи через свои центральные, территориальные и другие органы. Соглашением между генеральными прокурорами государств - участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам от 29.06.2000 (г. Москва) установлено, что сношения по вопросам выполнения процессуальных и иных действий, требующих санкции прокурора (суда), осуществляются в рамках, определяемых конституциями государств СНГ, соответствующими центральными, территориальными и иными органами прокуратуры с учетом оговорок, сделанных государствами при ратификации Протокола к Конвенции (ст. 1). В соответствии со ст. 2 названного Соглашения поручения о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых санкционировано прокурором (судом), направляются для исполнения на территории запрашиваемой стороны прокурором, осуществляющим надзор за следствием и дознанием по уголовному делу, по которому дается поручение. Подобные поручения адресуются прокурору запрашиваемой стороны, осуществляющему надзор за соблюдением законов органом следствия и дознания, к компетенции которого относится выполнение процессуальных и иных действий (ст. 3).

В Соглашении предусмотрено также, что в случае, когда точное место выполнения процессуальных и иных действий не известно, поручение направляется в адрес прокуратуры запрашиваемой стороны, не имеющей областного деления, или прокуратуры области (приравненной к ней прокуратуры), на территории которой они должны выполняться. В ст. 6 Соглашения закреплено правило о том, что материалы исполненных поручений представляются органом, выполняющим процессуальные и иные действия, надзирающему прокурору, который направляет их прокурору, давшему поручение.

Центральные органы прокуратур государств - участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно во всех случаях, когда признают это целесообразным.

Полученные на территории иностранного государства в ходе производства процессуальных действий доказательства, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории РФ (ст. 455 УПК). Они приобщаются к уголовному делу постановлением следователя (дознавателя), проверяются и оцениваются по правилам, установленным в ст. 87 и 88 УПК.

При поступлении от следователя (дознавателя) уголовного дела с обвинительным заключением (актом), в котором использованы доказательства, полученные на территории иностранного государства в ходе производства процессуальных действий, прокурор обязан проверить их и оценить по правилам относимости, допустимости и достоверности. До принятия решения по делу, поступившему с обвинительным заключением (актом), прокурору необходимо проверить:

- переведены и приобщены ли к уголовному делу в качестве доказательств все протоколы процессуальных действий, произведенных на территории иностранного государства, содержащие фактические данные, имеющие существенное значение для дела;

- исследованы и приобщены ли к уголовному делу изъятые в ходе обыска и выемки на территории иностранного государства предметы и документы, которые сохранили следы преступления или были использованы для его совершения либо были объектом преступного посягательства;

- переведены и приобщены ли к уголовному делу в качестве доказательств иные документы, которые содержат фактические данные, имеющие существенное значение по делу, но не требуют проведения дополнительных исследований (экспертиз, осмотров и т.п.);

- соблюдены ли на территории иностранного государства установленные в нем правила собирания и удостоверения доказательств в ходе исполнения запроса и не содержат ли документы и протоколы процессуальных действий нарушений закона, влекущих признание доказательств недопустимыми;

- использованы ли доказательства, полученные по запросу российской стороны на территории зарубежного государства при предъявлении лицу обвинения. С учетом результатов проверки и оценки юридической силы доказательств, полученных на территории иностранного государства, прокурор рассматривает дело, поступившее с обвинительным заключением (актом), и принимает по нему решение в соответствии с требованиями закона.

 

Рассмотрение и исполнение в органах прокуратуры Российской Федерации поручений компетентных органов иностранных государств об уголовном преследовании, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела

 

Процессуальный порядок рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры РФ поручений об осуществлении уголовного преследования, о возбуждении уголовного дела, а также запросов о правовой помощи, поступивших в Генпрокуратуру РФ от компетентных органов иностранных государств, регламентированы в международных договорах РФ, в ст. 457, 459 УПК, а также в указании Генпрокурора РФ от 12.03.2009 N 68/35.

Исполнение запросов компетентных органов и должностных лиц иностранных государств о производстве процессуальных действий в России, поступивших через Генпрокуратуру РФ, осуществляется в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, если иное не установлено международным договором. При исполнении запроса применяются нормы УПК, однако могут быть применены процессуальные правила законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами РФ или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам России. При исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами РФ или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности.

В случае если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству РФ либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (ч. 2-4 ст. 457 УПК).

Организация работы по рассмотрению и исполнению поручений компетентных органов иностранных государств возложена на ГУМПС. Это подразделение проводит тщательную проверку поступивших от компетентных органов иностранных государств запросов и поручений на предмет их соответствия международным договорам РФ, а в отсутствие таких договоров - принципу взаимности и законодательству РФ. В случае если исполнение запроса о правовой помощи противоречит законодательству РФ либо может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности, Генпрокуратура РФ принимает в установленном порядке решение об отказе в его исполнении.

Надлежаще оформленные и подлежащие исполнению запросы и поручения направляются в главные управления и управления Генпрокуратуры РФ, Главную военную прокуратуру (ГВП), а также прокурорам регионального уровня для осуществления процессуальных действий. Запросы о производстве процессуальных действий, отнесенных к компетенции следователя (в том числе о вручении документов и вызове участников уголовного судопроизводства), направляются в центральные аппараты органов предварительного следствия в соответствии с подследственностью, установленной ст. 151 УПК, за исключением иного порядка, определенного указанием Генпрокурора РФ от 12.03.2009 N 68/35. Запросы иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам о преступлениях террористической и экстремистской направленности, шпионаже, а также в отношении лиц, совершивших преступления против мира и безопасности человечества, направляются для рассмотрения в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму Генпрокуратуры РФ, которое организует их исполнение нижестоящими прокурорами и поднадзорными органами предварительного следствия (п. 1.3.5 и 1.5 указания).

Поручения компетентных органов и должностных лиц иностранных государств об осуществлении уголовного преследования, а также запросы о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела в отношении военнослужащих и иных лиц, относящиеся к компетенции органов военной прокуратуры и поднадзорных им органов предварительного следствия, направляются для рассмотрения в ГВП, которая организует их исполнение нижестоящими прокурорами и следователями в порядке, определенном в указании Генпрокурора РФ от 12.03.2009 N 68/35. Поручения соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств о производстве действий, отнесенных к компетенции прокурора (о передаче на время лица, находящегося под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы, по вопросам реабилитации, применения амнистии и др.), направляются для исполнения в главные управления и управления Генпрокуратуры РФ, прокурорам регионального уровня.

Материалы, полученные в ходе исполнения запросов о правовой помощи, заверенные в установленном порядке в соответствии с международным договором и законодательством РФ, представляются в ГУМПС для решения вопроса об их направлении компетентному органу иностранного государства.

Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина России, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию, рассматривается Генпрокуратурой РФ (ч. 1 ст. 459 УПК). Согласно Минской конвенции 1993 г. в Генпрокуратуру РФ могут поступать как материалы уголовного преследования, так и возбужденное уголовное дело.

Поручение компетентных органов иностранных государств об осуществлении уголовного преследования на территории РФ не имеет для органов прокуратуры РФ обязательного процессуального значения, оно должно рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела в отношении конкретного гражданина России, подозреваемого в совершении преступления на территории иностранного государства.

В соответствии с указанием Генпрокурора РФ от 12.03.2009 N 68/35 (п. 1.3.6, 1.8) исполнение поступивших в Генпрокуратуру РФ поручений об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории РФ, надзор за соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ, прав и свобод граждан, за принятием законных решений при расследовании уголовных дел и проведении проверок в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК, возлагается на прокуроров регионального уровня. При этом уголовное преследование и возбуждение уголовных дел в отношении указанных в поручении лиц осуществляется по месту их постоянного жительства или пребывания.

О направлении прокурору регионального уровня уголовного дела или материалов уведомляются соответствующие подразделения Генпрокуратуры РФ, осуществляющие надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Названные прокуроры с момента получения информации о состоявшемся процессуальном решении в результате исполнения поручения об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории РФ обязаны организовывать проверку его законности и обоснованности, о результатах незамедлительно информировать подразделение Генпрокуратуры РФ, осуществляющее надзор за процессуальной деятельностью органов, проводивших проверку этих материалов или расследование по данному уголовному делу, с представлением последнему заключения о законности и обоснованности принятого решения в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела.

Указанием Генпрокурора РФ от 12.03.2009 N 68/35 на Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами возложена обязанность организовывать проверку законности, обоснованности и справедливости судебных решений, принятых по результатам рассмотрения уголовных дел, переданных компетентными органами иностранных государств с поручениями об осуществлении уголовного преследования либо возбужденных в соответствии с международным договором РФ, о результатах проверки информировать ГУМПС.

Материалы, полученные в ходе исполнения запросов о правовой помощи, направляются в порядке, установленном УПК, в соответствующие компетентные органы иностранных государств ГУМПС. В таком же порядке уведомляются компетентные органы иностранных государств о результатах исполнения поручений об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела в соответствии с требованиями международных договоров РФ.

По правилам, установленным в ст. 74 Минской конвенции 1993 г., по просьбе запрашивающего государства направляется заверенная гербовой печатью Генпрокуратуры РФ копия окончательного решения по уголовному делу.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал