Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация работы органов прокуратуры Российской Федерации по передаче (приему) лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения
Цели, основания и порядок передачи (приема) лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, для проведения принудительного лечения в государстве их гражданства или места жительства определены в Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения 1997 г. (г. Москва). При организации работы в этой сфере следует учитывать, что названная Конвенция действует только на территориях государств - участников СНГ, подписавших и ратифицировавших данный международный нормативный правовой акт. С другими иностранными государствами Россия не заключала договоров об оказании правовой помощи по рассматриваемому вопросу. Федеральным законом от 22.04.2002 N 190-ФЗ компетентным органом России по исполнению данной Конвенции определена Генпрокуратура РФ. Правительство РФ подготовило проект постановления " Об утверждении порядка передачи и принятия Российской Федерацией лиц, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера для проведения принудительного лечения", которое до сих пор не принято. На повестке дня стоит вопрос об имплементации нормативных положений названной Конвенции в УПК. Минюстом России совместно с Генпрокуратурой РФ разработаны проекты главы 53.1 УПК и соответствующего федерального закона, которые до сих пор не рассмотрены в Госдуме ФС РФ. Таким образом, на сегодняшний день в России практика передачи соответствующих лиц, включая их сопровождение, охрану, транспортировку и лечение, затруднена рядом нормативно-правовых, организационных, финансовых и других обстоятельств. Указание Генпрокурора РФ от 18.10.2008 N 212/35 восполняет пробел в нормативном регулировании деятельности органов прокуратуры при исполнении данной Конвенции. В нем определено, что организация работы по передаче (приему) лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения возлагается на ГУМПС. В соответствии со ст. 5 Конвенции решение о передаче (принятии) принимается руководителем компетентного органа не позднее 40 дней со дня поступления обращения. Решение о передаче (принятии) лица для лечения принимается Генпрокурором РФ (его заместителем). С учетом этого Генпрокурор РФ возложил на прокуроров городов районного звена обязанность проводить проверки в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, в целях разрешения вопроса о возможности их передачи для принудительного лечения в иностранное государство, представлять такие материалы вышестоящему прокурору. При проведении проверок в отношении указанных лиц следует запрашивать и документы, подтверждающие невменяемость лица (п. 1.2.10 указания). В указании не установлены сроки проведения таких проверок и не определен перечень документов, которые необходимо собрать во время проверки и представить вышестоящему прокурору. Очевидно, что в перечень документов должны быть включены те из них, которые в соответствии со ст. 4 Конвенции прилагаются к письменному обращению о передаче лица для проведения принудительного лечения, а именно: 1) копия документа, удостоверяющего личность передаваемого; 2) удостоверенные копии решения суда о применении к лицу принудительных мер медицинского характера и документа о вступлении его в законную силу; 3) удостоверенная копия акта судебно-психиатрической экспертизы; 4) удостоверенная копия акта психиатрического освидетельствования на предмет изменения вида лечения; 5) справка учреждения медико-социальной экспертизы; 6) текст статей уголовного закона, в котором предусмотрено соответствующее общественно опасное деяние; 7) письменное согласие больного или его законного представителя на передачу для прохождения принудительного лечения в государство, гражданином которого он является или на территории которого имеет постоянное место жительства; 8) заявление близких родственников, если такое имеется; 9) документы, свидетельствующие о гражданстве больного, его постоянном и временном месте жительства; 10) сведения о родственниках больного; 11) другие документы и сведения, если это сочтут необходимым договаривающиеся стороны; 12) заверенный перевод обращения и прилагаемых к нему документов. Срок, в течение которого органы прокуратуры проводят сбор и проверку документов для передачи (принятия) лица, не должен превышать 10 суток, поскольку принятие решения и уведомление о нем компетентного органа иностранного государства должно быть осуществлено в течение 40 дней со дня получения обращения. Полученные от прокуратур районного звена материалы вместе с решением суда о применении принудительных мер медицинского характера, а также с обращением о передаче лица для принудительного лечения вышестоящие прокуроры в течение трех суток с момента поступления в двух экземплярах вместе с заключением направляют в ГУМПС. В соответствии с требованиями международных правовых актов и российского законодательства ГУМПС проводит проверку поступивших материалов и готовит проекты решений о передаче лица для продолжения принудительного лечения, представляет их для подписания Генпрокурору РФ (его заместителю). Решение о передаче лица для прохождения принудительного лечения должно быть подтверждено официальными документами о том, что: а) лицо, направляемое на принудительное лечение, совершило деяние, являющееся уголовно наказуемым по законодательству обеих договаривающихся сторон; б) законодательством обеих договаривающихся сторон предусмотрены аналогичные меры медицинского характера; в) у принимающей договаривающейся стороны имеется возможность обеспечить необходимое лечение и соответствующие меры безопасности; г) получено согласие больного, а в случае его неспособности к свободному волеизъявлению - согласие его законного представителя (ст. 2 Конвенции). Направленные в страны СНГ решения о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в случае необходимости переводятся на официальный язык государства - участника данной Конвенции. О принятом решении в письменной форме сообщается лицу, подлежащему принудительному лечению, его законному представителю, а также близкому родственнику, если он обращался с заявлением о своей заинтересованности в передаче. В случае если между компетентными органами РФ и государства - участника СНГ достигнуто соглашение о передаче лица, то они непосредственно определяют место, время и порядок его передачи. Передача осуществляется с учетом того, чтобы транспортировка не отразилась отрицательно на состоянии больного и не привела к побегу или совершению какого-либо общественно опасного деяния. Поэтому независимо от того, какое ведомство отвечает за перевозку лица, страдающего психическими расстройствами, передаваемого для проведения принудительного лечения, при его транспортировке должен присутствовать медицинский работник, имеющий в распоряжении необходимые лекарственные препараты для поддержания здоровья лица, в том числе психического.
Рекомендуемая литература к главе
1. Волеводз, А.Г. Правое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса / А.Г. Волеводз. - М.: Юрлитинформ, 2002. 2. Мельникова, Э.Б. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции / Э.Б. Мельникова. - М.: Проспект, 2003. 3. Натура, А.И. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: организационно-правовые основы, процессуальный порядок и формы взаимодействия: учебно-практич. пособие / А.И. Натура, А.X. Пихов. - М.: Юрлитинформ, 2007. 4. Уголовное преследование лица, не выданного в соответствии с требованиями запрашиваемой стороны: научно-методич. пособие / под ред. С.П. Щербы. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2008. 5. Фролова, М.А. Правовые и гуманитарные проблемы передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в странах СНГ: дис.... канд. юрид. наук / М.А. Фролова. - М., 2010.
|