Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Синтаксические.
В СЛОВЕ. Словообразовательные. · ошибочное образование слов: Он проявил благород ность (благородство). Мой сын – такой непосед к а (непоседа). У него был раз думчивый (задумчивый) вид. Пень струхлявился (стал трухлявым). Ты просто плак ун (плакса). Пойду за место (вместо) тебя. Дала по д щёчину (пощёчину). Морфологические. · ошибки в падежах имён существительных, числительных (образование форм слова); В зале не осталось свободных мест ов (мест). Запрягли два медведя (двух). У меня нет свободного время (времени). · ошибки в образовании формы числа; Сёл ы (сёла), доктор ы (доктора) · ошибки в употреблении несклоняемых имён существительных в форме косвенных падежей; Мальчик был в зимнем пальте (пальто). · ошибки в употреблении слов в другом роде; Собака громко залаял (залаяла). Съел пирожок с повидлой (повидлом). · ошибки в образовании степеней сравнения прилагательного; Вечер был более интереснее (более интересный или интереснее). Около нашего дома рос самый высочайший (самый высокий или высочайший) дуб в округе. · ошибки в образовании местоимений; Ихний (их), егонный (его), ейный (её), сидел около его (около него). · ошибки в образовании форм глагола, причастий и деепричастий; Ложит (кладёт), становят (ставят), едь (поезжай, езжай), ляжь (ляг), ездиет (ездит), метается (мечется), исследоваемый (исследуемый), ждя (ожидая). СИНТАКСИЧЕСКИЕ. В СЛОВОСОЧЕТАНИИ: · ошибки в согласовании; Недорослями называют молодых людей, плохо воспитанными родителями (плохо воспитанных родителями). С лицами, живущих (живущими) на чужой территории. Мальчик – круглая (круглый) сирота. · ошибки в управлении; Выполнено согласно плана (плану), жажда к славе (славы), пришёл со (из)школы, оплатить за проезд (без предлога), мечта к (о) свободе, представляем о том (то), это указывает то (на то), что…, будем помнить (его) и гордиться им, согласно расписания (расписанию), по окончанию (по окончании) школы, надо исходить от (из) этих решений…. Автор «Слова» сочувствует и прославляет Игоря (сочувствует ему и прославляет его – использование одной формы управления после двух глаголов с разным управлением). Сын решил стать врачом наперекор желания (желанию). Отец понимает сына и радуется за его успехи (его успехам). Все эти жалобы, как оказалось при проверке, ни на чём (ничем) не обоснованы. Прометей посвятил свою жизнь в борьбе (без предлога) с тираном. В ПРЕДЛОЖЕНИИ: · нарушение согласования между сказуемым и подлежащим; Боль утих (утихла). Торжество счастья захлестнула (захлестнуло) его. Молодёжь, народ собрались. Часть деревьев старая (старые). Газета «АиФ» увеличил свой тираж (согласуется с подлежащим, а не с приложением). Иванова – хорошая (хороший) доктор. Часы – браслет лежал (лежали) на подоконнике. Двадцать один студент приняли (принял) участие в экспедиции. Недавно построено (построены) и эти семь домов. Открыто (открыты) все пять окон. Большинство бюрократов нечестное (нечестные). · ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами; Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа. Проходя мимо бани, пар густыми облаками окутывал нас. Пролетев несколько тысяч километров, ракета была затоплена в Тихом океане. (Два субъекта действия). Пройдя первые шаги, моё сердце начинает биться. (Два субъекта действия и несовпадение вида глагола и деепричастия).
· ошибки в построении предложений с причастными оборотами; Некрасов изобразил жизнь крестьян, дорогу из Петербурга в Москву построенных (построивших). Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов (место оборота). · ошибки в построении предложений с однородными членами; Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей (уважению). Хотел показать значение спорта и почему я его люблю (и причины моей любви к нему). Выступали как артисты, а также и дети (двойной союз как.., так и …). Герой был высок и худой (высокий и худой, или высок и худ). Он любит читать книгу и чистоту (чтение книг и чистоту, или читать книги и наводить чистоту). · ошибки в построении сложных предложений; Собака гуляла с тётей Валей, на которую был надет намордник (на кого?). Я завидую тем, которые рыбачат (кто?). · смешение прямой и косвенной речи; Князь Игорь сказал, что «хочу (хочет) свою голову положить либо напиться шеломом из Дона». · пропуск необходимых слов; Владик кое-как прибил доску и побежал (играть) в волейбол. · нарушение границ предложения; Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. Мы не поехали на экскурсию. Потому что пошёл сильный снег. Грамматическая правильность речи так же, как орфографическая и пунктуационная грамотность, влияет на логичность, выразительность и точность мысли, на содержание высказывания. При оценке письменных работ творческого характера, кроме грамотности, учитывается и речевое оформление. Речевые ошибки и недочёты вместе с неточностями в содержании учитываются при выведении первой (верхней) отметки. Грамматические ошибки, наряду с орфографическими и пунктуационными, - при выведении второй (нижней). Точный, богатый, выразительный язык является одним из основных показателей качества изложений и сочинений. Точность речи зависит от умения ученика отобрать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию. Для достижения правильности (точности) словоупотребления важно уметь выбрать из ряда синонимов один, наиболее подходящий для данного случая, выбрать слово, адекватное данному понятию. Стилевое единство и выразительность текста создаётся отбором языковых средств в соответствии с задачей высказывания. Речевые ошибки допускаются в словоупотреблении (семантические и стилистические) и в строении текста. Ошибки в словоупотреблении – стилистические недочёты – связаны с нарушением требования коммуникативной целесообразности речи (т.е. с понятием хорошей речи). Речевой недочёт – нарушение хорошей речи (оценивается с позиций: хуже – лучше). Речевая ошибка – нарушение правильности речи. Хотя речевая ошибка может встретиться и в предложении, чаще она обнаруживается в контексте. Один из часто приводимых критериев разграничения ошибок: грамматическая - так сказать нельзя, а речевая – можно, но неудачно, некрасиво, неточно. При оценке ученических работ учитываются следующие основные речевые ошибки и недочёты: · Употребление слова в несвойственном ему значении (ошибка). Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. Мы видели в Эрмитаже чучело Петра 1. Мальчик сделал подвиг. Продукты подходили к концу, и нам пришлось открыть неприкасаемые запасы ( паронимы). · Нарушение лексической сочетаемости (недочёт). Пришёл молодой юноша. Дуют пронзительные ветры. Коричневые глаза. Я люблю бананы, субботу и бабушку. Удивляли её глаза и скромность. Маленький ветер. Вначале Машу считали забитой трусихой. · Употребление лишнего слова (плеоназм) (недочёт). Прилетели пернатые птицы. Моя автобиография. Мокрый дождь. Мчался быстро. Потом мне говорили, что это очень редкий раритет. Ну а в самых экстремальных случаях вызывайте службу спасения. · Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) (недочёт). В рассказе «Муму» рассказывается… В образе изображён … Множество преград преграждает… · Повторение одного и того же слова (недочёт). Герои романа Фадеева «Разгром» изображаются Фадеевым без прикрас; Фадеев изображает не только их поступки, но и внутренний мир. Была осень, было холодно. Для обеспечения безопасности в городе были приняты беспрецедентные меры безопасности. · Употребление слова или выражения иной стилевой окраски (недочёт). Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору. Алёша в результате избиения пролежал весь месяц в кровати. · Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного слова (недочёт). Есенин был большой разгильдяй. · Неудачное употребление просторечных и диалектных слов и выражений (недочёт). На пришкольном участке мы сеяли морковь и бураки. · Смешение лексики разных исторических эпох (недочёт). Во время забастовки Пушкин находился в Михайловском. У Хлестакова – маленькая зарплата. · Неудачное употребление личных и указательных местоимений (ошибка). Я вынула книгу из сумки и положила её на стол (книгу или сумку?). Никитич сидел на коне, грива его развевалась (коня или Никитича?). Это время ставило такие задачи (какие?). · Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки). · Нарушение видо - временной соотнесённости глагольных форм (ошибка). Некоторые источники относят данные ошибки к грамматическим. Когда разлились реки, дороги в низинах становятся непроходимыми. Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, Гринёв долго смотрел ему вслед.Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. Когда писатель работает, Ю-ю вскакивала, садилась около руки и смотрела за пером. · Неудачный порядок слов (недочёт). Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. · Бедность и однообразие синтаксических конструкций, стилистическая невыразительность, штампы (недочёт). Наступила зима. Деревья покрыты снегом, как белыми шапками. Ночи стали длиннее, а дни короче. Стало холодно.
|