![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Учебно-методическое обеспечение представлено следующими компонентами: · содержательно-целевым, отражающим знания фольклорных явлений, закономерностей, понятий, осваиваемых в практической деятельности; · технологическим, представляющим средства, способы, виды самостоятельной деятельности студентов по сбору фольклорного материала,; · контрольно-рефлексивным, отражающим взаимодействия студентов и определяющим результаты деятельности студентов. Проведение учебной практики предполагает III основных этапа: подготовку к практике в течение учебного года, проведение практики и подведение ее итогов. Главная цель подготовительного этапа - помочь студентам приобрести первоначальные сведения о предстоящей практике и элементарные навыки собирательской работы. Этому должны способствовать лекционные и практические занятия, инструктивные семинары. Обязательна установочная конференция накануне практики, на которой необходимо разъяснить студентам основные принципы организации и руководства практикой, их права и обязанности. На втором этапе учебной практики главное - непосредственное общение с народными исполнителями, расширение и углубление знаний студентов в области фольклора, укрепление и усовершенствование умений и навыков собирательской работы. Руководитель практики обязан оказывать студентам методическую помощь в овладении основами собирания фольклора. Главным итогом учебной практики должны быть сданные в архив оформленные соответствующим образом записи фольклора. Вместе с записями каждый участник практики сдает краткий отчет о своей работе, в котором должна быть представлена количественная и качественная характеристика собранных материалов. Образец отчета заранее оговаривается со студентами. Образец обработки записанных образцов также заранее предоставляется студентам. По результатам учебной практики целесообразно проведение студенческой научно-практической конференции, цель которой подвести итоги работы студентов, отметить наиболее интересные находки. Перед отъездом на практику студенты знакомятся с публикациями об экономических, исторических, этнических особенностях района. В обследуемых населенных пунктах нужно побеседовать с учителями, библиотекарями, клубными работниками для выявления потенциальных информаторов. Наряду с этим проводятся беседы и опрос местного населения о наиболее известных исполнителях произведений устного народного творчества. Запись текстов фольклорных произведений производится в ходе опроса исполнителей – носителей местных традиций в рукописной форме или с использованием местных традиций в рукописной форме или с использованием аудио- или видеоаппаратуры. Оптимальным вариантом является запись в естественной исполнительской ситуации. Информаторам следует разъяснять цель своей работы, договориться о возможном времени записи материала. Перед записыванием произведения фольклора выяснить все, что характеризует личность исполнителя народных произведений, а также составить представление о его репертуаре. При этом нужно иметь в виду, что только многократные записи, выполненные предельно точно, представляют научную ценность. В тетрадь черновых записей заносится все, что Вам сообщил информатор. В дальнейшем материал распределяется: тексты и необходимые комментарии к ним переписываются в тетрадь собирателя фольклора, остальные сведения, представляющие интерес, записываются в дневник. Запись фольклорного произведения производится «с голоса», то есть так, как произведение должно исполняться, не под диктовку. Одновременно с текстовой записью ведется запись на диктофон. Перед фольклорными материалами собиратель сообщает о том, где, когда и от кого, кем они записаны. Записывать тексты необходимо точно, сохраняя все особенности местного говора. Помимо паспортных данных, тексты сопровождаются пометами об исполнительских приемах: репликах, жестах, мимике и т п. Желательно также сделать снимки информаторов. При записи народной лирики следует сохранять точную строфическую структуру песни. Если отдельные слова не понятны, собирателю нужно оставить пробел в тексте и выяснить их значение по окончании записи. Перебивать исполнителя нельзя. В том случае, если слово искажается информатором, его следует заносить в отчет так, как оно было произнесено, но в конце страницы сделать сноску с указанием верного произношения. Все нехарактерные ударения в тексте нужно отмечать. Текст фольклорного произведения записывается со всеми особенностями его исполнения. По окончании записи собиратель устраняет неточности в тексте, восполняя то, что оказалось не записанным. В том случае, если фольклорный материал фиксировался двумя и более собирателями, выполняется сводная запись. Редактирование источника недопустимо. Требования к отчету по фольклорной практике: К 1 сентября участники фольклорной практики представляют на кафедру следующие документы: • тетрадь собирателя фольклора, где помещаются тексты записанных произведений с паспортными данными; • дневник, в котором приводятся сведения о том, где проводилась практика, общие сведения о месте записи произведений, характеристика населения по социальному составу, подробные данные об отдельных исполнителях народных произведений, их творческой манере; оценка собранного материала с точки зрения его идейно-художественной ценности; наблюдения над тем, какое место в общественной жизни края занимает фольклор, какие жанры преобладают, какие отсутствуют; количество записей каждого жанра; впечатления об организации практики, пожелания и предложения по ее совершенствованию; магнитофонные кассеты /на вкладыше кассеты указывается год, номер кассеты, пункт записи, первая строка первого записанного произведения/. 1. Карточка исполнителя фольклорных произведений /информатора/. • Фамилия, имя, отчество. • Возраст /год рождения/. • Образование. • Специальность. • Место рождения. • Место записи произведения фольклора. • Время записи. • Национальность. • Данные о собирателе /Фамилия, имя, отчество, год рождения, номер группы/. 2. Паспорт песни. • Название песни /записать две начальные строки/. • Народное название жанра. • Где, когда от кого перенял. • Отношение к песне /серьезное, шуточное, пренебрежительное/. • Как знает /только начало, отрывки, не знает конца, полный вариант'. • Связь с обрядом в прошлом и настоящем. • Поется ли во время праздников? • Хоровая или одиночная? • Возможный аккомпанемент. • Связь с игрой, пляской. • Как распространяется /устно, рукописи, сборники, магнитофонная запись/. • Как часто исполняется. • Широта распространения /повсеместно, только в данной местности/. • Кто поет /по возрастам/. • Если песня местная, возможный ее автор. • Исполняется ли в самодеятельности. • Подпись собирателя/разборчиво/. 3. Паспорт произведений прозаических жанров фольклора. • От кого и когда услышал первый раз. • Кто еще знает. • Считает «историю» подлинной или вымышленной. • Часто ли рассказывает. • Кто его обычные слушатели / старики, пожилые люди обоего пола, молодежь, дети, женщины, мужчины.• Отношение слушателей к рассказываемому. • Обстановка, в которой происходит рассказывание. • Определение жанра рассказчиком.
|