Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи прокурорского надзора за исполнением законов






Задачи прокуроров при осуществ­лении надзора за исполнением законов заключаются:

·

    • в обязательном вмешательстве прокурора в связи с по­ступившей информацией о нарушении законов путем при­нятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
    • в использовании возможностей проку­рорского надзора в предупрежде­нии правонарушений и, в первую очередь, преступлений;
    • в активизации и совершенствовании деятельности орга­нов государственного контроля и правоохранительных орга­нов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в под­чиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
    • в более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответ­ственности правонарушителей вне зависимости от их долж­ностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;
    • в доведении до населения и общественности через ра­дио, телевидение, периодическую печать информации о ра­боте органов прокуратуры, в том числе и в области проку­рорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правона-рушаемости в регионах;
    • в выявлении пробелов (дефектов) действующего законо­дательства, потребностей в нормативном регулировании об­щественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в предста­вительные (законодательные) органы и органы, обладаю­щие правом законодательной инициативы. При этом ниже­стоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;
    • в повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые дей­ствия, предпринимателей, а также граждан, привитии им по­требности точного исполнения законов.

38. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнени­ем законов.

Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности.

Пол­номочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов по их содержанию и целе­направленности с определенной долей условности подраз­деляются на две группы:

1.

1. направленные на своевременное выявле­ние нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств (причин и условий) и установление виновных лиц. Эти полномочия закреплены (ч. 1 ст. 22 ФЗ " О прокуратуре РФ");

2. направленные на устранение выявлен­ных нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств, а также на привлечение к ответственности лиц, ви­новных в нарушении закона.

Полномочия прокурора, направленные на своевременное выявле­ние нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств (причин и условий) и установление виновных лиц

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

1.

1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Для доступа на особо режим­ные (секретные) объекты прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право работы с докумен­тами и иными материалами, содержащими сведения, отне­сенные к государственной или военной тайне, являющейся разновидностью государственной тайны;

2. требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Следует иметь в виду, что закон не содержит каких-либо ограничений доступа прокурора к документам в зависимости от их содержания и степени открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведе­ния, составляющие коммерческую тайну, информацию ме­дицинского, интимного и иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их.

Полномочия прокуроров, направленные на устранение выявлен­ных нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств, а также на привлечение к ответственности лиц, ви­новных в нарушении закона

Данные полномочия закреплены в ст. 22-25 ФЗ " О прокуратуре РФ". К ним отно­сятся следующие права прокуроров:

1.

1. возбуждать производство об административном правонарушении;

2. требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

3. предостерегать о недопустимости нарушения закона;

4. освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

5. опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

6. вносить представление об устранении нарушений закона.

39. Основания проведения прокурорских проверок исполнения зако­нов в органах контроля.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I " О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Таким образом, поводами для прокурорской проверки в органах контроля могут быть:

1.

1. обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в какой-либо сфере;

2. материалы СМИ;

3. задание вышестоящей прокуратуры;

4. указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка);

5. проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц).

Выполнение стоящих перед прокуратурой задач по над­зору за исполнением законов предполагает наличие полной и объективной информации о нарушении законов, позволя­ющей систематически анализировать:

·

    • состояние, структуру и динамику правонарушений;
    • многочисленные обстоя­тельства, способствующие нарушениям.

В широком плане под информационным обеспечением прокурорского надзо­ра за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его осуществления.

Наибольший интерес для прокуроров представляют сведения о нарушении законов.

Емкими источниками информации о нарушении законов являются:

1.

1. письменные и устные обращения граждан (жало­бы, заявления), поступающие в прокуратуру;

2. сообщения средств массовой информации (периодической печати, ра­дио, телевидения);

3. обращения в прокуратуру руководителей предприятий, учреждений, организаций, предпринимате­лей, фермеров и других юридических лиц, законные инте­ресы которых были нарушены;

4. сообщения правоохрани­тельных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах.

Сведения о на­рушении законов содержатся также в уголовных и граждан­ских делах, материалах прокурорских проверок, представ­лениях, вносимых следователями по уголовным делам.

Разнообразной информацией обладают контролирующие, надзорные и многие другие государственные органы специальной компе­тенции, осуществляющие функции государственного конт­роля за соблюдением законодательства, регулирующего от­ношения в определенных сферах общественной жизни. Поэтому прокуроры путем истребования из таких органов соответствующих материалов и сведений или непосред­ственно при посещении этих органов получают, в частно­сти, информацию:

·

    • о выявленных ими нарушениях законов, причинах нарушений и способствующих этому условиях;
    • о наступивших вредных последствиях в результате соверше­ния этих нарушений;
    • о принятых или принимаемых мерах по устранению и предупреждению нарушений законов;
    • о числе должностных лиц и граждан, привлеченных к адми­нистративной и иной ответственности;
    • о количестве и сум­мах заявленных исков в суды и арбитражные суды в возме­щение ущерба, причиненного нарушениями законов;
    • о количестве материалов, направленных в органы прокурату­ры и другие правоохранительные органы для решения воп­роса о возбуждении уголовного дела, и другую информа­цию.

В процессе организации работы по надзору за исполнени­ем законов необходимая прокурору информация о нарушении законов может быть получена в различных общественных организациях и движениях. Соответствующую информацию прокуроры получают при изучении и расследовании уголов­ных дел, при участии в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, дел об административных правонарушениях.

Встречаясь с трудовыми и иными коллективами, гражда­нами по месту их жительства, с работниками профсоюзных органов, ведя прием посетителей, участвуя в работе пред­ставительных и исполнительных органов власти, различных совещаний и заседаний, прокуроры нередко получают ин­формацию о нарушениях законов.

Полученная прокурором информация о нарушениях зако­нов подлежит тщательному анализу, который позволяет видеть реальное состояние исполнения законов, определить те законы, которые нарушаются чаще, органы и должност­ных лиц, допускающих эти нарушения.

Глубокий и всесто­ронний анализ позволяет прокурору определить:

1.

1. содержание первоочередных мероприятий, которые в наибольшей мере могут способствовать предупреждению нарушений законов;

2. наметить органы, где проверки исполнения зако­нов надлежит провести в первую очередь;

3. проверки, проведение которых следует поручить другим органам.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал