![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи прокурорского надзора за исполнением законов
Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов заключаются: ·
38. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов. Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности. Полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов по их содержанию и целенаправленности с определенной долей условности подразделяются на две группы: 1. 1. направленные на своевременное выявление нарушений законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных лиц. Эти полномочия закреплены (ч. 1 ст. 22 ФЗ " О прокуратуре РФ"); 2. направленные на устранение выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Полномочия прокурора, направленные на своевременное выявление нарушений законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных лиц Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: 1. 1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Для доступа на особо режимные (секретные) объекты прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право работы с документами и иными материалами, содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тайне, являющейся разновидностью государственной тайны; 2. требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; 3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Следует иметь в виду, что закон не содержит каких-либо ограничений доступа прокурора к документам в зависимости от их содержания и степени открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного и иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их. Полномочия прокуроров, направленные на устранение выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона Данные полномочия закреплены в ст. 22-25 ФЗ " О прокуратуре РФ". К ним относятся следующие права прокуроров: 1. 1. возбуждать производство об административном правонарушении; 2. требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности; 3. предостерегать о недопустимости нарушения закона; 4. освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; 5. опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; 6. вносить представление об устранении нарушений закона. 39. Основания проведения прокурорских проверок исполнения законов в органах контроля. Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I " О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Таким образом, поводами для прокурорской проверки в органах контроля могут быть: 1. 1. обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в какой-либо сфере; 2. материалы СМИ; 3. задание вышестоящей прокуратуры; 4. указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка); 5. проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц). Выполнение стоящих перед прокуратурой задач по надзору за исполнением законов предполагает наличие полной и объективной информации о нарушении законов, позволяющей систематически анализировать: ·
В широком плане под информационным обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его осуществления. Наибольший интерес для прокуроров представляют сведения о нарушении законов. Емкими источниками информации о нарушении законов являются: 1. 1. письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру; 2. сообщения средств массовой информации (периодической печати, радио, телевидения); 3. обращения в прокуратуру руководителей предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей, фермеров и других юридических лиц, законные интересы которых были нарушены; 4. сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Сведения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам. Разнообразной информацией обладают контролирующие, надзорные и многие другие государственные органы специальной компетенции, осуществляющие функции государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в определенных сферах общественной жизни. Поэтому прокуроры путем истребования из таких органов соответствующих материалов и сведений или непосредственно при посещении этих органов получают, в частности, информацию: ·
В процессе организации работы по надзору за исполнением законов необходимая прокурору информация о нарушении законов может быть получена в различных общественных организациях и движениях. Соответствующую информацию прокуроры получают при изучении и расследовании уголовных дел, при участии в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, дел об административных правонарушениях. Встречаясь с трудовыми и иными коллективами, гражданами по месту их жительства, с работниками профсоюзных органов, ведя прием посетителей, участвуя в работе представительных и исполнительных органов власти, различных совещаний и заседаний, прокуроры нередко получают информацию о нарушениях законов. Полученная прокурором информация о нарушениях законов подлежит тщательному анализу, который позволяет видеть реальное состояние исполнения законов, определить те законы, которые нарушаются чаще, органы и должностных лиц, допускающих эти нарушения. Глубокий и всесторонний анализ позволяет прокурору определить: 1. 1. содержание первоочередных мероприятий, которые в наибольшей мере могут способствовать предупреждению нарушений законов; 2. наметить органы, где проверки исполнения законов надлежит провести в первую очередь; 3. проверки, проведение которых следует поручить другим органам.
|