Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 14: Лекция 14. – 4 часа.






Вопросы:

1. Предмет, объект и задачи прокурорского надзора.

2. Законодательство об органах и учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения (ограничения) свободы.

3. Полномочия прокурора.

 

В первом лекционном вопросе следует указать, что прокуратура является единственным органом оперативного и всеобъемлющего вневедомственного контроля (надзора) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и Назначаемые судом меры принуди тельного характера. Она наделена достаточной совокупностью правовых средств и властных полномочий, необходимых для выявления, проверки нарушений законов, прав лиц, содержащихся под стражей, принятия мер к восстановлению нарушенной законности.

Законодательное определение предмета надзора в рассматриваемой сфере правовых отношений дается в ст. 32 Закона о прокуратуре. Предметом надзора являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных колониях;

и иных органах и учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Объектами надзора являются прежде всего учреждения и органы, исполняющие наказания. Порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, их прав и законных интересов определяются УИК РФ, Законом об исполнительном производстве, другими законами.

Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации, как отмечалось, возложено на Федеральную службу судебных приставов, которая входит в систему Министерства юстиции РФ. Эту службу возглавляет главный судебный пристав РФ. Службы судебных приставов действуют в субъектах РФ и возглавляются соответствующими главными судебными приставами.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, а также банками и иными кредитными организациями.

Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности и (или) заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный. На уголовно-исполнительную инспекцию возложено также исполнение наказаний в виде исправительных работ.

Наиболее значимой частью общей системы исполнения уголовных наказаний являются учреждения уголовно-исполнительной систёмы, на которые возложено исполнение наказаний в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни (в связи с вступлением России в Совет Европы исполнение наказания в виде смертной казни приостановлено). Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в специализированных учреждениях — исправительных центрах.

Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах, а если они отсутствуют в данном субъекте РФ, — то в ближайшем субъекте РФ. Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные и лечебно-профилактические исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функцию исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев и лиц, осужденных к лишению свободы, если они участвуют в судебном разбирательстве по другому уголовному делу в порядке, предусмотренном УПК РФ. Для этих лиц устанавливается соответствующий режим их содержания. Согласно закону исправительные учреждения предназначаются для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего ре жима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.

В тюрьмах содержатся осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет с отбыванием срока наказания в тюрьме; осужденные, переведенные в тюрьму на срок до трех лет за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов, а также осужденные к лишению свободы, оставленные в тюрьме по предусмотренным в законе основаниям (для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию с письменного согласия осужденного; осужденные к лишению свободы при необходимости производства с их участием следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом, на срок в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; по иным основаниям).

Прокурор осуществляет надзор за законностью в деятельности администраций всех перечисленных органов и учреждений, исполняющих наказания и меры принудительного характера, назначенные судом. Одной из главных задач прокурорского надзора при этом является соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутым мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Военные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов в дисциплинарных воинских частях и гауптвахтах воинских гарнизонов.

Во втором вопросе лекции рассматривается что, в своей деятельности по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокуроры руководствуются совокупностью за конов, а также учитывают иные нормативные правовые акты, регулирующие эту сферу правовых отношений.

Прежде всего следует выделить положения Конституции РФ, закрепляющие права и свободы человека и гражданина (гл. 2). Кроме того, Конституция РФ определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15). Россия ратифицировала многие международные конвенции, договоры и соглашения, затрагивающие рассматриваемую сферу правоотношений.

Среди международно-правовых актов следует выделить Все общую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.). В связи со вступлением России в Совет Европы важное значение имеет соблюдение и соответствующих международно-правовых актов, среди которых европейская Конвенция о предотвращении пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, Европейские пенитенциарные правила (1987 г.), а также другие международно-правовые акты. Среди российских законодательных актов следует выделить УИК РФ, составляющий основу уголовно-исполнительного законодательства РФ, за исполнением требований которого осуществляется Прокурорский надзор. Уголовно-исполнительное законодательство РФ устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно правового характера, предусмотренных УК РФ; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний; правовое положение осужденных, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; Порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

К основополагающим федеральным законам, регламентирующим правоотношения в рассматриваемой сфере, следует отнести Закон РФ «Об учреждениях и органа исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Закон о содержании под стражей регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, гарантии их прав и законных интересов. Указанным Законом определяются основания содержания под стражей, правовой статус подозреваемых и обвиняемых, места содержания под стражей — следственные изоляторы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; права этих лиц и их обеспечение, а также основные требования обеспечения изоляции, меры предотвращения правонарушений в местах содержания под стражей. Обязанность и предмет надзора прокуроров при этом состоят в обеспечении установленных законом названных оснований, порядка, средств содержания под стражей. В связи с этим в совокупности законов, за исполнением которых прокуроры осуществляют надзор, выделяются и соответствующие нормы УИК РФ. В их числе нормы, определяющие основания и порядок заключения под стражу, сроки содержания заключенных под стражей, в изоляторах временного содержания и сроки содержания под стражей при расследовании преступлений по уголовным делам, основания и порядок содержания лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, ряд иных норм.

Порядок применения военными судами к военнослужащим дисциплинарного ареста и исполнения дисциплинарного ареста определен Федеральным законом от 15 ноября 2006 г. 3 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».

В их числе утвержденные постановлениями Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (с последующими изменениями), которым определены основные обязанности и права инспекции; от 4 июня 1997 г. № 669 Положение о дисциплинарной воинской части; от 13 октября 1997 г. № 1295 Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы и ряд иных актов. Действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные в соответствии с УИК РФ (ч. З ст. 82) с Генеральным прокурором РФ; утвержденные приказами Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005 г. № 38 Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (с последующими изменениями); от 30 декабря 2005 г. № 259 Положение об отряде осужденных исправительного учреждении (с последующими изменениями); от 26 декабря 2006 г. № 383 Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

В третьем лекционном вопросе указывается, что специфика рассматриваемой сферы правовых отношений, которой осуществляется прокурорский надзор, существенная ограниченность возможностей по защите своих прав самими лицами, содержащимися в органах и учреждениях, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, лицами, задержанными по подозрению в совершении преступления или в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, предполагает важность над лежащего объема и характера полномочий прокурора. Эти полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре, УИК РФ, достаточны для того, чтобы оперативно принимать меры по выявлению и пресечению нарушений законов, привлечению лиц, виновных в их совершении, к установленной ответственности. С учетом этих обстоятельств в соответствии с законом прокурор наделен правом без каких-либо специальных разрешений и согласований посещать в любое время органы и учреждения, в которых содержатся лица, осужденные к лишению свободы, к которым судом применены меры принудительного характера, а также задержанные и заключенные под стражу.

Это полномочие прокурора важно для выявления нарушений, которые допускаются с использованием ночного времени суток (водворение, например, в штрафной изолятор без достаточных к тому оснований). Прокурор вправе опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Причем прокурор вправе это делать по своему усмотрению наедине либо в присутствии других лиц, включая представителей администрации соответствующего органа или учреждения.

Прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых лица, содержащиеся в данном органе или учреждении, задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными мате риалами. При этом прокурор знакомится с личными делами, приказами и распоряжениями администрации, рапортами оперативных работников, иной служебной документацией. Прокурор проверяет приказы, распоряжения, постановления поднадзорных органов и учреждений на их соответствие законодательству РФ.

Другой особенностью надзора за соблюдением законов в данной сфере является полномочие прокурора отменять дисциплинарные взыскания (выговор, дисциплинарный штраф, перевод в одиночные камеры или помещения камерного типа и др.), наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных. Прокуроры вправе немедленно освобождать таких лиц своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора и другие.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал