Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокуроры Российской Империи 17 страница






Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.

Опротестование правовых актов производится прокурора­ми строго в соответствии с их компетенцией. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров. Нижестоящие прокуроры не могут пользоваться полномочиями вышестоящего прокурора ни при каких обстоятельствах. Протест приносится в орган, издавший незаконный правовой акт либо в вышестоящий орган.

Помимо опротестования противоречащих закону правовых актов, прокурор наделен также правом обращения с требова­нием о признании таких актов недействительными в суд или арбитражный суд. Направление прокурором заявления в суд обычно производится в тех случаях, когда у прокурора нет уверенности в объективном, беспристрастном рассмотрении его протеста органом, издавшим противоречащий закону акт.

Форма протеста — письменная. Обязательными реквизи­тами протеста являются: точное название органа, в который приносится протест, наименование правового акта, который, по мнению прокурора, находится в противоречии с законом (если противоречат закону отдельные части акта —- с их обя­зательным выделением), конкретное перечисление, со ссыл­кой на соответствующие положения закона, оснований, кото­рые свидетельствуют о противоречии опротестовываемого правового акта закону, четкое изложение требований проку­рора с указанием правовых норм, регламентирующих проце­дуру принесения и рассмотрения протеста.

Эффективными средствами устранения нарушений зако­на является возбуждение уголовного дела и производства об административном правонарушении. Уголовное дело возбуж­дается прокурором при наличии данных, указывающих на наличие в имеющихся у него материалах признаков состава пре­ступления. Решение о возбуждении уголовного дела оформля­ется постановлением прокурора. Уголовное дело, возбужден­ное прокурором, направляется по подследственности органу расследования преступлений для производства дознания или предварительного следствия, либо принимается к производ­ству самим прокурором.

Производство об административном правонарушении про­курор возбуждает при наличии достаточных данных, подтвер­ждающих совершение административного проступка. При этом в обязательном порядке проверяется отсутствие обстоя­тельств, препятствующих привлечению к административной ответственности в каждом конкретном случае, таких, как не­достижение лицом шестнадцатилетнего возраста, истечение сроков, допускающих наложение дисциплинарного взыскания, наличие состоявшегося по тому же факту решения и др. О возбуждении производства об административном правонаруше­нии прокурор выносит постановление, которое направляется для исполнения соответствующему органу, в компетенцию которого входит применение мер административной ответ­ственности.

Прокурор наделен правом требования привлечения нару­шивших закон лиц к иным видам ответственности — матери­альной, дисциплинарной. Требование прокурора может быть оформлено постановлением. Но, как правило, к такой форме реагирования практика прокурорского надзора прибегает срав­нительно редко. Обычно оно реализуется с помощью других актов прокурорского реагирования.

Особым видом полномочий прокурора является право про­курора незамедлительно освобождать лиц, незаконно подверг­нутых административному задержанию по решению несудебных органов. Освобождение, указанных лиц производится на основа­нии постановления прокурора.

Полномочием прокурора, обеспечивающим решение как задач устранения нарушений закона, так и задач предупреж­дения правонарушений, служит право внесения представле­ния об устранении нарушений закона. Представление вносит­ся в орган или должностному лицу, компетенция которых по­зволяет обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

Форма представления — письменная. В представлении указываются точное наименование органа или должностного лица, которому вносится представление, вид нарушений зако­на, по поводу которых применяется данная форма прокурор­ского реагирования, краткое, но хорошо аргументированное изложение установленных прокурором фактов нарушений за­кона и способствующих им обстоятельств, требования проку­рора о принятии необходимых мер со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие порядок внесения и рассмотрения представления.

Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.

Полномочия прокурора по предупреждению нарушений закона в " чистом виде " представлены правом прокурора объявлять предостережение о недопустимости нарушения закона. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что опреде­ленный превентивный заряд несут в себе все без исключения полномочия прокурора.

Предостережение объявляется прокурором при наличии явной угрозы нарушения закона должностным лицом. Форма предостережения — письменная. В тексте документа указыва­ется должностное лицо, которому объявляется предостереже­ние, приводятся сведения о готовящихся противоправных де­яниях, разъясняются последствия игнорирования предостере­жения, а также содержание ответственности за нарушение закона, о недопустимости которого предостерегается должно­стное лицо. Предостережение как акт прокурорского реагиро­вания эффективно используется для предотвращения возмож­ных нарушений закона в отношении большого числа лиц — задержек заработной платы, вовлечения рабочих в акции бло­кирования транспортных магистралей и др.

§ 3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов

Особенности прокурорского надзора за исполнением зако­нов (общего надзора) предъявляют высокие требования к его организации. Работа прокурора на данном направлении надзор­ной деятельности должна строиться таким образом, чтобы в поле зрения прокуратуры находились все наиболее актуаль­ные вопросы обеспечения законности. Нужно, чтобы работа по надзору осуществлялась на детально продуманной долговре­менной стратегии деятельности прокуратуры. Ее организация призвана обеспечивать всесторонний учет и использование результатов работы на других направлениях общенадзорной деятельности с охватом причинного комплекса условий и об­стоятельств, облегчивших совершение правонарушений. Первоосновой надлежащей организации работы служит закрепле­ние за данным участком надзорной деятельности прокурорс­ких работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку. Требования к лицам, осуществляющим " общий" надзор, отличаются повышенной пунктуальностью и строгос­тью, а сами специалисты должны обладать высокой общей и правовой культурой, способностью самостоятельно, принимать правильные решения в любой надзорной ситуации, быть ком­муникабельными в общении с людьми, уметь безукоризненно составлять прокурорско-надзорные документы. В прокуратуре городов, районов осуществление надзора за исполнением за­конов возлагается на помощника прокурора, работой которо­го руководит заместитель прокурора либо непосредственно прокурор. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратуре надзор за исполнением законов обеспечивается силами соответствующих отделов, входящих в состав подразделений по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.

Надлежащая организация работы прокурора по надзору за исполнением законов предполагает наличие высокого уровня ее профессионального обеспечения. Все источники информа­ции должны быть взяты под контроль. Накопление сведений о законодательстве, правонарушениях, их причинах и способ­ствующих им условиях нужно осуществлять систематически и с максимальной полнотой.

Непременным условием эффективной организации проку­рорского надзора является квалифицированно поставленная аналитическая работа в органах прокуратуры. Использование результатов аналитической работы важно для определения " болевых точек" надзорной деятельности, требующих перво­очередного внимания, рационального распределения кадров общенадзорников по конкретным участкам работы, оценки влияния прокурорско-надзорной практики на реальное поло­жение дел в области законности, внесения в нее необходимых коррективов и др.

Существенная роль здесь принадлежит планированию. Оно должно быть органической частью управления, стиля работы всех звеньев прокуратуры — от Генеральной прокуратуры Российской Федерации до районных (городских) прокуратур. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации №89 от 11 декабря 1998 г. предусмотрено планирование рабо­ты на федеральном уровне по полугодиям и прокуратур субъектов Российской Федерации. В прокуратурах городов и районов планы обычно составляются на менее длительный срок (месяц, три месяца). Задания, плана, касающиеся работы прокурора за исполнением законов, формируются на основе информации о состоянии законности на территории, на кото­рую распространяется надзорная деятельность прокурора. Это не будет отступлением от требований части второй ст. 21 За­кона о прокуратуре, предписывающей проводить проверки только на основании поступившей в органы прокуратуры ин­формации. Результаты аналитической деятельности прокуро­ра это так же поступающая в прокуратуру информация; но прошедшая определенную процедуру обработки, и поэтому они с полным основанием могут быть отнесены к той категории ин­формации, которая служит основанием производства проку­рорской проверки.

В организационном плане важно обеспечить оптимальные взаимоотношения прокуратуры и контролирующих органов. Использование возможностей контролирующих органов способ­но существенно усилить надзорный потенциал прокуратуры. В большинстве случаев эти органы имеют гораздо большую штатную численность при относительно узкой контрольной специализации, позволяющей иметь достаточно полное пред­ставление о состоянии законности на контролируемых объек­тах. Часть из них имеет солидную техническую оснащенность. Все это позволяет контролирующим органам оперативно от­слеживать и фиксировать достаточно большой объем инфор­мации, представляющей интерес для прокуроров. Разумная опора на возможности контролирующих органов несомненно повышает эффективность прокурорского надзора. Но взаимо­действие недопустимо смешивать с подменой ведомственных функций и правомочий. Прокуратура — прежде всего универ­сальный орган надзора за исполнением законов, в том числе и органами контроля, их должностными лицами. В силу дан­ного обстоятельства надзору, его усилению и совершенствова­нию принадлежит приоритетное значение в системе взаимо­отношений прокуратуры и контролирующих органов.

К числу ключевых элементов организационного обеспече­ния надзора за исполнением законов относится работа по орга­низации производства конкретных прокурорских проверок.

Проверки различаются по масштабу исследуемых вопро­сов, их содержанию, кругу проверяемых объектов, длитель­ностью охватываемых проверками периодов, степени сложно­сти установления обстоятельств нарушений закона, их оценки и др. Они могут быть связаны с анализом практики исполнения законов, охватывающих одну, две, три и более правовых сфер (налогового, земельного, таможенного, банковского законодательства, законов о собственности и др.). Проверка мо­жет быть ограничена изучением вопросов исполнения законов одним каким-либо органом или организацией, но может рас­пространяться на отдельные звенья той или иной системы органов на систему органов в целом или даже нескольких их групп (системы Министерства по налогам и сборам, Министер­ства государственного имущества, Министерства финансов и т.п.). Охватываемые прокурорскими проверками периоды ред­ко превышают шестимесячный срок, но в зависимости от ре­шаемых задач они могут иметь и большую продолжительность.

Различаются проверки также в зависимости от исходных материалов, на основании которых принимается решение по их производству. Основная масса проверок относится к катего­рии проверок текущего характера. Поводом для их проведения служит поступающая в прокуратуру информация о фактах на­рушения закона. Такая информация содержится в письмах, за­явлениях и жалобах граждан, актах проверок, проведенных контролирующими органами, сообщения средств массовой ин­формации, письма руководителей коммерческих и некоммер­ческих организаций и др.

Другой вид проверок носит более масштабный характер. Такого рода проверки отражают своего рода стратегическую линию в деятельности соответствующей прокуратуры. Эти про­верки заранее планируются. Проводятся они, как правило, на основании результатов анализа статистических данных, иной информации о состоянии законности, обобщения имеющихся в прокуратуре сведений, материалов тематических проверок, осуществленных контролирующими органами. При этом учиты­вается актуальность подлежащих решению проблем обеспече­ния законности, исходя из особенностей конкретной ситуации. На первоначальном этапе предпринятых в России реформ ве­дущими направлениями в деятельности прокуроров выступи­ли надзор за исполнением законов о приватизации, внешне­экономической деятельности, земельной реформе, об охране природы. В современной обстановке сохраняет высокую актив­ность надзор за исполнением законов в сфере экономических отношений, а именно — законов о собственности, предприни­мательской деятельности, исполнение финансового, таможен­ного, банковского, налогового, антимонопольного законодатель­ства и др., социальной сфере.

Организационное обеспечение проведения проверки стро­ится применительно к содержанию действий прокурора на ос­новных ее этапах: подготовительном, собственно проверки, реализации материалов проверки. На подготовительном этапе производится целенаправленное, предметное изучение нужно­го законодательства, определение задач проверки, содержа­ния необходимой информации о ее источниках, наличие ма­териалов для анализа и оценки данных, подбор компетентного состава лиц, включая и привлекаемых специалистов. Все эти компоненты отражаются в рабочем плане проверки.

Главный, ключевой этап — сама проверка. В ходе ее на базе всего массива информации выявляются факты нарушений закона и формируются пути и средства их устранения. За­дачи данного этапа решаются путем реализации предоставлен­ных прокуратуре полномочий. Это достаточно сложный про­цесс. Помимо знания прокурорских правомочий важно хорошо владеть тактическими и психологическими приемами их при­менения. Не секрет, что установление фактов противоправных решений и действий часто протекает в конфликтных ситуаци­ях, противостоянии сторон, осложняющих получение досто­верной информации в нужном объеме.

На этапе реализации материалов проверки происходит оценка полученных материалов и формирование решений о мерах, которые необходимо принять для устранения выявлен­ных фактов нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Принимаемые прокурором меры реализуются в форме актов прокурорского реагирования — протеста, пред­ставления, постановления, предостережения, о которых ска­зано выше.

Этап реализации материалов проверки органично связан с действиями по контролю за результативностью актов проку­рорского реагирования. Без надлежащего контроля со сторо­ны прокурора за исполнением принятых им мер акты проку­рорского реагирования могут не достичь своих целей.

В связи с этим Генеральная прокуратура РФ в последнее время идет по пути принятия совместных управленческо-директивных документов с отдельными федеральными ведомства­ми, которые призваны упорядочить " технологию" взаимодей­ствия прокуроров и должностных лиц ведомств в ходе реали­зации результатов надзорных и контрольных акций.

Прежде всего контролируется соблюдение порядка рас­смотрения прокурорских документов. Он установлен действу­ющим законодательством. Рассмотрение возбужденного поста­новлением прокурора уголовного дела производится в соответ­ствии с уголовно-процессуальным законодательством, произ­водство об административном правонарушении разрешается по правилам административного законодательства. Порядок рас­смотрения протеста и представления прокурора регламентируется Законом о прокуратуре. В процессе контроля обращает­ся внимание на сроки рассмотрения прокурорских документов, полноту и своевременность принятия по ним мер. Протест, согласно закону, подлежит рассмотрению в десятидневный срок, по представлению прокурора должны быть приняты со­ответствующие меры в течение месяца со дня. его внесения. Несколько иначе решается вопрос о сроках рассмотрения ак­тов прокурорского реагирования коллегиальными органами — здесь рассмотрение приурочивается к ближайшему заседанию.

Сообщение о принятых мерах прокурору представляется в письменной форме. Сопоставление сведений, содержащихся в сообщении, с данными, которыми располагает прокуратура, позволяет в большинстве случаев вполне обоснованно соста­вить мнение о реальности и достаточности мер, о принятии которых информируется прокурор. При необходимости практи­куется проведение контрольной проверки.

Глава XII. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

§ 1. Предмет надзора

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина выделен как ключевое, приоритетное направление всей деятельности прокуратуры. В настоящее время он рассматри­вается в качестве самостоятельной надзорной отрасли, по­скольку имеет собственный предмет надзора и характеризуется свойственными ему полномочиями прокурора. В настоящее время ему посвящена глава 2 раздела 3 (ст. 26—27) Закона о прокуратуре. Выделение данного направления деятельности прокуратуры свидетельствует о признании значительно воз­росшего в современной конкретно-исторической ситуации пра­возащитного потенциала прокуратуры, о существенном уси­лении позиций органов прокуратуры в механизме государ­ственной охраны прав и свобод человека и гражданина. Следует вместе с тем отметить, что соблюдение прав и свобод челове­ка и гражданина входит в предмет не только рассматриваемо­го направления прокурорского надзора. Оно входит также в сферу надзора за исполнением законов органами, осуществля­ющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, надзора за исполнением законов адми­нистрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, испол­няющих наказание и назначаемые судом меры принудитель­ного характера, в ходе осуществления функции уголовного преследования. Предметом надзора, определяемого ст. 26 За­кона о прокуратуре, охватывается соблюдение только тех прав и свобод человека и гражданина, которые не относятся к предмету других отраслей прокурорского надзора.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина составляют законность действий и правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполни­тельными органами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, ор­ганов контроля, их должностных лиц, а также органов управ­ления и руководителей коммерческих и некоммерческих орга­низаций, связанных с соблюдением конституционных норм и положений законов, регламентирующих права и свободы чело­века и гражданина. Закон о прокуратуре, определяя предмет надзора, исходит из понятия конституционных, т.е. установ­ленных главным законом страны — Конституцией Российской Федерации, — прав и свобод граждан. Это позволяет проку­ратуре осуществлять надзор за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина, признаваемых в Российской Федерации, как сказано в ст. 17 Конституции России, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Предмет надзора обусловливает необходимость следования прокуроров в своей работе конституционным принципам, оп­ределяющим значение, порядок и условия соблюдения прав человека и гражданина. Прокуратура в Российской Федерации относится к числу органов, непосредственно выполняющих обязанность государства по соблюдению и защите прав и сво­бод человека. Именно от прокуратуры в значительной мере зависит наполнение реальным содержанием положений ст. 2 Конституции Российской Федерации о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Надзорная практика про­куроров строится на основе принципа непосредственного дей­ствия прав и свобод, предопределяющего необходимость обес­печения полного соответствия конституционным нормам всей законотворческой и правоприменительной деятельности (ст. 18 Конституции Российской Федерации). Важным для организации надзорной практики органов прокуратуры является конститу­ционный принцип равенства всех перед законом, гарантирован­ного государством равенства прав и свобод человека и граж­данина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям, а также других об­стоятельств.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина по пра­вилам, установленным Конституцией Российской Федерации, исключает любое ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиоз­ной принадлежности (ст. 19). Ограничение прав и свобод допус­кается только по основаниям и в случаях, предусмотренных законом. Об этом прямо записано в ч. 3 ст. 55 Конституции Рос­сийской Федерации, гласящей: " Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стра­ны и безопасности государства".

Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных Конституцией Российской Федерации. В теории конституционного права и международно-правовой практике принято различать три группы прав и свобод чело­века и гражданина. К первой группе относятся личные права и свободы: право на жизнь, право на охрану достоинства лич­ности государством, право на свободу и личную неприкосно­венность, право на неприкосновенность частной жизни, лич­ную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др. Соблюдение лич­ных прав граждан имеет важное значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского обще­ства, обеспечения гарантий государственно-правовой защищен­ности личности.

Вторую группу образуют политические права и свободы граждан. С их помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, влияние граждан на формиро­вание важнейших государственно-правовых институтов стра­ны. В группу политических прав и свобод входят: право на свободу мысли и слова, свобода совести, право на объедине­ние, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право собираться мирно, без ору­жия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право участвовать в управлении делами го­сударства как непосредственно, так и через своих представи­телей, избирательные права и др.

Третью группу составляют социально-экономические пра­ва и свободы человека и гражданина. С помощью данных прав и свобод обеспечивается социальная защищенность человека, достигается цель экономического самовыражения граждан, их активного включения в процесс общественного производства. К числу социально-экономических прав относятся: право на сво­бодное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом эконо­мической деятельности, право частной собственности, вклю­чая право частной собственности на землю, право свободно

распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Формулировка предмета прокурорского надзора за соблю­дением прав и свобод человека и гражданина указывает на то, что в сферу надзора входит соблюдение прав и свобод по крайней мере трех категорий лиц: граждан России, граждан России, имеющих также гражданство иностранного государ­ства (двойное гражданство), иностранных граждан и лиц без гражданства. Названные категории лиц отличаются объемом предоставляемых им прав и свобод. В полном объеме ими пользуются граждане России. Несколько меньшим выглядит диапазон лиц с двойным гражданством, хотя наличие у граж­данина Российской Федерации гражданства иностранного го­сударства, согласно ст. 62 Конституции Российской Федера­ции, не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обя­занностей, вытекающих из российского гражданства. Исклю­чения из этого правила могут быть предусмотрены только федеральным законом или международным договором Россий­ской Федерации. Такого рода исключения, например, предус­мотрены Федеральными законами " О прокуратуре Российской Федерации", " Об основах государственной службы Российской Федерации" и др. Иностранные граждане и лица без граждан­ства практически пользуются правами и свободами наравне с российскими гражданами за исключением некоторых видов прав, которые могут принадлежать гражданам Российской Федерации (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления, право поступления на государственную службу и т.п.).

Основные права и свободы человека и гражданина четко и последовательно определены в Конституции Российской Федерации. Вместе с тем конкретизация прав и свобод, суще­ственные аспекты порядка их реализации нашли закрепление в ряде федеральных законов. В достаточно большой совокуп­ности таких законов выделяются повышенной актуальностью соблюдения регулируемых ими прав и свобод граждан, Зако­ны: " О праве граждан Российской Федерации на свободу пе­редвижения, выбор места пребывания и жительства в преде­лах Российской Федерации", " Об общественных объединени­ях", " О социальной защите граждан, подвергшихся воздей­ствию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", " О ветеранах" и др.

Пределы надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются по тем же правилам, что и пре­делы надзора за исполнением законов (общего надзора).

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина, прокуроры исходят из их органической связи с деятельностью прокуратуры по защите интересов го­сударства и общества.

§ 2. Полномочия прокурора

Объем полномочий прокурора при осуществлении надзо­ра за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в ос­новной своей части идентичен полномочиям прокурора по над­зору за исполнением законов, характеристика которых дана в предыдущей главе. Здесь также для выявления нарушений прав человека и гражданина прокуроры используют предостав­ленные им законом возможности беспрепятственно входить в помещения и органы, указанные в п. 1 ст. 26 Закона о проку­ратуре, иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокура­туры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц представления не­обходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов, проведения проверок и ре­визий, получение объяснений от должностных лиц и граждан по поводу нарушений законов.

Для устранения нарушений прав граждан, их причин и условий, восстановления нарушенных прав прокурор опроте­стовывает противоречащие закону правовые акты, вносит представления, возбуждает уголовное дело или производство по делам об административных правонарушениях, принимает меры к привлечению лиц, нарушивших закон, к иным видам ответственности, освобождает своим постановлением лиц, не­законно подвергнутых административному задержанию на ос­новании решений несудебных органов. В целях предупрежде­ния нарушения прав граждан прокурор объявляет должност­ным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Совпадая по форме с правами прокурора при осуще­ствлении надзора за исполнением законов, указанные полно­мочия различаются по содержанию решаемых задач.

Вместе с тем, наряду с названными полномочиями при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор наделен полномочиями, принадлежа­щими только данному направлению деятельности органов про­куратуры. Специфическим для надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является прежде всего право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граждан. Заявления и жалобы слу­жат основным поводом, определяющим необходимость проку­рорского вмешательства. Сообщения о нарушении прав и сво­бод человека и гражданина могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от иных лиц, а также государствен­ных органов, различных организаций.

Рассмотрение поступающих в прокуратуру сообщений (жалоб, заявлений) позволяет прокурору установить состав правонарушения, определить меры, необходимые для пресе­чения фактов нарушения прав, устранения причин и условий, способствующих выявленным правонарушениям. Обычно по­ступающие в прокуратуру материалы содержат достаточные для принятия решения данные. В случае неполноты материа­лов проводится проверка. Проверка сообщений предпринима­ется прокурором для получения необходимой информации о событии нарушения прав, обстоятельствах их совершения, ли­цах, допустивших нарушения прав и свобод граждан, выбора правовых средств прокурорского реагирования.

Характерным для данного вида надзорной деятельности прокуратуры являются полномочия прокурора, выражающи­еся в разъяснении пострадавшим порядка защиты их нарушен­ных прав и свобод. Потребность в реализации данного полно­мочия возникает в тех случаях, когда восстановление нару­шенных прав требует обращения в органы, обладающие соот­ветствующей компетенцией, а заявитель необходимой для этого информацией не обладает и не может обладать в силу своего образовательного уровня, недоступности платной кон­сультативно-юридической помощи, либо иных причин.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал