Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление финансами: объекты и субъекты управления. Органы управления финансами их задачи и функции.






Управление – это совокупность приёмов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определённого результата

Цель:

- обеспечение баланса финансовых ресурсов у всех сфер и звеньев финансовой системы

- обеспечение бездефицитности финансовой системы

- устойчивость национальной валюты

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенных результатов.

Объекты управления:

- разнообразные виды финансовых отношений

- государственные и муниципальные финансы

- финансы субъектов хозяйствования

Субъекты управления на предприятии:

- финансовые службы предприятий

- финансовые органы

- налоговые инспекции

- органы государственной власти и местного самоуправления

 

 

Функциональные элементы:

1. Финансовое планирование и прогнозирование обеспечивает предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов. В ходе финансового прогнозирования исследуются возможные состояния финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели финансовых планов и определяются источники их образования и использования.

Прогнозирование – это система финансового контроля, используется на микро- и макроуровнях как инструмент научного предвидения и получения информации при выработке решений. На основании прогнозов осуществляется финансовое планирование. В ходе планирования экономические субъекты оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможность увеличения финансовых ресурсов и направление наиболее эффективного их использования. Осуществляется на основе анализа финансовой информации в бухгалтерской отчетности и оперативной отчетности.

2. Оперативное управление – это маневрирование финансовыми ресурсами с целью ликвидации непредвидимой ситуации и решения вновь возникающих задач.

3. Финансовый контроль позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми и выявить резервы роста финансовых ресурсов.

Управление финансами бывает стратегическим и оперативным.

Стратегическое осуществляется высшими органами законодательной власти (президент, правительство и обе палаты Федерального Собрания) в ходе рассмотрения, составления и утверждения прогнозов развития страны, прогнозов долгосрочных целевых программ.

Оперативное управление осуществляется министерствами, ведомствами, агентствами непосредственно участвующими в реализации деятельности государства.

 

Государственные и муниципальные органы управления финансами в Российской Федерации, их задачи и функции в современных условиях.

Существуют законодательные (Президент и Федеральное Собрание) и исполнительные (министерства, Федеральные службы, агентства) органы управления.

Законодательные:

Президент:

- определяет стратегические цели развития государственных и международных финансовых отношений и ежегодно озвучивает эти цели в полномочиях Федеральному Собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства»

- формирует долгосрочные финансово-экономические приоритеты развития страны в ежегодных посланиях Федеральному Собранию «О бюджетной политике»

- одобряет принятый Федеральным Собранием закон «О Федеральном бюджете» и обнародует его

- заслушивает периодические результаты деятельности правительства по реализации финансовой политики.

По Конституции ГосДума принимает законы по вопросам Федерального Бюджета, Федеральных налогов, Федеральных налогов, финансового, валютного и таможенного регулирования и по вопросам денежной эмиссии. С этой целью в думе функционируют комитеты по бюджету и налогам, по труду и социальной политике, по финансовым рынкам и др.

Совет Федерации рассматривает принятые ГосДумой проекты федеральных законов и одобряет или отклоняет их.

Исполнительные органы

Правительство РФ:

- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики

- разрабатывает и предоставляет в комитет ГосДумы проект Федерального бюджета и после утверждения обеспечивает его исполнение

- предоставляет ГосДуме отчет об исполнении Федерального Бюджета

- разрабатывает и реализует налоговую политику

- принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг

- осуществляет валютного регулировании и контроль

- осуществляет регулирование государственным внутренним и внешним долгом

Министерство Финансов состоит из 5 Федеральных служб:

1) Федеральное Казначейство

- осуществляет функции по обеспечению исполнения Федерального Бюджета и его кассовому обслуживанию

- ведет учет операции по кассовому исполнению Федерального Бюджета

- открывает в ЦБ и в кредитных организациях счета по учету средств Федерального Бюджета

- ведет сводный реестр главных распорядителей, а также просто распорядителей Федерального Бюджета

2) Федеральная налоговая служба – это служба и ее территориальные органы, составляющие единую систему налоговых органов. Осуществляет:

- надзор и контроль за соблюдением законодательства

- надзор и контроль за соблюдением требований контрольно-кассовой техники

- надзор и контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организации и у индивидуальных предпринимателей

- ведет учет всех налогоплательщиков

- ведет единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и всех налогоплательщиков

3) Федеральная служба финансового бюджетного надзора – это служба осуществляет надзор и контроль:

- за использованием средств Федерального Бюджета, средств государственных внебюджетных фондов

- за использованием материальных ценностей, находящихся в материальной собственности

- за соблюдением бюджетного законодательства при получении финансовой помощи из Федерального Бюджета

- за получением гарантий правительства

- за получением кредитов и ссуд

4) Федеральная служба страхового надзора осуществляет надзор за достоверностью предоставляемой субъектами страхования отчетности, за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платёжеспособности в части формирования страховых резервов, а также следит за выдачей страховщиками банковских гарантий.

5) Федеральная служба по финансовому мониторингу

(получает информацию в банках, нотариусах, налоговых органов. Юридическое лицо попадает под подозрение, если совершает сделку более чем на 600т.руб, а физическое лицо если обменивает в обменном пункте более 10000$)

- следит за легализацией и отмываем доходов, полученных преступным путем и за финансирование терроризма

- осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях и сделках с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ

- выявляет признаки, которые свидетельствуют о том, что операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом связаны с отмыванием доходов

- направляет информацию в правоохранительные органы о том, что операция связана с легализацией доходов

 

Минфин занимается бюджетом, налогами и страховой деятельностью. Основные задачи:

1. разрабатывает основы единой государственной политики финансов при взаимодействии с денежно-кредитной

2. осуществляет нормативно-правовое регулирование в бюджетной сфере, налоговой, страховой и частично в таможенной и валютной

3. решает задачи в области бухгалтерского учета и отчетности, аудиторской деятельности

4. осуществляет координацию деятельности 5 служб

3 функции:

1) правоустанавливающая – регулирование, в том числе нормативно-правовое, выработка государственной финансовой политики

2) правоприменительная – непосредственное управление и администрирование (администрирование государственных расходов, разработка проекта Федерального Бюджета и кассовое обслуживание бюджетной системы)

3) контрольная

ЦБ действует совместно с Минфином и Правительством по вопросам обеспечения единой финансовой и денежно-кредитной политики, по укреплению рубля, снижению уровня инфляции, по управлению золотовалютными резервом, по обеспечению бесперебойного функционирования платежной системы и по усовершенствованию банковской системы. (ЦБ имеет особый статус)

Федеральная таможенная служба:

- осуществляет взимание таможенных пошлин

- контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных сборов

- принимает меры по принудительному взысканию

- осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль

- обеспечивает соблюдение запретов и ограничивает в отношении товаров, перемещении товаров через таможенную границу

Федеральная служба по финансовым рынкам:

- наблюдает за деятельностью профессиональных участников фондового рынка, за биржами, участниками рынка коллективных инвестиций (ПИФами)

- наблюдает за функционированием бюро кредитных историй

Задача – обеспечение стабильности в работе Российского Фондового рынка, повышение его привлекательности и эффективности.

Счетная палата – постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему.

Задачи:

- контроль за своевременным использованием (соблюдением?) доходных и расходных статей Федерального (Гос.?) Бюджета и гос. Внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению

- определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств, а также эффективность использования федеральной собственности

- проводит финансовую экспертизу Федеральных законов, а также нормативно-правовых актов, предусматривающих расходование средств Федерального Бюджета

- регулярно предоставляет Совету Федерации и ГосДуме информацию о ходе исполнения Федерального Бюджета и о результатах проводимого контроля

- осуществляет контроль за обслуживанием государственного долга РФ

- за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, полученных правительством

- контроль за деятельностью ЦБ в части обслуживания им Федерального Бюджета

- в ЦБ осуществляется контроль по обслуживанию государственного долга

Управление финансами на региональном уровне

Принимаются региональные бюджеты, налоги, финансовая поддержка организаций и отраслей региональной экономики.

В составе администрации субъекта создаются специальные органы: в республиках – министерства финансов, в областях – департаменты финансов, комитеты.

Основные функции:
- разработка региональной финансовой политики

- непосредственная разработка региональных бюджетов и их реализация

- непосредственно не подчиняется Минфину, но отчеты об исполнении своих бюджетов предоставляется Минфину

Управление финансами на местном уровне

- принимаются решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении

- принимаются решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований

Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов РФ.

Управление финансами в коммерческих организациях осуществляются высшими органами управления

- определяют финансовую стратегию организаций

- утверждают финансовые планы и отчеты об их исполнении

Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями.

Органы управления финансами в некоммерческих организациях

В бюджетной организации финансовый план составляется в виде смет доходов и расходов. Их утверждают главные распорядители и распорядители финансовых средств. Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Решения принимает либо руководитель либо? советы и все они подотчётны ревизионной комиссии.

УФ- совокупность приемов и методов целенаправленного врздействия на объект с цель достяжения определенного результата. Объектами управления- финансовые отношения, субъектом- органы исполнительной и законодат власти.

ФУ реализуется через 3 системы ФУ:

- финансовое планирование и прогнозирование

- оперативное управление- невелирование текущих факторов.

- финансовый контроль- анализ планов и фактических результатов.

Управление- стратегическое и текущее (по срокам)

Органы управления:

- МинФин и 5 агенств, которые находятся под его началом. (МинФин разрбатывает гос и фин пол-кт, составление плана бюджета и регулирование и развитие финансового рынка). К МинФин относ: казначейство, федеральная служба по финансовому мониторингу, федеральная налоговая служба, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная служба страхового надзора.

- Счетная палата (контроль за целесообразностью и эффективностью использования средств бюджета)

- ЦБ (закон о ЦБ)

- таможенная служба

- ФСФР фед служба по фин рынкам

- комитет рос имущества

-профильные комитеты гос думы(комитет по налогам и сборам, ком по бюджетн рег)

- исполнительные дирекции внебюджетных фондов

 

9.Содержание и задачи финансового планирования и прогнозирование: понятие методы и виды

Финансовое планирование.

Объектом планирования является финансовая деятельность и формирование, и использование финансовых ресурсов. Субъектом является различные органы, которые мы изучали (государственного, местного упр.)

Информационной базой для финансового планирования является прогнозы социально- экономического развития страны, региона (на уровне предприятий это различные бизнес планы и бизнес проекты).

Финансовый план - это документ представляющая с собой систему взаимоувязанных финансовых показателей. Это показатели, которые отражают предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Задачи Финансового планирования:

1) Определение объема финансовых ресурсов по каждому виду поступлений

2)Определение направленности использования этих ресурсов

3) Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов

4) Создание условий для подкрепления устойчивости органов и бюджетов

5) Определение экономически обоснованного размера резерва

Этапы Финансового планирования:

1) Анализ выполнения плана за предыдущий период

2) Расчет плановых показателей

3) Составление финансового плана как документа

Анализ выполнения плана за предыдущий период:

Применяются следующие виды:

1. горизонтальный анализ (сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими)

2. вертикальный анализ (определяется структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показатели и их влияние на общие результаты)

3. трендовый анализ (выявляются тенденции изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых показателей за ряд лет, т.е можно прогнозировать финансовые показатели на будущее)

Расчет плановых показателей:

Осуществляется расчет плановых показателей. Эти показатели делятся на:

а) утверждаемые

б) расчетные

Методы Финансового планирования:

1) Экстраполяция. Расчет показателей производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп роста.

2) Нормативный. Суть: плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и нормативов

3) Индексный метод. Применение этого метода обусловлено неопределенностью развития экономики, в том числе инфляционных процессов

4) Программно - целевой метод. Программы - это средства решения межотраслевых и межтерриториальных программ и проблем.

5) Метод оптимизации плановых решений. Разрабатываются несколько планов и выбирают один наиболее оптимальный.

На микроуровне: min приведенных затрат, max приведенной прибыли, min времени на оборот капитала.

На макроуровне: max дохода бюджета, min непроцентных расходов, max эффективности расходов.

Составление финансового плана как документа:

Он подтвержден утверждению и использованию. На этом этапе применяется балансовый метод, который позволяет увязать финансовые ресурсы с потребностями в них и позволяет увязать расходы органов государственной власти с их доходами.

Виды Финансового планирования:

На государственном уровне

1. бюджет

2. бюджет государственных внебюджетных фондов

На уровне предприятий

1. баланс доходов и расходов(в коммерческих предприятиях)

2. смета доходов и расходов(в не коммерческих предприятиях)

 

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства для обоснования показателей финансового плана.

Прогнозы бывают:

1) Среднесрочные (5-10 лет)

2) Долгосрочные (более 10 лет)

Прогнозирование предшествует планированию. Оно разрабатывается для концепции развития на определенный период. Занимается этим: Госдума, Администрация президента, Минфин, Минэкономразвития, Российская Академия Наук. В процессе применяются определенные методы:

1) Математическое моделирование

2) Эконометрическое прогнозирование

3) Экспертные оценки

4) Построение трендов

5) Составление сценариев

Результатом финансового прогноза является составление прогноза. Прогнозы дают возможность рассматривать различные варианты сценариев. Например: при благоприятных условиях, при усредненных условиях и наихудших условиях.

Прогнозы на государственном уровне. Документы:

1) Перспективный финансовый план. Это план, который содержит прогнозные данные о возможностях развития бюджета по мобилизации дохода бюджета и по их расходам. Он составляется на 3 года

2) Баланс финансовых ресурсов. Это прогноз формирования и использования финансовых ресурсов по всем секторам экономики. Построен по методу двойной записи. Слева - доходы, справа - расходы.

Доходы:

1. прибыль

2. амортизация

3. налоговые доходы

4. ЕСН

5. неналоговые доходы

6. средства целевых бюджетных фондов

7. безвозмездные перечисления

8. средства государственных внебюджетных фондов

Расходы:

1. средства, остающиеся в распоряжении организации

2. затраты на государственное инвестирование

3. фундаментальные исследования

4. общегосударственные расходы с разбивкой на оборону, правоохранительную деятельность государства и др.

ФП ланирование - процесс разраотки комплекса финансовых планов, в целях эффективного использования финансовых ресурсов.

Этапы ФП:

1. постановка целейи задач

2. сбор и обработка информации

3. выбор методов фин планирования

4. формирование стратегического плана (первый вид фин планирования). На период более года

5. Формирование текущего планирования (равен году)создается на базе стратегического плана

6. оперативный фин план (разраб на фоне текущего) составляется план доходов и расходов в текущем периоде. Зависит от сферы деятельности корпорации.

7. разработка мероприятий по контролю и реализ. плановых решений.

 

Методы: экономико-статистические (темпы роста. прироста, индексы эластичности), экономико-математические методы (факторные модели), балансовые методы, экспертные метода, метод аналогий, бюджетирование, контролинг,, финансовая логистика, экстра и интраполяция динамического ряда.

 

Содержание и значение финансового контроля.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Субъекты:

1) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ (объектом является стоимостная категория)

2) НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Государственный финансовый контроль делится:

1. по отношению к ветвям власти

а) парламентский (осуществляют 2 палаты Федерального собрания: Госдума, Совет Федерации) -контроль, которые осуществляют органы независимого контроля (относится счетная палата РФ и в субъектах контрольной счетной палаты)

в) Президентский контроль (осуществляют органы, уполномоченные президентом) –

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Минфин РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

2) по отношению к уровню государственной власти

а) федеральные органы контроля

б) региональные органы контроля

Негосударственный финансовый контроль:

1) Аудиторский контроль

2) Внутрихозяйственный контроль

3) Общественный контроль

Аудиторский контроль: Осуществляется аудиторскими органами, либо отдельными аудиторами. Аудит- это независимая проверка бухгалтерской отчетности. Цель аудита является выражение мнения аудита о достоверности отчетности, о соблюдении законодательства, аудит не подменяет государственный контроль. Результат аудиторской проверки- аудиторское заключение. Нужно собственникам имущества, налоговым органам, органам статистики.

Аудит бывает:

1. обязательный (это орган государственной власти и предприятия с большим оборотом денег)

2. инициативный

Внутрихозяйственный контроль: Осуществляется постоянно, осуществляют его работники данного предприятия в основном в бухгалтерии, которые подчиняются руководителю

Общественный контроль: Осуществляется гражданами. Например, счетной палатой при президенте, без участия государственных органов.

 

Формы Финансового контроля:

1) от времени проведения

а) предварительный (осуществляется до начала финансовых операций, обсуждается законопроект, смета доходов и расходов)

б) текущий (в процессе совершения финансово- хозяйственных операций)

в) последующий (на макроуровне – подписывается закон об исполнении бюджета; на микроуровне - в результате определенных действий составляется акт)

Методы Финансового контроля:

1) обследование

2) проверка

3) ревизия

4) надзор

5) мониторинг

 

Обследование: охватывает отдельные стороны деятельности.

Проверка: на основе изучаются финансовые документы

Ревизия: это проверка эффективности совершаемых финансовых операций и правильности действий физ. лиц и дает более полную информацию. Бывают: 1. Тематические - по определенному кругу вопросов 2. Комплексные - все аспекты деятельности финансово-хозяйственной деятельности.

Надзор: осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, проверка лицензий, ЦБ проверяет КБ

Мониторинг: это система постоянного контроля с целью определения текущих изменений субъектов хозяйствования.

Органы финансового контроля:

Финансовый контроль осуществляется в соответствии с установленными нормами права, т. е конституцией, гражданским кодексом, бюджетным кодексом, налоговым кодексом, ФЗ и законами субъектов федерации и подзаконными нормативными актами (указы президента, постановление правительства)

Органы:

1) счетная палата

2) Министерство Финансов

3) ЦБ

4) Таможенный контроль

5) Контрольное управление президента. Основные задачи:

1. проверка и контроль использования федеральными органами власти всех федеральных законов в части касающихся полномочий президента

2. контролирование реализации ежегодных посланий президента и указов распоряжения президента

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.032 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал