Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 8. Обучение чтению
В данной лекции мы рассмотрим следующие вопросы: Ø задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и использование чтения как средства обучения смежным языковым и речевым навыкам; Ø особенности формирования техники чтения на начальном этапе обучения; Ø различные виды чтения, их роль в процессе обучения и реального общения; Ø задания, направленные на контроль разнообразных технологий чтения; Ø этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста. ЧТЕНИЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СМЕЖНЫХ ЯЗЫКОВЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ЗАДАНИЕ Посмотрите на следующие утверждения и скажите: s согласны ли вы с ними (полностью/частично/не согласны); s относятся ли они к использованию чтения как самостоятельного вида речевой деятельности или в качестве средства формирования смежных речевых навыков. Впишите номер утверждения в нужную графу таблицы, приведенной ниже. Мы читаем для того, чтобы: 1) получить подробную информацию по интересующему нас вопросу; 2) найти ошибки в тексте; 3) выполнить домашнее задание; 4) развлечься; 5) понять, поможет ли данный текст получить необходимую нам информацию; 6) понять основную мысль или определить, о чем идет речь в данном тексте; 7) найти ответы на конкретные вопросы; 8) научиться быстро читать вслух с соблюдением базовых норм произношения; 9) научиться использовать различные интонационные модели; 10) написать аналогичный текст самим; 11) подготовить устный или письменный доклад по заданной теме; 12) найти новые слова и догадаться об их значении по контексту; 13) найти изучаемое грамматическое явление в тексте и использовать предложение из текста в качестве иллюстрации его употребления в речи; 14) выполнить тест на проверку уровня сформированности лексико-грамматических навыков и умений; 15) выполнить контрольное задание на проверку навыков аудирования, письма; 16) узнать что-то новое; 17) найти заведомо необъективную информацию, а затем апеллировать к ней в устной или письменной полемике и т.д.
Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть различными. Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения. Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку: · использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала; · коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций; · упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.
|