Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социологическое исследование.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Социологическое исследование – система методологических, методических и организационно-технических процедур, проводимая с целью получения объективных данных об изучаемом явлении.
Объектом исследования обычно является сфера социальной жизни, социальный процесс определённые общественные отношения, трудовые коллективы и т. п.
Предмет исследования – идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту исследования.
Основные направления исследования:
· теоретическое – изучение научной литературы; · прикладное – изучение конкретной социальной общности, процесса и т.п. Этапы социологического исследования: · подготовка (обдумывание цели, утверждение программы, подготовка инструментария, формирование группы сбора первичной информации, определение сроков и порядка работы, проведение пилотажного исследования); · сбор первичной информации (необобщённых данных); · подготовка собранной информации к обработке; · обработка информации; · анализ информации, подготовка отчета, формирование выводов и рекомендаций. Основные виды социологического исследования: Разведывательное (пилотажное) исследование – цель - получение оперативной информации, (решаемые задачи - ограничены). Проводится, как правило, для проверки качества подготовленной анкеты. Проводится всегда в виде фиксированного (формализованного) интервью наиболее подготовленным членом группы, все ответы тщательно фиксируются письменно.
Описательные исследования – обычно проводится при исследовании крупного объекта. Сбор информации проводится с помощью одного или нескольких методов сбора данных.
Аналитическое исследование – описываются не только элементы изучаемого явления, но и проводится анализ причин возникновения данного явления, производится поиск причинно-следственных связей.
Панельное исследование – обследованию подвергаются одни и те же респонденты через определённые промежутки времени по одинаковым методикам. Цель – проверка объективности основного исследования или выявление динамики процесса или явления. Методы социологического исследования: 1. Метод сплошного исследования – исследованию подвергается вся предусмотренная программой исследования совокупность.
2. Выборочный метод - применяется при исследовании объекта более 500 человек.Единица опроса (человек, группа) – выбирается с учетом важнейших признаков данного социального сообщества (образование, квалификация и т.п.). Выбранная совокупность должна является микромоделью генеральной совокупности. Типы выборки: · механическая: производится выбор группы, затем - выбор единицы отбора - элемента, имеющего типичные для всей группы признаки. Среди единиц отбора выбирают единицы анализа. Соблюдается шаг анализа – промежуток между отбираемыми; · серийная: генеральная совокупность делится на однородные части (серии); из каждой серии производится отбор респондента пропорционально числу элементов серии; · гнездовая выборка: в качестве единицы исследования берутся не отдельные респонденты, а целые группы или коллективы; · целенаправленная выборка: а) метод стихийной выборки (почта, интерактивный опрос, читатели газет, журналов и т.п.) б) метод основного массива – опрос 60-80% респондентов, попавших в отобранную совокупность. в) метод квотовой выборки – респонденты выбираются по определенным признакам – обычно не более четырёх признаков.
Методы получения информации: 1. Метод анкетного опроса:
· длится не более 35 - 40 минут (примерно 25 – 30 вопросов); · анкета должна содержать пояснения, как работать с вопросами (если это необходимо); · если анкета состоит из нескольких блоков вопросов – блоки должны быть логически связаны между собой; · все вопросы должны быть пронумерованы, ответы – тоже; · категорически недопустимо разрывать вопросы или переносить часть вопроса на другую страницу; · первые вопросы должны быть нейтральными (ни дискуссионными, ни настораживающими); · сложные вопросы в анкете должны следовать за простыми (в целях повышения интереса); · трудные вопросы помещаются в середину анкеты; · вопросы должны быть понятны всем респондентам; · сначала вопросом устанавливают факт (событие), затем – в последующих вопросах – оценка данного факта (события); · если в анкете новый раздел – необходимо «подвести» к нему респондента с помощью обращения к нему.
Содержание анкеты включает в себя три части: 1. Вводная часть – содержит следующую информацию: кто проводит исследование, какова его цель, способ заполнения анкеты (что, где и как писать), подчёркивается анонимный характер анкеты (если анкетирование анонимно), выражается благодарность за участие в работе. 2. Основная часть – собственно содержание анкеты. 3. Демографическая часть – паспортные данные (если анкета именная) или сведения о респонденте: пол, возраст, образование, место жительства, стаж работы, социальное и семейное положение и т. п.
Вопросы анкеты различаются:
1. По предметному содержанию: · вопросы о фактах – содержат информацию о социальных явлениях, действиях, поступках, и т. п.; · вопросы о знании – что знает и что может изложить респондент (экзаменационного типа, могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации), их цель – проверка информированности респондента; · вопросы о мнении – могут касаться любых проблем, а так же личности самого респондента – ответ на эти вопросы – оценочные суждения; · вопросы о мотивах – выявляют субъективные представления человека о мотивах своей деятельности (чаще всего для этого необходим целый комплекс вопросов); 2. По логической природе: · основные вопросы – на основе ответов на них производятся выводы об изучаемом явлении; · вопросы – фильтры – служат для отсеивания некомпетентных респондентов или выделения части респондентов по определённому признаку; · контрольные вопросы – служат для проверки правдивости, устойчивости и непротиворечивости ответов, их искренности и достоверности; · наводящие вопросы – служат для помощи респонденту в осмыслении основных вопросов, помогают ему дать более точный ответ.
3. По психологической функции: · контактные вопросы – служат для установления контакта с респондентом, их цель – вызвать интерес к исследованию, побудить принять в нём участие. Как правило, это первые вопросы анкеты, простые по форме, настраивающие респондента на заинтересованное участи в анкетировании; · буферные вопросы – их цель – переключение внимания респондента при переходе от одной части анкеты к другой, от одного тематического блока вопросов к другому; · прямые вопросы – направлены на выражение отношения респондента по поводу оценки анализируемого события с его личностной позиции; · косвенные вопросы – на вопросы этой группы респондент отвечает от имени группы, коллектива в безличной форме. Такие вопросы используются, когда не вполне удобно задавать прямые вопросы (частные, интимные стороны жизни, отношение к руководителям и т. п.); 4. По форме: · шкальные – вопросы в виде шкалы, на которой респондент должен отметить то или иной показатель; · вопросы – меню – респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответа; · дихотомические (альтернативные) – ответ производится по принципу: «да» или «нет»; · открытые – свободная форма ответа – слово, предложение, несколько предложений; · закрытые – выбор одного из предлагаемых вариантов ответа: «нужное подчеркнуть»; · полузакрытые – предлагают респонденты возможность высказать своё мнение, к перечню ответов добавляется фраза «другие…».
Способы анкетирования – раздаточный, почтовый, прессовый, мониторинг.
Достоверность анкетирования - обеспечивается контрольными вопросами и панельным опросом, при котором повторно, по тем же анкетам, опрашивается 5 % – 10 % респондентов.
Этапы подготовки анкеты:
Подготовка проекта анкеты → пилотажное исследование → массовый опрос → панельный опрос.
|