Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции роста населения мира






Прежде чем перейти к рассмотрению современных тен­денций роста населения для развивающихся и промышлен­ных стран, полезно иметь представление о динамике роста народонаселения в истории человечества. Ученые полагают, что приблизительно 10 тыс. лет назад население составляло только 5—10 млн человек. К началу христианской эры чис­ленность населения приблизилась к 300 млн человек и име­лось очевидно небольшое его увеличение до 1000 г. нашей эры. Дальнейший рост населения шел медленно, особенно, после эпидемии чумы и других катастроф средневековья. В 1750 году (условное начало промышленной революции в Англии), население мира достигло 800 млн человек. Это оз­начает, что за 750 лет с 1000 г. до 1750 г., ежегодный темп прироста населения в среднем составлял 0, 1%.

Причины такого медленного роста хорошо известны. При отсутствии элементарных знаний в области гигиены (роль бактерий как возбудителей болезней была неизвестна до XIX в.) уровень смертности был очень высок, особенно сре­ди младенцев и детей. Только половина новорожденных мла­денцев доживала до пяти лет. Уровень фертильности был также очень высоким, так как это было необходимо для под­держания существования населения при таких высоких уровнях смертности.

С 1750 г. начинается ускоренный рост населения. В ка­кой-то мере он стал следствием повышающегося уровня жизни, улучшением средств транспорта и связи, которые смягчали влияния неурожаев, заканчивающихся катастро­фическим ростом смертности.

Численность населения мира была около 1 млрд человек в 1800 г., затем увеличилось еще на 1 млрд к 1930 г. (третий миллиард был добавлен к 1960 г., четвертый к 1974 г. и пятый перед 1990 г.); наиболее быстрый рост населения в XIX в. наблюдался в Европе и Северной Америке, которая испытала постепенное, но в конечном счете большое сниже­ние в уровне смертности. Тем временем, смертность и фер-тильность остались высокими в Азии, Африке и Латинской Америке.

В начале 1930-х гг. и после второй мировой войны уро­вень смертности стал понижаться во многих странах Азии и Латинской Америки на фоне нового всплеска роста населе­ния, который достиг уровней более высоких, чем это было ранее в Европе. Скорость этого роста, который некоторые ученые называют «демографическим взрывом», была ре­зультатом падения уровня смертности, явившегося следствием улучшения состояния общественного здравоохранения, гигиены и качества продуктов питания, главным образом импортируемых из развитых стран. Кроме того, формы бра­ка в Азии и Латинской Америки были (и продолжают быть) весьма отличными от европейских; брак в Азии и Латинс­кой Америке — ранний и почти всеобщий, в то время как, в Европе многие никогда не вступает в брак.

Эти высокие нормы роста сохраняются при очень боль­шой численности населения. Глобальный прирост населения стал очень высоким и в абсолютном и в относительном зна­чении. Пик нормы увеличения населения был достигнут в начале I960 г., когда каждый год население земного шара увеличивалось примерно на 2%, или приблизительно на 68 млн людей. Так как в это время и уровни смертности и нор­мы фертильности уменьшились, ежегодная норма роста населения снизилась приблизительно на 1, 7%. Но даже эта более низкая норма означает, что численность людей на земном шаре увелячивается каждый год приблизительно на 68—80 млн человек.

После второй мировой войны наблюдалось быстрое сни­жение в уровне смертности во многих развивающихся стра­нах. Сокращение смертности, несопровождаемой сокраще­нием фертильности, имело простой и предсказуемый резуль­тат: ускорение прироста населения. К I960 г. многие развивающиеся страны имели такие высокие нормы роста как 3% в год, превышающие самые высокие нормы роста европейского населения. Так как население по этой норме удваивается каждые 23 года, население таких стран увели­чивается катастрофически быстро. За 25 лет с 1950 по 1975 гг. население Мексики увеличилось с 27 млн до 60 млн человек; Ирана с 14 млн до 33 млн; Бразилии с 53 млн до 108 млн; и Китая с 554 млн до 933 млн.

Самые большие темпы роста населения были достигну­ты в Латинской Америке и в Азии в середине и в конце 1960-х годов. С тех пор эти регионы испытывали перемен­ный рост, но иногда уровень фертильности снижался наря­ду с уровнем смертности, и все это суммировалось в обычно умеренном, а иногда и большом снижении прироста насе­ления. Наиболее значительное снижение наблюдалось в КНР, где норма роста, как оценивали, снизилась от 2% в год в I960 г. до 1% в 1980 г., в результате официальной политики сдерживания брака и деторождения. Восточная Азия испытала наиболее значительное снижение в прирос­те населения.

На юге Азии норма прироста снизилась только от 2, 4 до 2, 0%; в Латинской Америке от 2, 7 до 2, 3%. Тем временем в Африке прирост населения ускорился от 2, 6: до 3 и более % в течение того же самого периода. Здесь снижение уровня смертности не сопровождалось снижением фертильности.

Во многих промышленных странах после второй мировой войны наблюдался «младенческий бум». Четыре страны — Соединенные Штаты, Канада, Австралия и Новая Зелан­дия — испытали существенное повышение уровня фертиль­ности по сравнению с низким уровнем довоенного периода. В Соединенных Штатах, например, фертильность повыси­лась на 2/3 в 1950 г. по сравнению с 1910 г.

Другая группа промышленных стран, включающая боль­шинство стран Западной Европы и некоторые восточно-ев­ропейские страны (особенно Чехословакию и Восточную Германию), также пережила «младенческий бум». В тече­ние нескольких лет после войны уровень фертильности воз­рос в результате увеличения числа браков и рождений, от­сроченных в течение военного времени. В начале и середине 1960-х гг. показатели фертильности в этих странах начали падать и во многих случаях достигли уровня, сопоставимого с уровнем 1930 г.

Третья группа промышленных стран, состоящая из боль­шинства стран Восточной Европы и Японии, имела весьма различные нормы фертильности. Низкая фертильность была в 1930 г., уровень фертильности также начал снижаться в 1950 г. после недолгого периода «младенческого бума». Во многих из этих стран снижение сохранилось и в 1960 г., но в некоторых странах оно изменилось в результате проведения специальной правительственной политики в области рож­даемости.

В 1980-х гг. уровни фертильности в наиболее развитых промышленных странах были очень низкими. Существуют две причины этого явления: отсрочка брака и деторожде­ния молодыми женщинами, занятыми на производстве, и сокращение численности детей, рожденных замужними жен­щинами.

Прогнозирование населения представляет собой совокуп­ность предположений относительно будущей фертильности, смертности и норм миграции. Оно часто бывает ошибочным. Прогнозирование основывается на явных предположениях. Большинство демографов предлагает набор альтернативных прогнозов, который, как ожидается, определит диапазон ве­роятного будущего. Важно, чтобы все демографические про­гнозы включали новые тенденции и недавно полученные данные. ООН каждые два года подготавливает набор про­гнозов для всего мира и для отдельных стран.

 

ТЕМА 17. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1. Понятие социальной нормы.

2. Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.

3. Основные формы девиантного поведения.

4. Делинквентное поведение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал