Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет социологии религии
В прошлом веке под влиянием идей дарвинистской биологии социологическая мысль обратилась к проблеме происхождения и развития социальных институтов. Соответственно, и в социологии религии изначально преобладало стремление установить, каким образом в человеческих обществах возникли религиозные представления и традиции. Когда социальный дарвинизм вышел из моды, исследователи подошли к признанию того, что вопросы подобного рода уводят в глубочайшее доисторическое прошлое. И тем не менее, по-прежнему правомерным и плодотворным остается интерес к проблеме возникновения и развития религиозных групп. Эта проблема пока не получила однозначного решения, хотя ей уделялось так много внимания, как никакой другой проблеме социологии религии. В современной социологической мысли вопросы происхождения и развития религиозных групп главным образом рассматривались в рамках так называемой «теории секты и церкви», представленной работами М. Вебера и Э. Трёльча. Первоначально установление дистинкции между сектой и церковью диктовалось только стремлением создать четкую типологию религиозных организаций, а не интересом к условиям их возникновения. Этой же концепции придерживался Г.Р. Нибур, констатировавший наличие динамической взаимосвязи между организациями типа секты и типа церкви. Согласно мнению Нибура, исследование этого взаимоотношения может способствовать выяснению вопроса, как происходит развитие религиозных групп. Тенденция церкви к компромиссу с миром и светской властью приводит некоторых верующих к ощущению, что церковь отступает от своей религиозной традиции. Такие верующие обычно порывают с церковью с тем, чтобы создать новую религиозную группу. В начале своего существования такие группы, как правило, имеют ярко выраженный сектантский характер. Они занимают бескомпромиссную позицию по отношению к миру, отвергают идею профессионального духовенства, условием членства в группе считают наличие сходного религиозного опыта, придерживаются буквалистских взглядов в теологии. Со временем, однако, изменяются условия, породившие новую религиозную группу. Начинается процесс постепенного формирования качеств, присущих уже не секте, а церкви, которые прежде отвергались и порицались основателями группы. После того как завершается переход от секты к церкви, религиозная группа становится питательной средой для возникновения новых сект, и весь процесс повторяется снова. Согласно этой теории, новые секты набирают своих членов преимущественно из экономически угнетенных классов. Таким образом, возникновение новых групп является результатом не только религиозных расхождений, но и социального неблагополучия. Подспудный социальный протест таится под внешней формой теологических расхождений. Однако постепенно новая группа адаптируется к существующему социальному порядку, и в ней начинают преобладать тенденции к компромиссу, к сдерживанию протеста. Этот процесс завершается крушением. Секта обеспечивает своих членов каналом, с помощью которого их ощущение социальной депривации вытесняется ощущением собственной религиозной избранности, привилегированности. Члены секты теперь сравнивают себя с другими, исходя не из своего относительно низкого экономического положения, а из своего особого высшего религиозного статуса. Как утверждает М. Вебер, сектантская идеология включает в себя пуританскую этику, акцентирующую самодисциплину. Со временем члены секты, благодаря преимуществам своей идеологии, поднимаются до уровня среднего класса, что, в свою очередь, приводит к переориентации системы ценностей. Поскольку сама по себе экономическая депривация исчезает, больше нет необходимости компенсировать ощущение депривации. Когда члены секты адаптируются к окружающему «большому» обществу, вместе с ними приспосабливается и их религиозное движение: происходит переход от секты к церкви. Эта теория работает в большинстве случаев. Однако применительно к некоторым ситуациям она не срабатывает, и потому ее, очевидно, нельзя рассматривать как общую теорию происхождения и развития религиозных групп. Ею упускается тот факт, что не все религиозные группы начинают свое существование как секты. Кроме того, как мы говорили выше, некоторые религиозные группы сразу формировались выходцами из среднего класса, а не обездоленными представителями социальных низов. И, наконец, теория «церкви и секты» не принимает в расчет культы; она не работает в случае теософских групп или, например, движения «Черных мусульман». Она не годится также для описания религиозных групп, которые не обнаруживают признаков эволюционирования в церковь. Она не дает ответа на вопрос, при каких условиях реакция на экономическую деп-ривацию носит религиозный характер, а при каких — секу-лярный.
|