Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и упражнения

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ

 

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Взаимосвязь и взаимозависимость производителей и потребителей.

2. Общая (TU) и предельная (MU) полезности благ.

3. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения и эффект дохода.

4. Концепция бюджетных линий и кривых безразличия.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В чем заключается смысл понятия «суверенитет потребителя»?

2. Объяснить сущность кардинализма и ординализма.

3. Что понимается под полезностью продукта или услуги и в каких единицах она измеряется?

4. Какой смысл понятий «нормальный» и «гиффеновский» товар?

5. Как определяется общая полезность TU (Total Utility) и предельная полезность MU (Marginal Utility)?

6. Что можно сказать относительно общей полезности TU, если отношения предельных полезностей товаров X, Y, …, N к их ценам одинаковы, т. е. выполняется условие MUx/Px = MUy/Py =…= MUn/Pn, отображающее смысл эквимаржинального принципа?

5. Кривая предельной полезности и ее закономерности.

6. Какой смысл понятий «эффект замещения» и «эффект дохода»?

7. Товары X и Y покупатели считают почти совершенными заменителями. Объяснить, почему отклонения в ценах на такие товары будут минимальными?

8. Что показывает кривая безразличия? Карта кривых безразличия?

9. Как следует понимать «равновесие потребителя»?

10. С какой целью экономисты и маркетологи изучают проблемы и поведение потребителей?

11. Какие роли играет человек при совершении покупки?

12. Основные характеристики покупателя и стимулы совершения покупки.

13. Почему культурные факторы оказывают, как правило, самое сильное влияние на поведение потребителя?

 

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

 

1. Функцию общей полезности товара для потребителя можно описать уравнением TU = – Q 3+ 75 Q 2+ 50 Q. Какова будет общая (TU) и предельная (MU) полезности при потреблении 2 единиц товара Q?

Справочно: MU = ∆ TU / ∆ Q

 

2. Цена товара X равна 20 евро, а цена товара Y – 10 евро. Составить уравнение бюджетной линии и нарисовать график бюджетной линии при доходе потребителя в 80 евро и 100 евро. Рассчитать предельную норму замещения товара X товаром Y.

Справочно:

Уравнение бюджетной линии: доход I = Px *Qx + Py * Qy

Предельная норма замещения: MRS = - ∆ Qy / ∆ Qx

 

3. Нарисовать карты кривых безразличия для абсолютно взаимозаменяемых товаров (когда предельная норма замещения MRS = const) и для абсолютно взаимодополняемых товаров (когда MRS = 0).

 

4. Общая полезность TU (в ютилях), которую получает покупатель от последовательного потребления трех видов товаров X, Y, Z, приведена в следующей таблице:


Коли- Товар X Товар Y Товар Z

чество

товаров TUх MUx MUx/Px TUy MUy MUy/Py TUz MUz MUz/Pz

1 20 10 32

2 39 19 63

3 57 27 93

4 74 34 132

5 90 40 160

6 105 45 187

7 119 49 213

8 131 52 237


а) рассчитать и внести в приведенную таблицу значения предельных полезностей MUx, MUy, MUz;

б) при цене Px = 2 евро, цене Py = 1 евро и цене Pz = 4 евро вычислить значения предельных полезностей в расчете на 1 евро для всех трех товаров и внести полученные результаты в таблицу;

в) какой набор товаров X, Y, Z обеспечит потребителю максимальную полезность, если его бюджет 17 евро?

г) бюджет потребителя возрос и составил 38 евро. Какой набор товаров будет давать в этом случае максимальную полезность? Чему равна при этом общая полезность, получаемая потребителем?

д) какая из приведенных ниже комбинаций приобретаемых единиц товаров X, Y, Z максимизирует общую полезность при доходе 38 евро?

 

Количество единиц приобретаемых товаров

Товар X Товар Y Товар Z

5 4 6

3 2 1

8 5 8

5 3 3

 
 


ТЕСТЫ

1. Покупатель потребляет два товара X и Y, предельные полезности и цены которых соответственно MUx и Px, MUy и Py. Выбрать правильный ответ из числа предложенных, если величина MUx/Px начнет превышать MUy/Py. В этом случае покупатель должен:

а) снизить объем потребления товара X, не изменяя объем потребления товара Y;

б) снизить потребление товара X и повысить потребление товара Y;

в) покупать больше товара X и одновременно меньше товара Y;

г) не предпринимать никаких действий, поскольку под влиянием рыночных механизмов равновесие установится автоматически.

2. Что констатирует закон уменьшающейся предельной полезности? Указать верные варианты ответа из числа предложенных:

а) начиная с определенного момента времени, приобретение каждой дополнительной единицы товара X приносит все меньшее удовлетворение потребителю;

б) предельная полезность товара X падает по мере приобретения дополнительных единиц других товаров;

в) общая полезность товара X повышается в результате приобретения дополнительных единиц этого товара;

г) общая полезность становится максимальной, если выполняется условие MUx/Px = MUy/Py =…= MUn/Pn.

3. Чтобы максимизировать полезность, потребитель должен так распределить доход, чтобы:

а) общая полезность каждого товара (в расчете на единицу товара) была одинаковой;

б) предельная полезность каждого товара была одинаковой;

в) предельная полезность каждого товара, полученная в расчете на одну денежную единицу, была одинаковой;

г) покупать максимальное количество товаров, не являющихся субститутами (заменителями).

4. Какое из утверждений соответствует рациональному потребителю нормальных товаров при наличии эффекта дохода?

а) при увеличении цены товара X потребитель будет покупать в меньших количествах как товар X, так и другие товары;

б) уменьшение цены товара X приводит к увеличению его потребления, так как он становится дешевле товаров-заменителей;

в) если цена товара X изменяется, то потребитель должен так перераспределять покупку, чтобы удовлетворялось равенство MUx/Px = MUy/Py =…= MUn/Pn;

г) все утверждения верны.

5. Допустим, что рациональный потребитель тратит весь свой доход на покупку только двух товаров X и Y стоимостью 50 и 80 евро соответственно. При этом он покупает 5 единиц товара X и 8 единиц товара Y. Предельные полезности 5-й единицы товара X и 8-й единицы товара Y равны. Какой из вариантов ответа подходит потребителю:

а) потребитель находится в равновесии;

б) потребителю надо покупать больше товара X и меньше товара Y;

в) потребителю надо покупать меньше товара X и больше товара Y;

г) потребитель должен увеличить объем покупок обоих товаров;

д) покупателю целесообразно снизить потребление как товара X, так и товара Y;

6. Какие варианты ответа верны при снижении цены товара X:

а) и эффект дохода, и эффект замещения приведут к снижению объема закупок товара X;

б) вследствие и эффекта дохода, и эффекта замещения потребитель будет покупать больше товара X;

в) из-за эффекта дохода количество приобретаемых единиц товара X снизится, а эффект замещения способствует росту объема закупок этого товара;

г) эффект дохода будет побуждать покупателя приобретать больше, а эффект замещения – меньше единиц товара X.

7.В каких случаях уменьшение цены товара X приводит к уменьшению его потребления?

а) если эффект дохода больше эффекта замещения и оба эффекта разнонаправленны;

б) только в виде исключения;

в) если товар X относится к разряду гиффеновских товаров;

г) товар X низкого качества, поэтому спрос на него падает;

д) товар X – нормальный товар и подобная реакция покупателей объясняется действием рыночных механизмов.

8.Какие из предлагаемых ниже вариантов ответа верны при снижении цены товара X и росте объема его продаж? Это приводит к:

а) снижению общей полезности TU приобретенных единиц товара X;

б) увеличению общей полезности на единицу товара X;

в) увеличению предельной полезности товара X;

г) снижению предельной полезности товара X.

9.Если MUx/Px = 100/25 = MUy/Py = 300/ m = MUz/Pz = 500/ n, то что можно сказать о ценах Py и Pz:

а) цены Py и Pz невозможно определить, поскольку в этом уравнении два неизвестных m и n;

б) цены Py и Pz могут принимать любые значения, кратные 25;

в) цена Py = m = 75 евро, а цена Pz = n = 125 евро;

г) цены Py и Pz равны 50 и 175 евро соответственно.

10.Может ли возрастать общая полезность TU товара X при одновременном снижении предельной полезности MU данного товара?

а) может, но только до того момента, пока общая полезность в расчете на единицу товара X не сравняется с его предельной полезностью;

б) может, причем это справедливо для любого товара;

в) не может, поскольку снижение предельной полезности означает одновременное падение общей полезности.

11.Ниже на рисунке изображена бюджетная линия потребителя, который покупает два товара, например, X и Y.


10 а Бюджетная линия ab при доходе потребителя 600 евро

 

 

 

 

2 b

 
 


0 10 20 30 40 50 60 Количество товара X

1). Какие из предложенных вариантов ответа являются верными:

а) цена Px = 10 евро, а цена Py = 60 евро;

б) цена Px = 20 евро, а цена Py = 80 евро;

в) цены Px и Py нельзя определить;

г) Px / Py = 1/6.

2). Если цены товаров X и Y не меняются, то рост дохода потребителя вызовет:

а) параллельное смещение бюджетной линии ab вниз-влево;

б) параллельное смещение бюджетной линии ab вверх-вправо;

в) поворот линии ab вокруг точки a против часовой стрелки;

г) поворот линии ab вокруг точки b по часовой стрелке.

3). Если доход потребителя и цена товара Y не меняются, то рост цены товара X приведет к:

а) смещению бюджетной линии ab вниз-влево;

б) смещению бюджетной линии ab вверх-вправо;

в) повороту линии ab вокруг точки a по часовой стрелке;

г) повороту линии ab вокруг точки b против часовой стрелки.

4). Если доход потребителя не меняется, то инфляционное повышение цен товаров X и Y приведет к:

а) повороту линии ab вокруг точки a по часовой стрелке;

б) повороту линии ab вокруг точки b против часовой стрелки;

в) смещению бюджетной линии ab вниз-влево;

б) смещению бюджетной линии ab вверх-вправо.

5). Что будет при движении по линии ab из точки a в точку b?

а) предельные полезности товаров X и Y равны;

б) цены товаров X и Y, а также величина бюджета не меняются;

в) цены товаров X и Y остаются неизменными, а величина бюджета потребителя уменьшается;

г) бюджет потребителя не меняется, цена товара Y падает, а цена товара X возрастает.

12.Что показывает наклон бюджетной линии? Варианты ответа:

а) насколько один товар лучше другого;

б) каким количеством одного товара готов пожертвовать потребитель, чтобы получить дополнительную единицу другого, оставаясь при этом на заданном уровне удовлетворения;

в) степень убывания предельной нормы замещения MRS;

г) цену одного товара, выраженную в цене другого товара.

14.Ниже на рисунке представлены кривые безразличия A, B, C при потреблении товаров X и Y, а также бюджетная линия ab. Какие из предложенных вариантов ответа на вопросы 1); 2); 3); 4) являются верными:

 
 

 


a g

 

d

 

e

f C

B

c A

b

Товар X

1). В какой точке потребитель достигает равновесия?

а) в любой точке на бюджетной линии ab;

б) в точках d, f, c, находящихся на кривой безразличия A;

в) в точке g на кривой безразличия C;

г) в точке e, где кривая безразличия B касается бюджетной линии ab, что означает максимизацию общей полезности от соотношения товаров, входящих в набор, при неизменном бюджете рационального потребителя.

2). При потреблении товаров X и Y общая полезность TU:

а) уменьшается при перемещении из точки d в точку c по бюджетной линии ab;

б) увеличивается при перемещении из точки d в точку c по линии безразличия;

в) одинакова в точках d, e, c;

г) одинакова в точках d, f, c.

3). Какой из ответов верен для ситуации в точке g?

а) общая полезность TU, получаемая от потребления товаров X и Y, выше в точке g, чем в точках d, e, c;

б) набор товаров X и Y недостижим при данном бюджете потребителя;

в) достичь точки g можно либо за счет увеличения дохода потребителя, либо в результате снижения цен на товары X и Y;

г) верны все ответы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика: учебник. 2-е изд. – СПб., 2006.

2. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс: учебник. 9-е изд. – М., 2006.

3. Коваленко А. В. Микроэкономика: Учеб.-метод. комплекс. – Мн., 2003.

4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Тысячелетнее изд./ Пер. с англ. – СПб., 2000.

5. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. – СПб., 2006.

6. Кулик И. И. Современный маркетинг: Уч. пос. – Мн., 2002.

7. Кулик И. И., Клюня В. Л., Кулик В. И., Кулик А. И. Менеджмент, маркетинг фирмы: Уч. пос. – Мн., 2006.

8. МакКоннелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. / Пер. 16-го англ. изд. – М., 2006.

9. Максимова В. Ф. Микроэкономика: Учебник. – М., 1996.

10. Мамедов О. Ю. и др. Современная экономика: Уч. пос., 8-е изд. – Ростов н /Д, 2005.

11. Основы экономической теории: Учебник / В. Л. Клюня и др.; Под ред. В. Л. Клюни, Н. В. Черченко. – Мн., 2005.

12. Тарануха Ю. В. Микроэкономика: Учебник. – М., 2006.

13. Чуев И. Н., Чечевицына Л. Н. Микроэкономика. Экзаменационные вопросы и ответы: Уч. пос. – М., 2007.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задание: подберите примеры маркетинговых стратегий, применяемые российскими и зарубежными компаниями, основанные на мотивационном конфликте. | Задачи учреждений и органов, исполняющих наказания
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал