Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи и упражнения
ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Взаимосвязь и взаимозависимость производителей и потребителей. 2. Общая (TU) и предельная (MU) полезности благ. 3. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения и эффект дохода. 4. Концепция бюджетных линий и кривых безразличия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. В чем заключается смысл понятия «суверенитет потребителя»? 2. Объяснить сущность кардинализма и ординализма. 3. Что понимается под полезностью продукта или услуги и в каких единицах она измеряется? 4. Какой смысл понятий «нормальный» и «гиффеновский» товар? 5. Как определяется общая полезность TU (Total Utility) и предельная полезность MU (Marginal Utility)? 6. Что можно сказать относительно общей полезности TU, если отношения предельных полезностей товаров X, Y, …, N к их ценам одинаковы, т. е. выполняется условие MUx/Px = MUy/Py =…= MUn/Pn, отображающее смысл эквимаржинального принципа? 5. Кривая предельной полезности и ее закономерности. 6. Какой смысл понятий «эффект замещения» и «эффект дохода»? 7. Товары X и Y покупатели считают почти совершенными заменителями. Объяснить, почему отклонения в ценах на такие товары будут минимальными? 8. Что показывает кривая безразличия? Карта кривых безразличия? 9. Как следует понимать «равновесие потребителя»? 10. С какой целью экономисты и маркетологи изучают проблемы и поведение потребителей? 11. Какие роли играет человек при совершении покупки? 12. Основные характеристики покупателя и стимулы совершения покупки. 13. Почему культурные факторы оказывают, как правило, самое сильное влияние на поведение потребителя?
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Функцию общей полезности товара для потребителя можно описать уравнением TU = – Q 3+ 75 Q 2+ 50 Q. Какова будет общая (TU) и предельная (MU) полезности при потреблении 2 единиц товара Q? Справочно: MU = ∆ TU / ∆ Q
2. Цена товара X равна 20 евро, а цена товара Y – 10 евро. Составить уравнение бюджетной линии и нарисовать график бюджетной линии при доходе потребителя в 80 евро и 100 евро. Рассчитать предельную норму замещения товара X товаром Y. Справочно: Уравнение бюджетной линии: доход I = Px *Qx + Py * Qy Предельная норма замещения: MRS = - ∆ Qy / ∆ Qx
3. Нарисовать карты кривых безразличия для абсолютно взаимозаменяемых товаров (когда предельная норма замещения MRS = const) и для абсолютно взаимодополняемых товаров (когда MRS = 0).
4. Общая полезность TU (в ютилях), которую получает покупатель от последовательного потребления трех видов товаров X, Y, Z, приведена в следующей таблице: Коли- Товар X Товар Y Товар Z чество товаров TUх MUx MUx/Px TUy MUy MUy/Py TUz MUz MUz/Pz 1 20 10 32 2 39 19 63 3 57 27 93 4 74 34 132 5 90 40 160 6 105 45 187 7 119 49 213 8 131 52 237 а) рассчитать и внести в приведенную таблицу значения предельных полезностей MUx, MUy, MUz; б) при цене Px = 2 евро, цене Py = 1 евро и цене Pz = 4 евро вычислить значения предельных полезностей в расчете на 1 евро для всех трех товаров и внести полученные результаты в таблицу; в) какой набор товаров X, Y, Z обеспечит потребителю максимальную полезность, если его бюджет 17 евро? г) бюджет потребителя возрос и составил 38 евро. Какой набор товаров будет давать в этом случае максимальную полезность? Чему равна при этом общая полезность, получаемая потребителем? д) какая из приведенных ниже комбинаций приобретаемых единиц товаров X, Y, Z максимизирует общую полезность при доходе 38 евро?
Количество единиц приобретаемых товаров Товар X Товар Y Товар Z 5 4 6 3 2 1 8 5 8 5 3 3 ТЕСТЫ 1. Покупатель потребляет два товара X и Y, предельные полезности и цены которых соответственно MUx и Px, MUy и Py. Выбрать правильный ответ из числа предложенных, если величина MUx/Px начнет превышать MUy/Py. В этом случае покупатель должен: а) снизить объем потребления товара X, не изменяя объем потребления товара Y; б) снизить потребление товара X и повысить потребление товара Y; в) покупать больше товара X и одновременно меньше товара Y; г) не предпринимать никаких действий, поскольку под влиянием рыночных механизмов равновесие установится автоматически. 2. Что констатирует закон уменьшающейся предельной полезности? Указать верные варианты ответа из числа предложенных: а) начиная с определенного момента времени, приобретение каждой дополнительной единицы товара X приносит все меньшее удовлетворение потребителю; б) предельная полезность товара X падает по мере приобретения дополнительных единиц других товаров; в) общая полезность товара X повышается в результате приобретения дополнительных единиц этого товара; г) общая полезность становится максимальной, если выполняется условие MUx/Px = MUy/Py =…= MUn/Pn. 3. Чтобы максимизировать полезность, потребитель должен так распределить доход, чтобы: а) общая полезность каждого товара (в расчете на единицу товара) была одинаковой; б) предельная полезность каждого товара была одинаковой; в) предельная полезность каждого товара, полученная в расчете на одну денежную единицу, была одинаковой; г) покупать максимальное количество товаров, не являющихся субститутами (заменителями). 4. Какое из утверждений соответствует рациональному потребителю нормальных товаров при наличии эффекта дохода? а) при увеличении цены товара X потребитель будет покупать в меньших количествах как товар X, так и другие товары; б) уменьшение цены товара X приводит к увеличению его потребления, так как он становится дешевле товаров-заменителей; в) если цена товара X изменяется, то потребитель должен так перераспределять покупку, чтобы удовлетворялось равенство MUx/Px = MUy/Py =…= MUn/Pn; г) все утверждения верны. 5. Допустим, что рациональный потребитель тратит весь свой доход на покупку только двух товаров X и Y стоимостью 50 и 80 евро соответственно. При этом он покупает 5 единиц товара X и 8 единиц товара Y. Предельные полезности 5-й единицы товара X и 8-й единицы товара Y равны. Какой из вариантов ответа подходит потребителю: а) потребитель находится в равновесии; б) потребителю надо покупать больше товара X и меньше товара Y; в) потребителю надо покупать меньше товара X и больше товара Y; г) потребитель должен увеличить объем покупок обоих товаров; д) покупателю целесообразно снизить потребление как товара X, так и товара Y; 6. Какие варианты ответа верны при снижении цены товара X: а) и эффект дохода, и эффект замещения приведут к снижению объема закупок товара X; б) вследствие и эффекта дохода, и эффекта замещения потребитель будет покупать больше товара X; в) из-за эффекта дохода количество приобретаемых единиц товара X снизится, а эффект замещения способствует росту объема закупок этого товара; г) эффект дохода будет побуждать покупателя приобретать больше, а эффект замещения – меньше единиц товара X. 7.В каких случаях уменьшение цены товара X приводит к уменьшению его потребления? а) если эффект дохода больше эффекта замещения и оба эффекта разнонаправленны; б) только в виде исключения; в) если товар X относится к разряду гиффеновских товаров; г) товар X низкого качества, поэтому спрос на него падает; д) товар X – нормальный товар и подобная реакция покупателей объясняется действием рыночных механизмов. 8.Какие из предлагаемых ниже вариантов ответа верны при снижении цены товара X и росте объема его продаж? Это приводит к: а) снижению общей полезности TU приобретенных единиц товара X; б) увеличению общей полезности на единицу товара X; в) увеличению предельной полезности товара X; г) снижению предельной полезности товара X. 9.Если MUx/Px = 100/25 = MUy/Py = 300/ m = MUz/Pz = 500/ n, то что можно сказать о ценах Py и Pz: а) цены Py и Pz невозможно определить, поскольку в этом уравнении два неизвестных m и n; б) цены Py и Pz могут принимать любые значения, кратные 25; в) цена Py = m = 75 евро, а цена Pz = n = 125 евро; г) цены Py и Pz равны 50 и 175 евро соответственно. 10.Может ли возрастать общая полезность TU товара X при одновременном снижении предельной полезности MU данного товара? а) может, но только до того момента, пока общая полезность в расчете на единицу товара X не сравняется с его предельной полезностью; б) может, причем это справедливо для любого товара; в) не может, поскольку снижение предельной полезности означает одновременное падение общей полезности. 11.Ниже на рисунке изображена бюджетная линия потребителя, который покупает два товара, например, X и Y. 10 а Бюджетная линия ab при доходе потребителя 600 евро
2 b 0 10 20 30 40 50 60 Количество товара X 1). Какие из предложенных вариантов ответа являются верными: а) цена Px = 10 евро, а цена Py = 60 евро; б) цена Px = 20 евро, а цена Py = 80 евро; в) цены Px и Py нельзя определить; г) Px / Py = 1/6. 2). Если цены товаров X и Y не меняются, то рост дохода потребителя вызовет: а) параллельное смещение бюджетной линии ab вниз-влево; б) параллельное смещение бюджетной линии ab вверх-вправо; в) поворот линии ab вокруг точки a против часовой стрелки; г) поворот линии ab вокруг точки b по часовой стрелке. 3). Если доход потребителя и цена товара Y не меняются, то рост цены товара X приведет к: а) смещению бюджетной линии ab вниз-влево; б) смещению бюджетной линии ab вверх-вправо; в) повороту линии ab вокруг точки a по часовой стрелке; г) повороту линии ab вокруг точки b против часовой стрелки. 4). Если доход потребителя не меняется, то инфляционное повышение цен товаров X и Y приведет к: а) повороту линии ab вокруг точки a по часовой стрелке; б) повороту линии ab вокруг точки b против часовой стрелки; в) смещению бюджетной линии ab вниз-влево; б) смещению бюджетной линии ab вверх-вправо. 5). Что будет при движении по линии ab из точки a в точку b? а) предельные полезности товаров X и Y равны; б) цены товаров X и Y, а также величина бюджета не меняются; в) цены товаров X и Y остаются неизменными, а величина бюджета потребителя уменьшается; г) бюджет потребителя не меняется, цена товара Y падает, а цена товара X возрастает. 12.Что показывает наклон бюджетной линии? Варианты ответа: а) насколько один товар лучше другого; б) каким количеством одного товара готов пожертвовать потребитель, чтобы получить дополнительную единицу другого, оставаясь при этом на заданном уровне удовлетворения; в) степень убывания предельной нормы замещения MRS; г) цену одного товара, выраженную в цене другого товара. 14.Ниже на рисунке представлены кривые безразличия A, B, C при потреблении товаров X и Y, а также бюджетная линия ab. Какие из предложенных вариантов ответа на вопросы 1); 2); 3); 4) являются верными:
a g
d
e f C B c A b Товар X 1). В какой точке потребитель достигает равновесия? а) в любой точке на бюджетной линии ab; б) в точках d, f, c, находящихся на кривой безразличия A; в) в точке g на кривой безразличия C; г) в точке e, где кривая безразличия B касается бюджетной линии ab, что означает максимизацию общей полезности от соотношения товаров, входящих в набор, при неизменном бюджете рационального потребителя. 2). При потреблении товаров X и Y общая полезность TU: а) уменьшается при перемещении из точки d в точку c по бюджетной линии ab; б) увеличивается при перемещении из точки d в точку c по линии безразличия; в) одинакова в точках d, e, c; г) одинакова в точках d, f, c. 3). Какой из ответов верен для ситуации в точке g? а) общая полезность TU, получаемая от потребления товаров X и Y, выше в точке g, чем в точках d, e, c; б) набор товаров X и Y недостижим при данном бюджете потребителя; в) достичь точки g можно либо за счет увеличения дохода потребителя, либо в результате снижения цен на товары X и Y; г) верны все ответы.
ЛИТЕРАТУРА 1. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика: учебник. 2-е изд. – СПб., 2006. 2. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс: учебник. 9-е изд. – М., 2006. 3. Коваленко А. В. Микроэкономика: Учеб.-метод. комплекс. – Мн., 2003. 4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Тысячелетнее изд./ Пер. с англ. – СПб., 2000. 5. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. – СПб., 2006. 6. Кулик И. И. Современный маркетинг: Уч. пос. – Мн., 2002. 7. Кулик И. И., Клюня В. Л., Кулик В. И., Кулик А. И. Менеджмент, маркетинг фирмы: Уч. пос. – Мн., 2006. 8. МакКоннелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. / Пер. 16-го англ. изд. – М., 2006. 9. Максимова В. Ф. Микроэкономика: Учебник. – М., 1996. 10. Мамедов О. Ю. и др. Современная экономика: Уч. пос., 8-е изд. – Ростов н /Д, 2005. 11. Основы экономической теории: Учебник / В. Л. Клюня и др.; Под ред. В. Л. Клюни, Н. В. Черченко. – Мн., 2005. 12. Тарануха Ю. В. Микроэкономика: Учебник. – М., 2006. 13. Чуев И. Н., Чечевицына Л. Н. Микроэкономика. Экзаменационные вопросы и ответы: Уч. пос. – М., 2007.
|