Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Равновесное положение потребителя, или максимизация полезности ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Сейчас мы должны завершить анализ потребительского выбора, т. е. должны совместить желания потребителя с его возможностями, тем самым мы найдем такой набор товаров X и У, который принесет потребителю наибольшую полезность. Напомним, что все комбинации товаров X и У, которые потребитель может купить при данной величине его дохода и данном уровне цен, показывает линия бюджетного ограничения. Вопрос состоит в следующем: какая из этих комбинации товаров X и У окажется наиболее предпочтительной для потребителя, т.е.принесет максимум полезности? Равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия (точка F на графике, рис. 7). Рис. 7 Равновесное положение потребителя А почему, например, не в точке М достигается равновесное положение потребителя? Потому что, двигаясь вниз по бюджетной линии и перераспределяя свой доход в пользу товара X, потребитель попадает на другую кривую безразличия, которая расположена дальше от начала координат, а здесь общая полезность от потребления товаров X и Y будет больше. А почему, например, не в точке К достигается оптимальный набор благ, приносящий потребителю максимум полезности? Совокупная полезность здесь выше, чем в точке F, но она оказывается за пределами бюджетной линии, а, следовательно, недоступна потребителю. Потребительское равновесие – это ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую из данного бюджета, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого. Точка равновесия (точка F) может менять своё положение при изменении предпочтений потребителя (изменение положения кривой безразличия), цен на товары или дохода потребителя (изменение линии бюджетных ограничений). Эффект дохода, эффект замещения При изменении цены товара наблюдаются эффекты двух видов: эффект замещения и эффект дохода. Так, при снижении цены товара В спрос на него при прочих равных условиях возрастает, потому что потребитель склонен замещать им оказавшийся относительно более дорогим товар А. Это явление получило название эффекта замещения. Кроме того, снижение цены товара В дает возможность покупателю приобрести то же количество данного товара за меньшую сумму, сэкономив деньги для дополнительных покупок. Другими словами, покупательная способность денежного дохода потребителя возрастает. Данное явление названо эффектом дохода. Оба эффекта обычно проявляются одновременно, но не всегда в одном направлении. Эффект замещения действует в направлении, противоположном изменению цены товара, и в этом смысле всегда является отрицательным. Эффект дохода может действовать в обоих направлениях, а значит, быть как отрицательным, так и положительным. Для нормального товара оба эффекта действуют в одном направлении, противоположном изменению цены. Так, при снижении цены товара В спрос на него увеличивается, поскольку подешевевшим благом потребитель замещает аналогичные, но относительно дорогие блага. Кроме того, увеличивается покупательная способность дохода и растет спрос на товар. Оба эффекта усиливают друг друга, и общий эффект изменения цены будет отрицательным. Для товаров низшей категории эффект дохода положителен. При снижении цены увеличивается реальный доход потребителя и снижается спрос на товар. Однако для большинства товаров низшей категории отрицательный эффект замещения превышает положительный эффект дохода, так что общий эффект изменения цены оказывается отрицательным. Обычно эффект замещения бывает достаточно сильным для того, чтобы компенсировать эффект дохода для товаров низшей категории. Однако в отдельных случаях положительный эффект дохода превышает отрицательный эффект замещения, в результате чего цена и величина спроса изменяются в одном направлении, т.е. общий эффект изменения цены оказывается положительным. Такие случаи известны как парадокс Гиффена. Он обнаружил необычное изменение спроса на картофель — основной продукт питания ирландских бедняков — во время его неурожая. По мере роста цены данного продукта спрос на него тоже рос, т.е. изменялся в том же направлении, что и цена. Это объяснялось тем, что при повышении цен на картофель бедным семьям приходилось отказываться от других, более качественных товаров (мяса, молока, масла), цены на которые зачастую росли в еще большей степени, и потреблять больше картофеля. Товар Гиффена является одновременно товаром низшей категории. Но не всякий товар низшей категории можно признать товаром Гиффена. Для совпадения нужно, чтобы эффект дохода оказался достаточно значимым и превысил по абсолютной величине эффект замещения. При данном условии нарушается стандартный закон спроса, что в реальной жизни случается редко. Это возможно, если низкокачественный товар занимает значительную долю в бюджете потребителя. Рассмотрим, как изменяется положение равновесия потребителя с изменением цены и дохода. Если изменяется цена на один из товаров, то линия бюджетных ограничений поворачивается вдоль оси этого товара, принимая различные положения. Наклон этих линий бюджетного ограничения определяется соотношением цен на товары. Если наложить на этот график кривые безразличия, соответствующие каждому бюджетному ограничению, то мы получим кривую «цена – потребление». Эта кривая представляет собой множество комбинаций двух товаров X и Y при изменении цена товара X. Эта кривая является кривой спроса на благо X.
Y
X
Рис. 8. Кривая «цена – потребление» Предположим теперь, что доход потребителя изменился, а все остальные условия остались неизменными. Это означает, что объём покупок потребителя тоже изменится в той же пропорции, что и доход. По мере роста дохода линия бюджетных ограничений сдвигается вправо, т.е. потребитель может купить больше обоих товаров и наоборот. Если на данный график различных линий бюджетного ограничения наложить соответствующие кривые безразличия, то получим различные положения равновесия потребителя. Соединив эти точки, получим линию «доход – потребление» (кривая Хикса). Y
X
Рис.9. Кривая «доход – потребление» IC В XIX веке немецкий статист Э. Энгель (1821 – 1896) проводил исследования семейных бюджетов потребителей ряда стран в разные периоды времени, на основе которых он установил зависимость характера потребления от дохода. Его теоретические положения вошли в историю экономической науки как закон Энгеля. Закон Энгеля: чем меньше доход, тем большая его часть тратится на питание. Этот закон и в настоящее время используется в международной статистике для характеристики уровня благосостояния семьи.
|