Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 18. Охрана труда






Под охраной труда понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизические, санитарно-гигиенические, лечебно профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства (ст.221 ТК).

Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

- правила и нормы по охране и безопасности труда (межотраслевые и отраслевые);

- санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

- государственные стандарты системы безопасности труда (ССБТ);

- строительные нормы и правила;

- специальные нормы и правила по охране труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью;

- нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и контроля в области охраны труда работающих; положения и инструкции.

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.

Социальное значение охраны труда состоит в том, что она: охраняет жизнь и здоровье работника от возможных производственных вредностей; направлена на сохранение его работоспособности и трудового долголетия; способствует его культурно-техническому росту (учиться, читать, заниматься спортом); способствует гуманизации труда.

Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она: способствует росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; способствует экономии фонда социального страхования и сокращению потерь рабочего времени (меньше больничных листков, возмещения ущерба за вред).

Правовое значение охраны труда в том, что: она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизических особенностей организма подростков и трудоспособности инвалидов; правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статутные гарантии этого права не только в процессе его трудовой деятельности, но для лиц, требующих особой защиты, уже при приеме на работу; вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с нанимателем, а также социально-партнерских отношений на государственном, отраслевом и местном уровнях; охрана труда является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с нанимателем, по которому наниматель обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника.

Цель государственной политики в области охраны труда – сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: государственное управление деятельностью в области охраны труда; установление единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда; комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий труда; организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда, участие государства в финансировании республиканских программ по улучшению условий и охраны труда; проведение налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, эффективных средств защиты; взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления с нанимателями и профессиональными союзами в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда; обеспечение социально-экономической защиты прав работников в области охраны труда; подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда; организация государственной статистической отчетности, создание системы информации и мониторинга о состоянии условий и охраны труда; международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.

Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики, разработке нормативных актов в этой области и требований к средствам производства, технологиям и организации труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда работников.

Государственное управление охраной труда реализуется на республиканском, отраслевом и региональном уровнях.

На республиканском уровне государственное управление охраной труда осуществляет Правительство Республики Беларусь непосредственно или уполномоченные им министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству Республики Беларусь, которым законодательством предоставлено право осуществлять соответствующие функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные полномочия в области охраны труда и связанных с ней отношений.

На отраслевом уровне государственное управление охраной труда осуществляют министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству Республики Беларусь, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации.

На региональном уровне государственное управление охраной труда осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

Правовой основой организации работы по охране труда является Конституция РБ:

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на здоровые и безопасные условия труда (ч.1 ст. 41); право на охрану здоровья (ст.45).

В целях организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службы из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.

Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях – свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда с меньшей численностью работающих принимает наниматель. При отсутствии службы охраны труда (специалиста по охране труда) соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), или одним из руководителей.

Структура и состав службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности производства. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия или его заместителю и приравнивается к основным производственно-техническим службам.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на нанимателя. В соответствии со ст.226 ТК наниматель обязан обеспечить:

1) безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств защиты;

2) условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям техники безопасности и производственной санитарии;

3) организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

4) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

5) выдачу работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

6) постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда;

7) постоянный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторов;

8) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

9) подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;

10) проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников;

11) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;

12) расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике;

13) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в том числе выплату единовременного пособия работнику, утратившему трудоспособность;

14) пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в сфере охраны труда;

15) выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллектив­ными договорами, соглашениями мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улуч­шению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

16) беспрепятственный допуск представителей соответствующих органов, имеющих на то право, к проведению проверки, предоставление сведений по охране труда по вопросам их компетенции;

17) назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.

Другие представители нанимателя несут ответственность за состояние условий и охраны труда в соответствии с их должностными обязанностями.

Важной обязанностью нанимателя является проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, целью которой является регулирование отношений между нанимателем или уполномоченным им органом и работником по реализации права на здоровые и безопасные условия труда. Аттестация рабочих мест проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом руководителя предприятия. Периодичность проведения аттестации – один раз в пять лет. Внеочередная аттестация проводится: в случае изменения условий и характера труда при реконструкции предприятия, внедрении новой техники и технологии, изменении технологических процессов, применении новых видов сырья и материалов; при улучшении условий труда за счет осуществления организационно-технических мероприятий; по инициативе нанимателя или уполномоченного им органа, профсоюзного комитета или другого выборного органа трудового коллектива, работника предприятия; по инициативе Государственной экспертизы условий труда. Результаты, полученные в ходе аттестации используются нанимателями для осуществления мероприятий по охране труда, улучшению условий труда, установления доплат, льгот, компенсаций за работу в неблагоприятных условиях, в том числе за счет собственных средств нанимателя, а также для дифференцированных тарифов (взносов) на государственное социальное страхование.

В соответствии со ст. 232 ТК работник в области охраны труда обязан:

1. соблюдать требования соответствующих инструкций, правил и других нормативных правовых актов по охране труда, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правил поведения на территории предприятия, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

2. выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;

3. правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведом­лять об этом непосредственного руководителя;

4. проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры, обучение, инструктаж и проверку зна­ний по вопросам охраны труда;

5. оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю о несчастном случае, происшедшем на производстве, а также о ситуациях, которые создают угрозу здоровью и жизни для него или окружающих людей.

Инструктажи по безопасности труда подразделяются на:

1) вводный – проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы, с временными работниками, командированными, студентами, прибывшими на производственную практику. О проведении делается запись в журнале и подписи инструктируемого и инструктирующего

2) первичный – проводят на рабочем месте до начала работы со всеми вновь принятыми, переводимыми из одного подразделения в другое; а также с работниками, выполняющими новую для них работу. Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не проходят.

3) повторный инструктаж проходят не реже одного раза в полугодие все работники, с которыми проводился первичный инструктаж.

4) внеплановый инструктаж проводится: при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; при нарушении рабочим требований инструкций.

5) целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведение экскурсии на предприятия, организации массовых мероприятий с учащимися.

В случаях, предусмотренных законодательством, при поступлении на работу и далее работники периодически проходят медицинские осмотры за счет нанимателя. Их проходят работники моложе 18 лет, лица, работающие с вредными и тяжелыми условиями труда и требующие профотбора для вождения транспорта, работники пищевой промышленности, детских учреждений и др.

В соответствии со ст. 229 и п.12 ст. 226 ТК расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обязан производить наниматель с участием представителей профсоюзов (в установленных законодательством случаях с участием других специально уполномоченных органов).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал