Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Необходимость) терпеть бедность
Кто все невзгоды терпеливо переносит ради знания Успеха, тот добьется (и признания). Как человек, руки красавицы желая, Смиренно терпит, щедрыми дарами награждая. Кто ж голову склонить не хочет, добиваясь Высоких целей, тот (сам того и не желая), Жизнь проведет, презренно унижаясь. Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не даруется тебе это дело[196] до тех пор, пока не познаешь вкуса бедности». Книги, посвященные литературе, истории, жизнеописанию предшественников и вопросам нравственности, переполнены рассказами ученых о своей бедности, жизни на чужбине, о том, как терпеливо они переносили беды, бравшие их за горло, но которыми они пренебрегали и не придавали им значения, проявляя терпение в надежде получить за это награду, в чем они сумели преуспеть… Вот, например, кади Ахмад ибн Омар аль-Музаджжад аз-Зубайди вопрошает об обиталище бедности, чтобы знать и держаться от него подальше. Но бедность ему отвечает, что она – его неразлучный друг, приятель, товарищ и собрат, который никогда его не покидает! Я бедность спросил: «Где твой дом?» А в ответ прозвучало: «В чалмах знатоков мусульманского права! Ведь связаны мы, как связаны братья, И порвать эти узы так тягостно, тяжко!» Другой ученый рассудил, что слово «фикх» («мусульманское право») есть «факр» («бедность»), и лишь буква «ра» арабского алфавита, округлившись, превратилась в этом слове в букву «ха», и сказал, намекая на неразрывную связь между наукой мусульманского права и бедностью: Факих есть факир, и лишь «ра» в этом слове Концы подобрала – (и на «ха» вдруг похожа) [197]». [198] Имам аль-Шафи‘и сказал: Буду жив если я, хлеба ломоть найду, А умру, без могилы никак не останусь. У этого имама не было средств даже на бумагу, чтобы записывать хадисы, и он писал на костях. Он говорил: «Когда я замечал сверкавшую (на солнце) кость, подбирал ее и писал на ней. Когда я ее всю исписывал, то складывал в горшок, который был у нас уже давно». Также он сказал: «Когда я учился, у меня не было денег… и я ходил в диван выпрашивать исписанные листы бумаги, чтобы писать на оборотной стороне». Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Если бы у меня было пятьдесят дирхемов, то я бы отправился к Джариру ибн ‘Абдульхамиду». Омар ибн Хафс аль-Ашкар сказал: «(Однажды) в Басре аль-Бухари несколько дней не приходил записывать хадисы. Омар сказал: «Мы отправились искать его и нашли в одном из домов обнаженным. У него закончились все (средства) и не осталось ничего. Мы собрали для него (несколько) дирхемов, купили ему одежду и одели его, затем он вместе с нами отправился записывать хадисы».
|