Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отстранение от зависти.
Шейх Мухаммад ибн Абдуль‘азиз аль-Мани‘ сказал: «Некоторые качества делают учащегося отвратительным, лишают его света знания, достоинства и совершенства, по их причине он теряет свое знание и не может ни воспользоваться им сам, ни принести пользу другим. Таковыми являются брань, клевета, сплетни, нашептывание с целью посеять раздор (намима) и другие низменные и порочные качества, а наиотвратительнейшим из них является зависть, да упаси нас Аллах от этого. Ведь зависть, как говорится в «Гиза аль-альбаб», причиняет вред как вере человека, так и его мирской жизни. Что касается вреда, причиняемого вере человека, то ведь завистник негодует по поводу неотвратимой воли Всевышнего Аллаха и отвергает милость, которую Он оказывает своим рабам. А ведь это соринки, которые затмевают его веру. И этому человеку достаточно уже того (вреда), что он уподобился в своей зависти Иблису и отклонился от пути пророков, желавших добра всем людям. Как прекрасно сказал поэт: А не сказать ли тому, кто завидует мне: Ты кого осуждаешь, не меня ли? Осуждаешь Всевышнего ты, что по воле своей Ты ведь то, что Он мне подарил, отвергаешь! И воздаст мой Господь тебе тем, что прибавит Мне (щедрот Он своих), а тебе преградит Путь молитв и прошений твоих, (Ни к нему ль ты всегда вопрошаешь?). Что же касается вреда, причиняемого мирской жизни человека, то ведь завистник страдает и непрестанно испытывает муки. Оставь завистника и что его печалит, Достаточно тебе того, что пламя в сердце у него пылает. Коль выскажешь ему ты порицание – печаль его развеешь, Но заставишь страдать, коль промолчишь – боль сам себе он причиняет. Аль-Асма‘и сказал: «Я слышал, как один бедуин говорил: “Я никогда не видел обидчика, более похожего на обиженного, чем завистник: неотвратимая печаль, постоянная зависть, рассеянный ум и непроходящая боль».[210] Ибн Хазм сказал: «Удивительным проявлением зависти являются слова завистника, услышавшего человека, который говорит много нового по какой-то из отраслей знания: “Это несерьезно, поскольку к этому никто не приступал и не говорил до него”. А если он услышит, как кто-то разъясняет слова, сказанные кем-то другим до него, то говорит: “Это несерьезно, это уже было сказано до него”. Такие люди – кучка злодеев, которые посвятили себя тому, чтобы стоять на пути знания, отвращая от него людей, чтобы приумножить число таких же невежд, как они сами».[211] Роль зависти в запоздалом постижении знания [212] «Недозволенная зависть заставляет искателя знания думать о других, о том, как они превзошли его. При этом он забывает, что ему необходимо трудиться, чтобы постичь знание, приобретая его ради Всевышнего Аллаха, следует призывать благословение на знание, которым обладают другие, молить Аллаха, хвала Ему, чтобы Он своей милостью приумножил им его и принял его от них, чтобы снискать довольство Великого и Могущего Аллаха. Пророк, , сказал: م َ ن ْ د َ ع َ ا ل أ خ ِ ي ه ِ ب ِ ظ َ ه ْ ر ِ ا ل ْ غ َ ي ْ ب ِ ق َ ا ل َ ا ل ْ م َ ل َ ك ُ ا ل ْ م ُ و َ ك ّ َ ل ُ ب ِ ه ِ: آ م ِ ي ن َ و َ ل َ ك َ ب ِ م ِ ث ْ ل ٍ «Кто попросит Аллаха за своего брата (мусульманина) в его неведении об этом, тому скажет ангел, приставленный к нему: “Аминь, тебе то же самое”. (Муслим). Имеется в виду, что он получит то же, что попросил для своего брата, у которого при этом ничуть не убавится».[213]
|