![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование механических характеристик и переходных процессов асинхронного электродвигателя с контактными кольцами
Цель работы: Снять механические и временные характеристики асинхронного электродвигателя с контактными кольцами экспериментальным путем. Ознакомиться с его регулировочными свойствами; особенностями пуска, тормозных режимов; энергетическими показателями.
Теоретические предпосылки
Здесь: 1 и 2 - статор и ротор электродвигателя; R - добавочное сопротивление ≠ 0 Асинхронный электродвигатель, в общем случае, математически может быть описан системой четырнадцати дифференциальных уравнений с четырнадцатью неизвестными, учитывающими электромагнитную инерционность его обмоток и изменение кинематической энергии ротора. Сделав определенные допущения, для фазы А статора получим:
Рис.3 для фазы о ротора:
где Ψ A и Ψ а - потокосцепления обмоток фаз статора и ротора; R1 и R’2 - сопротивление фазы статора и приведенное ротора; IA и Ia - мгновенное значение токов. фазы А статора и а ротора; t - текущее значение времени. Потокосцепление фазы А и, например, фазы В статора, обусловленное наличием взаимоиндукции для статора: для ротора:
Здесь: I1 и I2 - индуктивность обмотки статора и ротора; M12 - взаимоиндукция между обмотками статора и ротора;
где WЭ - электромагнитная энергия асинхронного электродвигателя
Уравнение движения:
где М и Мс - движущий и статический моменты, J и GД - момент инерции и маховой момент электродвигателя; ω и n - скорость вращения электродвигателя [1/сек] и [об./мин.]; t - текущее значение времени [сек].
Для получения временных характеристик ω (t) и M(t) необходимо решить уравнения (9+15) совместно относительно скорости или n и момента М во времени. Однако эта система уравнений трудоемка, имеет высокий порядок дифференциального уравнения, содержит нелинейные уравнения с периодическими коэффициентами и решение их, даже с помощью вычислительных машин, затруднительно. Поэтому, для проведения качественного анализа. Целесообразно пользоваться упрощенной системой уравнений, которая, например, для случая подключения двигателя в сеть может быть представлена в виде:
и
Здесь
и
где Вторые два члена выражений (18) и (19) представляют собой свободные составляющие, которые уменьшаются во времени в соответствии с коэффициентами Коэффициенты А11 A12, A21, A22 - постоянные комплексные числа, определяемые начальными условиями. P - число пар полюсов. Решая (16+19) совместно, сделав допущение что, ω =ω ср.=Const, после преобразований случим временную характеристику M(t) с учетом электромагнитных переходных процессов:
Здесь:
Наиболее сильное влияние на переходные процессы оказывают свободные составляющие токов и моментов, затухающих с наименьшим коэффициентом затухания Реальные переходные процессы электропривода зависят от величины ω которая изменяется в процессе, пуска, реверса, торможения. Поэтому выражена. (20) целесообразно использовать при небольших пределах изменения скорости двигателя и для качественного анализа влияния различных параметров двигателя и системы электропривода на электромагнитные переходные процессы. Значительное влияние на время переходного процесса асинхронного привода оказывает незатухающее магнитное поле, например при реверсе электродвигателя (отключении его от сего и подачи напряжения на статор с другим чередованием фаз). При отключении двигателя от сети магнитное поле не может исчезнуть мгновенно до нуля; некоторое время всегда имеет место незатухающее магнитное поле. Оно влияет на протекающие переходные процессы oт нового включения. Однако в некоторых случаях, например при пуске двигателя, электромагнитные переходные процессы мало влияют на время пуска, поэтому их можно не учитывать и исходить при расчетах и анализе из механической характеристики и уравнения движения (15). Аналитическое выражение механической характеристики асинхронного электродвигателя в общем случае имеет вид:
где Мк и sк - критические значения момента и скольжения двигателя, М и s - текущие значения момента и скольжения, Если для упрощения анализа пренебречь в виду малости то после преобразований получим линейное выражение для механической
характеристики:
Решая (15) и (22) совместно относительно интересующих нас зависимых переменных ω, М, I, S во времени, после преобразования получим временные характеристики асинхронного электродвигателя, при сделанных допущениях, в виде:
Здесь: t=∞ соответствующие ω, М и I2 - текущие значения скорости, момента и тока ротора; ω нач, Мнач и Iнач - их начальные значения, соответствующие t=0; ω с, Мс и Iс установившиеся значения скорости, момента и тока, e - основание натуральных логарифмов = 2, 7; р - корень характеристического уравнения А, В и С -постоянные интегрирования, определяемые из начальных условий: Тм- электромеханическая постоянная времени, обусловленная наличием механической инерционности, то есть означает, что в момент начала переходного процесса, то есть при t=0, скорость не делает скачка, а изменяется по экспоненте. Так при неподвижном двигателе, например в момент пуска, изменяется мгновенно до своего начального значения (так как электромагнитная инерционность не учитывается), а затем изменяется по обратной экспоненте по отношению к скорости, в связи с ее изменением. Электромеханическая постоянная времени может быть определена по формуле:
где ω 0 и n0 - синхронные скорости электродвигателя, sн скольжение по механической характеристике при M=Mн, 375-размерный коэффициент. Для случая пуска в выражении (15) надо положить: при t=0; ω нач=0 так как до пуска двигатель находился в состоянии покоя. Тогда для скорости получим:
Соответственно, для тока и момента в выражения (25) и (26) надо положить: при t=0, Мнач =Мп и Iнач =Iп; и для пуска вхолостую Ic = 0. Тогда получим:
Следовательно, при пуске двигателя, и принятых допущениях, скорость изменяется по возрастающей, а ток и момент по убывающей экспонентам (рис.4, а). Рис.4 Рассуждая аналогично, для замедления, вследствие приема нагрузки М=Мn, получим: То есть в этом случае ω, М и I2 изменяются во времени по обратному закону (рис.4, б).
При установившемся режиме работы двигателя Пользуясь временными характеристиками тока, можно определить потери энергии при переходной процессе и общий расход электроэнергии;
где Амех - полезная механическая работа, совершаемая двигателем при п.п. Δ А -потери энергии при переходном процессе, определяете по формуле
здесь:
Потери в меди статора, располагая данными обработанных осциллограмм, могут быть определены по закону Джоуля - Ленца:
Здесь: m - число фаз статора асинхронного двигателя = 3;
I1, IM - эффективное и амплитудное значение тока фазы статора [а]; tпп - время переходного процесса; Q - площадь ограниченная кривой После не сложных преобразований выражений (30) может быть представлено в более удобном виде для пользования:
где Потери в меди ротора зависят от запаса кинетической энергии и пределов скольжений:
где s1, s2 и - пределы скольжения; ω 0 - синхронная скорость; Механические потери могут быть определены по формуле:
где Рмех - механические потери мощности [Вт] Потери энергии в стали:
где Полезная механическая работа, совершаемая двигателем при: пуске вхолостую:
Анализ механических характеристик асинхронного электродвигателя с контактными кольцами
Механической характеристикой асинхронного электродвигателя называется зависимость ω (МЭ), скорости вращения ω от электромагнитного момента Mэ. Она характеризует поведение скорости при изменении нагрузки на валу в установившемся режиме работы двигателя. Аналитическое выражение механической характеристики может (быть получено из схемы замещения двигателя и представлено в виде (21). Взаимосвязь между скоростью ω и скольжением S осуществляется выражением:
Задаваясь значением ω и подсчитывая по (21) момент М, считая ω 0, Мк и Sк заданным, можно рассчитать и построить механическую характеристику. Из приведенных соотношений видно, что при ω =0, s=1 и, соответственно. при ω = ω 0, s=0. То есть механическую характеристику можно строить как в осях скольжения s, так и в осях скорости ω или n, как показано на рис.5.
Рис.5 Здесь: ω 0 - синхронная скорость электродвигателя - скорость вращения магнитного поля, которую в приводе принято называть скоростью идеального холостого хода:
где f и P - частота напряжения сети и число пар -полюсов двигателя. Асинхронные электродвигатели выпускаются с n0 =3000, 2000, 1500, 1000, 750, 500... [об./мин]. Скорость n0 не зависит от напряжения U1 и conpот.R’2. sк - критическое скольжение, зависящее от величины сопротивления ротора может быть определено по формуле:
где
где sн – номинальное скольжение электродвигателя
На рабочей части характеристики При ω 0=0, s=1, поэтому двигатель имеет небольшой коэфф. мощности, развивает небольшой пусковой момент и потребляет из сети большой пусковой ток I2=IКЗ. В этом случае указанные характеристики представляют собой разные зависимости, в осях ω, М и I2. Момент критический зависит от квадрата напряжения сети U1 и не зависит от сопротивления цепи ротора:
здесь (+) для двигательного режима работы, (-) для генераторного. Так как ω 0 и x зависят от первой степени частоты 1, то выражение (41) можно представить в виде:
где с1 - постоянный коэффициент и принято R1=0, так как при больших f, R< < x. Путем аналогичных рассуждений можно показать, что при s=1, то есть при пуске двигателя:
Из приведенных соотношений следует, что пусковой момент обратно пропорционален кубу частоты, то есть уменьшение частоты напряжения благоприятно сказывается на пусковых свойствах двигателя. Следовательно, изменив R2, U1, f можно использовать, в принципе, для улучшения условий пуска, торможения, конфигурации механической характеристики и для регулирования скорости. На практике для асинхронных электродвигателей с контактными кольцами, из перечисленных, наиболее широко применяется работа двигателя на peocтатных механических характеристиках, то есть при введении добавочного сопротивления в цепь ротора (рис.6). Так как sк пропорционально R’2, то реостатые характеристики имеют меньшую жесткость, чем естественная, а их максимумы лежат на одной прямой М=Мк, который не зависит от величины R2. При изменении 0< Rдоб< Rн можно получить семейство механических характеристик ниже основной /естественной/, выходящих из одной точки ω о которая не зависит от Rдоб. Это можно применить для регулирования скорости двигателя в диапазоне 1: 3; для увеличения пускового момента, сокращения времени пуска; для улучшения конфигурации /линеаризации/ механической характеристики при пуске, с целью наиболее равномерного распределения возникающих ускорений при пуске, что благоприятно сказывается на кинематике привода. При пуске без Rдоб в точке перегиба временной характеристики скорости, соответствующей М=Мк, ускорения выходят, обычно, за пределы допустимых, что сказывается на износе Механической части привода. Введение сопротивления в ротор при пуске двигателя снижает пусковой ток I2п, что благоприятно сказывается на сеть, особенно при больших мощностях привода. Это видно из аналитического выражения электромеханической характеристики
Рис.6 Полное сопротивление фазы ротора можно подсчитать по формуле:
где быть найдено графически в виде отрезка, отсекаемого механической – характеристикой и асимптотой ω 0 при M=Mн=
где
При динамическом торможении электродвигатель отключается от сети переменного тока и затем обмотка статора подключается к источнику постоянного - тока через добавочное сопротивление, чтобы ток обмотки статора был в пределах допустимого, а к обмотке ротора подключают сопротивление, называемое динамическим. В этом случае двигатель работает как генератор переменной частоты. Торможение длится до тех пор, пока весь запас кинетической энергий, накопленный при пуске, не превратится в джоулево тепло в сопротивлении силовой цепи ротора. Конфигурация механической характеристики при динамическом торможении зависит от принятого соединения обмоток статора, которые приведены в [л]. В частном случае, аналитическое выражение для динамической характеристики может быть получено, если генераторный режим двигателя заменить эквивалентным двигательным. Для этого действующую схему с постоянным током в статор заменяют эквивалентной по действию м.д.с. на переменном токе. Взаимосвязь между переменным IС и постоянным IВ токами осуществляется империческими коэффициентами. При этих условиях динамическая характеристика будет:
где
Рис.6 На рис.6 проведены сплошными линиями механические характеристики для работы двигателя в режиме динамического торможения при различных сопротивлениях цепи ротора
Программа работы
1. Ознакомиться с электрооборудованием опытной установки и схемой испытаний. Записать данные электрических машин и приборов. В случае необходимости подобрать дополнительно приборы, нужные для проведения опыта. 2. Определить параметры, необходимые для проведения расчетов. 3. Снять и построить механические характеристики а) Естественную, для двигательного и рекуперативного режимов работы б)Реостатное для сопротивлений в) Динамические по указанию преподавателя. г) Кривую тока потерь холостое хода: Пользуясь методикой [л] найти механические характеристики ИД: 4. Снять и построить временные характеристики 5. Пользуясь полученными осциллограммами, определить потери при переходном процессе для случаев, указанных в пункте 4. 6. Определить максимально-возможный диапазон регулирования скорости изменением сопротивления в цепи ротора при 7. Проделать теоретический анализ показателей статики, динамики и энергетики и сделать обобщающие выводы по работе в целом.
Метод исследований
В настоящей работе предусмотрен экспериментальный метод исследований механических и временных характеристик, соответственно, с помощью нагрузочных машин [л] и осциллографирования переходных процессов. Схема опытной установки приведена на рис.6. Цепи показанные штриховыми линиями предлагается собрать студентам, остальные – собраны. Здесь: ИД- испытуемый электродвигатель; АД - асинхронный электродвигатель- гонник агрегата НМ1 и НМ2 нагрузочные машины постоянного тока нез. возбуждения; R1 - силовой реостат в цепи ротора ИД; R2 - регулировочный реостат (потенциометр); Л1 и Л2 - сигнальные лампы; Р1, Р2, Р3, Р4 - рубильники.
Указания по снятию характеристик Предупреждения. Запрещается; подавать напряжение на якорь НМ1 при. отсутствии возбуждения и отключать ее обмотку возбуждения (ОВНМ1) во время работы НМ1; подавать на нагрузочную машину НМ1сразу полное напряжение; запускать ИД без добавочного сопротивления R1 в роторе; превышать скорость агрегата ИД-НМ1более, чем в I, 3, ω н; превышать значение тока электрических машин при длительной работе более, чем в 1, 2Iн; включать рубильник Р при согласном направлении Е1 и Е2 перегружать сопротивления током более чем их номинальные значения. Порядок включения опытной установки. При включении опытной установки в работу рекомендуется соблюдать следующую последовательность операций: а) Привести схему в исходное состояние. При этом все выключатели должны находиться в выключенном положении (положение 0); пусковой реостат R1 должен быть полностью введен; потенциометр R2 должен находиться; в нулевом положении; рубильник Р- разомкнут. б) Проверить, при необходимости, поверочным вольтметром наличие напряжения на клеммах стенда. в) Собрать схему и убедиться в правильности соединений цепей. г) Включить Р2, подать напряжение на обмотку статора ИД и убедиться во вращении ротора двигателя. д) Включением выключателя Р1подать напряжение на ОВНМ1к поверочным вольтметром убедиться в наличии напряжения на зажимах якоря НМ. е) Включением выключателя Р3 подать напряжение на обмотку статора АД и убедиться в его вращении. ж) Включить выключатель Р4 установкой переключателя Р6 и потенциометра Р2 в соответствующее положение возбудить НМ2. Пользуясь поверочным вольтметром, перемещая движок R2, добиться равенства по величине и противоположности по знаку Е1 по отношению Е2. з) Включением Р замкнуть силовую цепь нагрузочных машин и убедиться в отсутствии тока I. После этого можно приступить к снятию электромеханической характеристики НМ1 сначала, для рекуперативного и затем для двигательного режимов работы. Полученные данные необходимо пересчитать в единицы момента. Для снятия механических характеристик в режиме динамического торможения необходимо: а) Привести опытную установку в исходное состояние, отсоединить обмотку статора ИД от сети переменного тока и подключить eе к сети постоянного тока 40 В. Включением Р5 подать напряжение на статор ИД. б) Включить выключатель Р1 и Р, запустить агрегат постоянной скорости и постепенно увеличивать напряжение на ОВНМ2. Измерить для каждого АД-НМ2 установившегося состояния равновесия привода скорость Кривая момента потерь холостого хода Механические характеристики ИД получают суммированием моментов при одной и той же скорости характеристик снятых для НМ1и кривой потерь.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение получавшее в процессе эксперимента характеристик и обмените их конфигурацию во всех режимах работа. Оцените особенности пуска, остановки выбегом и электрического торможения ИД. Объясните, как влияют параметры: Uc, R2, f и др., на конфигурацию снятых характеристик. 2. Рассмотрите и оцените режимы работы всех электрических машин при снятии характеристик (двигательный, генераторный). Объясните, когда, почему и как изменяется момент потерь холостого хода. 3. Оцените показатели регулирования скорости при изменении сопротивления R2 в роторе ИД диапазон регулирования скорости и зависимость его от нагрузки; степень плавности и стабильности характеристик; возможные направления регулирования; степень экономичности. 4. Укажите последовательность расчета механических характеристик. 5. В каких случаях и почему целесообразно учитывать электромагнитные переходные процессы в асинхронном электродвигателе, и какое влияние они оказывают на работу привода? 6. Перечислите возможные пути уменьшения потерь энергии при переходном процессе в асинхронном электродвигателе. 7. Расскажите, как работает схема опытной установки, назначение ее элементов, как выбрать параметры элементов (сопротивления реостатов и др.) Какова последовательность операций при включении опытной установки в действие, а также при снятии механических и временных характеристик. В чем состоит метод исследования с помощью нагрузочных машин. 8. Оценим возможные последствия из-за неправильного соблюдения последовательности операций при пользовании опытной установкой. Заострите особое внимание на мероприятиях по технике безопасности. Рекомендуемая литература указана в методических указаниях по снятию механических характеристик экспериментальным путем с помощью нагрузочных машин.
|