Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литургия верных






За возгласом " Да и тии с нами славят..." диакон предлагает катихуменам покинуть молитвенное собрание: " Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся". Этим начинается литургия верных, т.е. главная часть ее. Священник читает молитву верных первую:

 

Литургия святого Иоанна Златоуста: Литургия святого Василия Великого:
" Благодарим Тя, Господи Боже Сил (Апок. 11: 17[264]; Пс. 83: 9[265]), сподобившаго нас предстати и ныне Святому Твоему Жертвеннику и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих (Евр. 9: 7): [266] приими, Боже, моление наше, сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы и жертвы безкровныя о всех людех Твоих: и удовли нас, ихже положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно, в чистем свидетельстве совести нашея (1Тим. 3: 9[267]) призывати Тя на всякое время и место: да послушая нас, милостив нам будеши во множестве Твоея благости". " Ты, Господи, показал еси нам великое сие спасения таинство (1Тим. 3: 16)[268]: Ты сподобил нас, смиренных и недостойных раб Твоих, быти служителем Святаго Твоего Жертвенника. Ты удовли нас силою Святаго Твоего Духа (2Кор. 3: 6[269]; Рим. 15: 13[270]) в службу сию (2Кор. 4: 1[271]), да неосужденно ставше пред святою славою Твоею (Иуд. 24)[272] принесем Ти жертву хваления (Евр. 13: 15[273]): Тыбо еси действуяй вся во всех (1Кор. 12: 6)[274]. Даждь, Господи, и о наших гресех, и о людских неведениих (Евр. 9: 7)[275] приятней быти жертве нашей и благоприятней пред Тобою (Флп. 4: 18[276]; Рим. 15: 16[277])".

 

Обычно большинство суточных чинопоследований (вечерня, утреня, литургия оглашенных), а по аналогии с ними и некоторые службы частного богослужения (панихида, молебное пение и другие) начинаются с великой ектении, после которой бывает возглас " Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение..." Литургия верных также до некоторой степени выдерживает эту линию. Хотя первая ектения в ней и содержит всего два прошения, но оканчивается она после диаконского возгласа " Премудрость" обычным возгласом " Яко подобает..." После этой ектении сряду произносится вторая ектения, " Паки и паки..." представляющая собой сокращенную великую ектению и состоящая из прошений: " О свышнем мире..." — " О мире всего мира..." — " О святем храме сем..." — " О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды..." — " Заступи, спаси, помилуй..." — " Премудрость". Священник после прочтения тайной молитвы провозглашает: " Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков".

Если священник служит без диакона, то он говорит только первое прошение — " Паки и паки..." и последнее — " Заступи, спаси, помилуй". Во время этой второй ектении читается священником " молитва верных вторая: "

 

Литургия святого Иоанна Златоуста: Литургия святого Василия Великого:
" Паки, и многажды Тебе припадаем, и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да призрев на моление наше (3 Цар. 8: 28)[278], очистиши наша душы и телеса от всякия скверны плоти и духа (2 Kop. 7: 1)[279], и даси нам неповинное и неосужденное предстояние Святаго Твоего Жертвенника. Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспеяние жития и веры и разума духовнаго (Кол. 1: 9): [280] даждь им всегда со страхом и любовию служащым Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых (1 Езд. 2: 63)[281] Твоих Таин, и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися (2 Фесс. 1: 5)[282]". " Боже, посетивый в милости и щедротах (Пс. 102: 4)[283] смирение наше, поставивый нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, пред святою славою Твоею, служити Святому Жертвеннику Твоему: Ты укрепи нас силою Святаго Твоего Духа в службу сию (Лк. 4: 14[284]; Рим. 15: 13[285]; 2Кор. 4: 1[286]), и даждь нам слово во отверзение уст наших (Еф. 6: 19)[287], во еже призывати благодать Святаго Твоего Духа на хотящыя предложитися Дары".

 

Кроме прошения об очищении души и тела и укреплении молящихся силой Святого Духа, в этой молитве характерно и то, что священник говорит не только от своего имени, но и от имени " молящихся с нами" и " с любовию служащих Тебе". Это подчеркивает соборный характер евхаристической молитвы. Народ сослужит священнику, и только то евхаристическое приношение раскрывает вполне всю глубину церковной молитвы, которое является выражением соборной полноты и которое совершается не втайне от молящихся, не глухо и немо, а " единеми усты и единем сердцем". Священник не противопоставляет себя народу, а, наоборот, настаивает на этом единодушном совершении Евхаристии с народом. Церковь заключается не в одном только клире, но во всей плироме церковного народа, хранителя благочестия.

Нельзя не обратить внимания также и на то еще обстоятельство, что в этих молитвах верных, особенно во второй из литургии святого Василия Великого, священник просит дать нам " слово во отверзение уст наших, во еже призывати благодать Святаго Твоего Духа на хотящыя предложитися Дары". Этим Церковь лишний раз исповедует веру в совершительное действие благодати Святого Духа, без которой немыслимо ни одно таинство. Это является как бы предварительной эпиклезой на евхаристические Дары. В сущности, это уже второе призывание, если считать " Царю Небесный" перед началом Литургии. Важно это потому, что этими призываниями Церковь подчеркивает, что не только какой-то один момент, момент " тайносовершительной формулы", важен для совершения Таинства, но важно все последование Литургии. Традиция древности именно так понимает тайнодействие; все его последование от начала проскомидии до заключительных слов есть одно органическое целое, не разделяемое на отдельные моменты и статьи, и вся эта полнота нужна для совершения священнодействия. Как в искупительном подвиге Спасителя вся Его земная жизнь имеет значение, а момент Гефсимании и Голгофы является только кульминационным пунктом Жертвоприношения, возношения на Крест, так и все последование Литургии, символически изображающее в литургических формах всю земную жизнь Богочеловека от рождения в проскомидии до конца Литургии важно и неотъемлемо. Момент преложения Даров с возношением их при словах " Твоя от Твоих..." есть только кульминационный пункт Жертвоприношения, Жертвовозношения. Дары прелагаются благодатию Святого Духа, но призывается Святой Дух в течение Литургии несколько раз, ибо каждый момент Литургии важен для тайнодействия. Евхаристия совершается не одними словами Спасителя " Приимите, ядите...", — " Пийте от нея вси..." и не одними только словами молитвы эпиклезы " Сотвори убо Хлеб Сей... Преложив Духом Твоим Святым", а всем чинопоследованием, всем контекстом молитв.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал