![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Просительная ектения
Диакон, выйдя из алтаря, произносит на солее просительную ектению, несколько более здесь пространную, чем эта же ектения на вечерне или утрене. Она дополняется на Литургии следующими прошениями: " О предложенных Честных Дарех..." " О святем храме сем, и с верою, благоговением..." " О избавитися нам от всякия скорби..." Если Литургия служится после вечерни (в дни навечерий Рождества и Богоявления, в Великий Четверг и Великую Субботу), то начинать надо ектению не просто: " Исполним молитву нашу", — а " исполним вечернюю молитву нашу...", и дальше не " дне всего совершенна, свята, мирна" и т.д., а " вечера всего совершенна..." Просительная ектения на вечерне и утрене заканчивает собой службу, откуда и ее начальные слова " исполним". Она является развитием великой ектении. Сугубая ектения развивала прошения великой ектении в отношении всех людей вообще и в частности — в отношении только верных, а просительная ектения развивает то, что великая содержит в одном только прошении " заступи, спаси, помилуй", т.е. в отношении того, что потребно людям: Ангела Хранителя, прощения грехов, мирной кончины и т.д. Поэтому и начинается просительная ектения последним прошением великой: " Заступи, спаси, помилуй..." Она весьма древнего происхождения. Очень похожие на нее диаконские прошения об " ангеле, иже на мир, о добрых и полезных, о христианской кончине" и т.д. находим уже в Апостольских постановлениях; похожие ектении есть и у армян, несториан и др. христиан[305]. Священник читает в это время молитву приношения:
B этой молитве, последней перед самой анафорой, обращает на себя внимание новое призывание Святого Духа на Дары и на народ. Начиная с этой молитвы, ясно видно, насколько литургия святого Иоанна Златоустого короче Василиевой. Содержание и мысли те же, но литургия святого Василия гораздо полнее и ярче высказывает их. Выражение молитвы святого Василия о принятии этой жертвы, как были приняты жертвы Авеля, Ноя, Аарона и Самуила, идет из глубокой христианской древности; их можно найти в praefatio литургии СА VІІІ и в молитве в начале литургии верных в чине апостола Иакова[326]. Ектения заканчивается возгласом иерея: " Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен (Пс. 118: 12)[327] еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков". Тотчас же после этого священник преподает " мир всем".
|