Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перенесение Святых Даров на жертвенник






По причащении народа, которое, как указывалось выше, не должно откладываться после окончания Литургии, как в некоторых областях Востока, совершаются следующие действия.

1. Священник уносит святую Чашу в алтарь и ставит ее на престол.

2. Отирает платом лжицу.

3. Диакон (или за его отсутствием — сам иерей) всыпает в Чашу все оставшиеся на дискосе частицы: Божией Матери, девяти чинов и вынутые из просфор за живых и усопших. Если не бывает причастников мирян, это производится тотчас по причащении священнослужителей в алтаре до возгласа " со страхом Божиим и верою..." Это действие производится так: дискос берется обеими руками, и с него осторожно всыпаются частицы прямо в Чашу. Ладонями рук следует оградить дискос, чтобы не рассыпать частицы по антиминсу. Потом, держа дискос левой рукой, священнослужитель губой отирает дискос, следя, чтобы ничто не запало и не забылось в гравированных углублениях или чеканенных украшениях дискоса. В старинных ризницах редко встречались дискосы с особым желобком на краю, благодаря которому очень легко всыпать все его содержимое в святую Чашу. Священнослужитель должен внимательно осмотреть, не осталось ли крупиц Святого Хлеба на антиминсе, и собрать их перстом или при помощи лжицы и всыпать в Чашу.

При всыпании частиц читаются следующие молитвенные песнопения: а) " Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу...", б) " Светися, светися, Новый Иерусалиме...", в) " О Пасха велия, и священнейшая, Христе! о Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего" и наконец, г) " Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих".

В этих молитвах Церковь исповедует свое литургическое сознание того, что причастие и евхаристическая жизнь есть залог вечной жизни. Еще святой Игнатий Богоносец в начале II века писал Ефесской Церкви: " Евхаристия есть лекарство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь в Иисусе Христе" [760]. Мы причащаемся здесь, в этой земной жизни, Божественных Тела и Крови, чем совершаем свое обожение. Мы веруем, что это причастие не прекратится и в будущей жизни, " в невечернем дни Царствия" Христова. Причастие, кроме того, есть мистическое соединение не только тех, кто на этой именно Литургии приступил к Чаше, но и всех вообще живых и усопших. Это соединение частиц, над которыми прочитаны были имена их, с честною Кровию Агнца есть мистическое очищение грехов всех помянутых.

4. Священник после этого благословляет народ словами 27 псалма: " Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое".

5. Священник кадит трижды святой престол, говоря прο себя: " Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя". В некоторых изданиях служебника эти слова псалма (107: 6[761]) изменены так: " Вознесыйся на небеса". Это, второе, чтение неправильно, т.к. лишено сказуемого[762]. На это верующие отвечают стихирой (2 гласа) из службы Пятидесятницы: " Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Ta бо нас спасла есть". Т.к. в этом песнопении говорится о приятии Святого Духа, то в период от Пасхи до Троицы оно не поется, а заменяется: в дни Пасхи — гимном " Христос воскресе" [763], а в праздник Вознесения со всем его попразднством — тропарем Вознесения. Что касается субботы перед Пятидесятницей, то практика не согласованна: одни поют уже " Видехом свет истинный", другие заупокойный тропарь — " Глубиною мудрости", т.к. это заупокойная суббота (так называемая " родительская"), третьи ничего не поют[764].

Из слов " Вознесися на небеса..." и последующего за этим перенесения Святых Даров на жертвенник, символизирующего Христово вознесение, явствует, что мы причащаемся прославленного, вознесенного Тела Господа, как залога нашего будущего прославления и обожения в " невечернем дни".

6. Само перенесение совершается так: диакон получает от священника дискос, ставит его на голову, придерживая левой рукой; правой он держит кадильницу. Булгаков[765] советует обратный порядок. Диакон, произнося: " зря вне ко дверем, ничтоже глаголя", — отходит к жертвеннику. Идти ему надлежит не за престолом по горнему месту, а между престолом и царскими дверьми. Придя к жертвеннику, он ставит дискос на него и ожидает священника, который придет с Чашей, чтобы кадить переносимые Святые Дары.

Священник берет в правую руку Чашу, начертывает ею над антиминсом знак креста и говорит прο себя: " Благословен Бог наш", поворачивается к народу, возгласно произносит: " Всегда, ныне и присно и во веки веков". При этом он поднимает в царских вратах Чашу (иные чертят в воздухе ею знак креста) и медленно уносит ее к жертвеннику, где и поставляет ее. Диакон кадит идущего с Чашей священника. Священник принимает кадильницу от диакона, кадит поставленные на жертвенник Святые Дары, кадит диакона; перекрестившись и поклонившись Святым Дарам, а потом и диакону, который в это время кадит его, отходит к престолу. Диакон же, поклонившись иерею, идет на солею говорить последнюю ектению. На ходу он обычно раскрывает сложенный у него на груди орарь и утверждает его на левом плече, как это имело место с начала Литургии до " Отче наш".

Поднятие Чаши священником перед народом знаменует то, что Спаситель, " егда благословляше их (учеников), отступи от них и возношашеся на Небо" (Лк. 24: 51).

7. На слова священника " всегда, ныне и присно..." певцы отвечают: " аминь", — и потом поют: " Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Таинам: соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа". В этом песнопении выражается благодарность народа за то, что Господь удостоил верующих причаститься Святых Таин. Это песнопение должно служить народу побуждением к тому, чтобы не только присутствовать при Литургии, но и активно в ней участвовать, т.е. причащаться. Этот гимн введен в литургию в VII в. Патр. Сергием[766].

Следует заметить, что при служении одного священника без диакона иерей переносит на жертвенник и Чашу, и дискос. При этом сначала он возглашает: " Всегда, ныне и присно...", — а потом берет дискос в левую руку и переносит оба священных сосуда на жертвенник.

8. Диакон говорит на солее последнюю ектению, в которой он выражает также благодарение Господу за удостоение причаститься Святых Таин. " Прости (т.е. прямо, с прямым взором, с добрыми делами, как говорит святой Герман Царьградский)[767], приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа", — " Заступи, спаси, помилуй...", — " День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим". На Литургиях, начинающихся с вечерни (в навечерие Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Великого Четверга и Великой Субботы), надо это последнее прошение начинать словами: " Вечера всего совершенна, свята..."

9. Священник в это время, начертав антиминсной губой знак креста над антиминсом и положив ее в середину антиминса, складывает сам антиминс. При этом следует наблюдать такой порядок: 1) сначала верхнюю часть антиминса, 2) нижнюю, 3) левую и, наконец, 4) правую.

10. Священник берет обеими руками Евангелие, стоящее за антиминсом, начертывает Евангелием над сложенным уже антиминсом знак креста и полагает Евангелие на антиминс так, как оно лежало до начала Литургии. Во время начертывания знака креста священник возглашает после окончания ектении: " Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем..." Этим еще раз исповедуется вера в освящающую силу Евхаристии.

11. Иерей: " С миром изыдем".

Певцы: " О Имени Господни".

Диакон: " Господу помолимся".

Иерей исходит со служебником читать заамвонную молитву.

 

Во всех только что указанных действиях священнослужителей наблюдаются следующие отличия в восточной практике по сравнению с русской.

1. После слов священника " Спаси, Боже, люди Твоя..." диакон, стоя рядом с ним перед престолом, произносит: " Вознеси, владыко" (ϋ ψ ω σ ο ν, Δ έ σ π ο τ α), — на что священник, кадя, и произносит трижды: " Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя".

2. После возгласа " Всегда, ныне и присно..." певцы поют только: " аминь", — а тропарь " Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи..." на Востоке не поют. Этот тропарь, введенный, как уже было сказано, в VII веке Патриархом Сергием Царьградским, перестали петь, как предполагают, в XV веке[768].

Ектения диакона после причащения Святых Таин очень древнего происхождения. Обычай произносить ектении в этом моменте богослужения находим в литургиях древнего времени: СА VIII, апостола Иакова, апостола Марка[769].

Возглас священника " с миром изыдем" — также очень древнего происхождения. Литургия СА VIII кончается словами диакона " идите в мире" [770]. В литургии апостола Иакова стоит: " В мире Христовом пойдем" [771]. В Византийской литургии времен святого Иоанна Златоуста этот возглас давался также диаконом: " Ступайте в мире" [772]. На Западе месса кончается возгласом " Ite, missa est! " [" Идите, месса окончена" ] Этим давалось народу официальное благословение покинуть храм, что вполне согласуется со всем строем евхаристического богослужения — уходить каждому чину молящихся соответственно с их положением в Церкви и только после получения благословения предстоятеля. В самом деле, в древних литургиях (например, СА VIII, Евхологии Серапиона и др.) был такой порядок:

1. Ектении об оглашенных в конце литургии оглашенных, благословение их епископской молитвой с простиранием рук на них, возглас диакона: " Ступайте, оглашенные, в мире! " После этого момента они исходили из храма, т.к. дальнейшее пребывание их не было совместимо с институтом катихумената, запрещавшим им оставаться при совершении Таинства.

2. Ектении об одержимых, молитвенное их благословение епископом с простиранием рук и диаконское " Ступайте, одержимые! "

3. Ектении о просвещаемых, молитва, благословение и затем такое же — " Ступайте, просвещаемые! "

4. Ектения о кающихся, молитва, благословение и диаконское возглашение " Изыдите, кающиеся! "

Всем этим разрядам верующих не было дозволено причащаться, т.е. и присутствовать при Таинстве, т.к. они были еще не крещены или были под запрещением. Естественно, что по окончании всей Литургии читается благодарственная ектения о причастившихся, — ибо предполагается по духу Литургии, что все оставшиеся на Литургии обязательно и причащались, — возглас " с миром изыдем" и благословляющая (заамвонная) молитва епископа или иерея.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал