Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникает кризис трех лет, сопровождающийся следующими симптомами.
1) Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых. 2) Упрямство - реакция не на предложение, а на свое собственное решение. 3) Симптом обесценивания. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами. 4) Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет свои специфические особенности. 5) Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. 6) Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. 7) Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. Перечисленные симптомы " вращаются" вокруг выделения ребенком своего Я, с одной стороны, и изменения социальной ситуации - с другой. Это кризис социальных отношений ребенка с взрослыми.
Кризис семи лет. Основная симптоматика кризиса: " потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; " манерничанье: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает; " симптом " горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать; " трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становиться неуправляемым. В период кризиса семи лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов в учебе, в широком обобщении, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности, и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Кризис семи лет связан с появлением нового, центрального для личности системного образования, который обозначается термином " внутренняя позиция". Ребенок на рубеже 7 и 8 лет начинает воспринимать и переживать себя в качестве " социального индивида", и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.
|