Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Усталость, утомление, переутомление. Фазы утомления. Типы утомления. Особенности деятельности водителей, способствующие их утомления
Утомление – процесс временного снижения работоспособности, наступающей в результате деятельности. Водитель в состоянии утомления может избежать ошибок даже при внезапном изменении обстановки путем повышения интенсивности внимания и готовности к действиям. Но от водителя потребуется большое волевое усилие и повышенный расход энергии, что выражается в учащенном сердцебиении, более глубоком дыхании, избыточной потливости, покраснении кожи лица и т.д. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Усталость – это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. При тяжелой, но выполняемой с удовольствием работе человек меньше устает, чем при выполнении более легкой, но неприятной ему работе. Утомление, развившееся в течение работы – нормальное состояние организма, которое проходит после отдыха. Если же чувство усталости после ночного сна не проходит, то это свидетельствует о начинающемся переутомлении. Переутомление – хроническое последствие после нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит и накапливается. Причина – недостаточный отдых, так как для восстановления нарушений в организме, этого времени Вам недостаточно. К особенностям трудовой деятельности водителей, способствующих возникновению утомления, следует отнести: неудобное сидение, высокая или низкая температура воздуха в кабине автомобиля, попадание в нее паров бензина и отработавших газов, плохая видимость и недостаточная освещенность дороги в темное время суток, шум, вибрация и др. (появляется сонливость, в дороге необходимо остановить автомобиль). Необходим своевременный отдых и принятие пищи. Наилучшим методом борьбы с утомлением и переутомлением водителей является рациональный режим их труда и отдыха, обеспечивающий сохранение здоровья и работоспособности на протяжении рабочей смены, недели, месяца и года. Необходимо учитывать состояние водителя и продолжительность отдыха перед началом работы. Установлено, что 60 % водителей с остаточным утомлением до работы засыпает за рулем уже через 3, 5 часа работы. Поэтому, если водитель не получит достаточного отдыха перед рейсом, то даже сокращение продолжительности рабочего дня не предотвратит от тяжелых последствий. Развитие утомления проходит через три фазы: 1. фазу компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счёт больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий; 2. фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить прежнюю интенсивность работы; 3. фазу полного утомления - когда наступает отказ от выполнения работы. Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Характер утомления зависит от выполняемой работы. В зависимости от деятельности работы имеет место сочетание различных видов утомления. Такого рода деятельности относится работа водителя, при которой элементы физического труда сочетаются с интенсивной умственной работой, протекающей на фоне выраженного эмоционального напряжения. Причем эмоциональное утомление доминирует и является основным фактором, определяющим развитие утомления. Эмоциональное утомление водителя вызвано постоянной готовностью реагировать на различные внезапно возникающие изменения дорожной обстановки. Он должен быть готов выполнить быстрые и точные действия, исключающие возможность ДТП. В некоторые периоды работы водитель вынужден выполнять действия по управлению автомобилем в очень быстром темпе, близком к пределу его психофизиологических возможностей, что способствует развитию утомления. Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются: скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств; чувство ответственности за сохранность груза, безопасность пассажиров и свою собственную безопасность; неравномерность поступления информации, которая колеблется от полного отсутствия значимых раздражителей до десятков в минуту; частое принятие весьма ответственных решений. Физическое утомление, связанное с большой физической нагрузкой, нередко возникает у водителей тяжелых грузовых автомобилей, когда они при движении по плохим дорогам, оперируя рычагами управления и рулевым колесом в течение продолжительного времени, выполняют большую физическую работу. Иногда водители занимаются укладкой и погрузкой груза. Если это работа с большой физической нагрузкой, то ее выполнение будет способствовать более быстрому развитию физического утомления в пути. Однако у большинства водителей физическое утомление возникает в результате малоподвижной рабочей позы и однообразия управляющих действий. При работе, связанной с движениями, происходит постоянная смена напряжения и расслабление мышц. Во время расслабления мышцы отдыхают, что сохраняет их работоспособность на более длительный срок. Отсутствие расслабления мышц при статическом напряжении не только исключает такой отдых, но приводит к недостаточному кровоснабжению, а следовательно, и недостаточному обеспечению мышц кислородом. В результате физическое утомление развивается быстрее. При управлении автомобилем статическое напряжение возникает не только в мышцах туловища, но и в мышцах конечностей. Руки водителя немного приподняты, вытянуты вперед и полусогнуты в локтевых суставах. Такое положение постепенно приводит к продолжительному, частичному сокращению мышц кистей, предплечий и плечевого пояса без полной фазы расслабления. В результате развивается утомление, которое выражается в мышечной слабости и ослаблении рулевого управления. Водители, чувствуя утомление мышц рук, начинают держать руль одной рукой и периодически менять их. Такое управление, с точки зрения безопасности, особенно при вождении грузового автомобиля и на дорогах с интенсивным движением, совершенно недопустимо. Ноги водителя постоянно находятся в полусогнутом, слегка отведенном состоянии. Такое положение способствует частичному венозному застою и нарушению нормального кровообращения, особенно в стопах и голенях. В результате через некоторое время возникает чувство онемения стоп, голеней и их слабость, что затрудняет работу водителя с органами управления и снижает его надежность. Для снятия статического напряжения при продолжительных перевозках грузов необходимы перерывы в работе на 15 — 20 мин через каждые 2ч. Умственное утомление возникает при продолжительной и интенсивной умственной работе. От умственных нагрузок человек утомляется не меньше, чем от физических. Это связано с большим расходом энергии нервными клетками головного мозга. Вес головного мозга составляет 2 —2, 5 % от веса тела, а при интенсивной работе нервные клетки расходуют 20 % всех энергетических ресурсов организма. Умственная работа водителя в условиях интенсивного дорожного движения или при движении на больших скоростях выражается в непрерывной оценке быстро меняющейся обстановки и принятии соответствующих решений. Часто эта работа выполняется в навязанном темпе в условиях дефицита времени и в состоянии эмоционального напряжения.[3, 4]
|