Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Cаушкин Ю. Г.






КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ*

Понятие «культурный ландшафт»

Культурным ландшафтом обычно называют такие природные комплексы, в которых человек очень сильно изменил естественную – природную – среду и создал в значительной степени новую среду. В число культурных ландшафтов обычно включают древние оазисы пустынь, вроде Хорезма или Бухарского оазиса, такие парковые насаждения среди болотистых пустошей, как парки Павловска, Петродворца и других пригородов Ленинграда, сплошь распаханные пространства южно-русских степей, занятые полями пшеницы и других культур.

Наконец, к наиболее ярко выраженным культурным ландшафтам относятся ландшафты городов, в которых, казалось бы, полностью исчезают многие естественные условия местности, окружающей город. Такое представление о культурном ландшафте несколько ограничено. Культурным ландшафтом надо называть всякий природный ландшафт, в котором взаимные связи элементов природной среды изменены человеческой деятельностью. Изменения эти могут быть сравнительно невелики, или наоборот, очень сильны, но стоит только нарушить количественные соотношения и взаимные связи элементов природы географического ландшафта, как изменяется структура ландшафта, а с ней – и он сам.

На земной суше сравнительно мало областей, которые бы не подходили под понятие культурных ландшафтов. В нашей стране вне областей культурных ландшафтов лежат пространства Арктики и нивальные районы высокогорий, каменистые и частично глинистые пустыни (например, Бетпак-дала), центральные участки крупных песчаных пустынь (Кара-кумы) и частично водораздельные пространства «девственной» сибирской тайги и сибирской тундры.

Самыми важными вопросами, которые нужно поставить себе при изучении формирования культурных ландшафтов, являются следующие:

1) Какова деятельность людей, изменяющая естественный – природный – ландшафт и превращающая его в культурный ландшафт?

2) Только ли изменяют люди доисторический природный ландшафт, нарушая его взаимосвязи, или создают новые ландшафты?

3) Обратим ли культурный ландшафт и может ли он, при условии прекращения человеческой деятельности, вернуться к своему прежнему – доисторическому – состоянию?

4) Какая ветвь географической науки должна взять на себя изучение культурных ландшафтов?

На несколько из поставленных нами вопросов пробовал ответить крупный московский ботаник-географ проф. В.В. Алёхин, который писал о влиянии людей на природный ландшафт: «Вот на мировой арене появляется человек и своей деятельностью резко и решительно вмешивается в жизнь и отношения первобытной природы. Роль человека, как уничтожающего и, во всяком случае, значительно изменяющего состав и распределение растительности, ясна сама по себе, является несравнимой с деятельностью животных и не требует особых пояснений. Менее ясна, пожалуй, роль человека не как разрушителя, а как созидателя; действительно, не может ли человек в результате своей деятельности создавать новые сообщества, такие, каких раньше не было в дикой природе, и даже, может быть, новые виды. Несомненно, роль человека в жизни современной природы огромна и кладет резкий отпечаток прежде всего на растительность страны. Однако в то время как взаимоотношения между растительностью и климатом, растительностью и почвой, растительностью и естественной историей страны вполне определенны и, скажем, закономерны, те отношения, которые создаются как результат деятельности человека, по большей степени являются случайными, малостойкими и, следовательно, нетипичными для данной физико-географической обстановки. В нечто гармоническое, вполне закономерное, вносится человеком случайное, для данных условий чуждое; и, несомненно, это случайное сильно затрудняет изучение и выяснение общих закономерностей» [1, с. 9]. Таким образом, В.В. Алёхин считал, что, во-первых, влияние человека на взаимоотношения элементов природной среды, случайно, во-вторых, результаты его деятельности не типичны, и человек не может создать нового ландшафта. Наконец, что влияние человека на природу малостойко и, следовательно, с прекращением человеческой деятельности измененная ею природа должна вернуться к первоначальному состоянию. Однако со всеми этими положениями согласиться нельзя.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал