Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды.безработицы
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.
Структурная безработица - безработица, вызванная несоответствием структур спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям. Фрикционная безработица - это безработица, связанная главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. Таким образом, сезонная безработица является частью фрикционной безработицы. Циклическая безработица – безработица, вызванная спадом производства. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Частичная безработица – безработица, когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочий день ввиду отсутствия работы. Скрытая безработица – безработица с существованием нерациональной, неэффективной занятости. Под застойной безработицей понимается ее концентрация среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного времени. Технологическая безработицасвязана с вытеснением из производства живого труда под влиянием научно - технического прогресса.
4..Социально-экономические.последствия.безработицы В современной экономике экономические потери от массовой безработицы значительно больше, чем потери, связанные, например, с монополизацией рынков. В целом негативные последствия существования безработицы можно разделить на экономические и социальные.
Экономические.издержки.безработицы: 1) недоиспользование рабочей силы, а значит, и недопроизводство валового внутреннего продукта;
2) отставание реально произведенного ВВП от потенциального ВВП, который мог бы быть создан при отсутствии циклической безработицы, т. е. в условиях полной занятости;
3) неравномерное распределение издержек безработицы среди различных групп: более высокий уровень безработицы у неквалифицированных рабочих, среди молодежи, национальных меньшинств и женщин.
Наиболее серьезное следствие безработицы — снижение объема производимого ВВП ниже потенциального уровня. Известный исследователь макроэкономических проблем А. Оукен математически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции. Эта зависимость получила название закона Оукена: каждый процент безработицы сверх естественного уровня приводит к отставанию фактического ВВП от ВВП потенциального на 2, 5 %.
Социальные издержки безработицы:
1. Потеря работы является большой личной трагедией.
2. Деквалификация лиц, потерявших работу, утрата чувства самоуважения, люди не могут проявить себя и профессионально самореализоваться.
3. Упадок моральных устоев в обществе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека.
4. Чем выше уровень безработицы, тем выше уровень разводов, самоубийств, сердечно - сосудистых заболеваний.
5. Общественные и политические беспорядки. Массовая безработица может привести к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Последствием безработицы может быть социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень.
5..Государственное.регулирование.рынка.труда Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально - экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы. Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах. Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.Применение такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом. Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения но состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда прежде всего относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий. Следует упомянуть несколько нетрадиционную административную меру защиты интересов молодежи посредством снижения, как ни странно, в определенных случаях возраста выхода на пенсию по старости. Подобные меры дают эффект в Швеции, ФРГ, Испании. Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.
|