Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения в 2010г.
| Удельный вес общего объема денежных доходов, приходящихся на соответствующую группу населения, в общем объеме денежных доходов, процентов
| Коэффициент фондов, раз
| Коэффициент Джини
| первая (с наимень- шими доходами)
| вторая
| третья
| четвертая
| пятая (с наиболь- шими доходами)
| Российская Федерация
| 5, 2
| 9, 8
| 14, 8
| 22, 5
| 47, 7
| 16, 5
| 0, 421
| Центральный федеральный округ
| Белгородская область
| 5, 5
| 10, 3
| 15, 2
| 22, 7
| 46, 3
| 14, 6
| 0, 403
| Брянская область
| 6, 0
| 10, 8
| 15, 7
| 22, 8
| 44, 7
| 12, 7
| 0, 383
| Владимирская область
| 6, 5
| 11, 4
| 16, 2
| 23, 0
| 42, 9
| 10, 8
| 0, 361
| Воронежская область
| 5, 5
| 10, 3
| 15, 2
| 22, 7
| 46, 3
| 14, 6
| 0, 403
| Ивановская область
| 6, 7
| 11, 5
| 16, 3
| 23, 0
| 42, 5
| 10, 4
| 0, 356
| Калужская область
| 5, 9
| 10, 7
| 15, 6
| 22, 8
| 45, 0
| 13, 1
| 0, 388
| Костромская область
| 6, 5
| 11, 4
| 16, 1
| 23, 0
| 43, 0
| 10, 9
| 0, 363
| Курская область
| 6, 0
| 10, 9
| 15, 7
| 22, 9
| 44, 5
| 12, 4
| 0, 381
| Липецкая область
| 6, 0
| 10, 8
| 15, 6
| 22, 8
| 44, 8
| 12, 8
| 0, 385
| Московская область
| 5, 4
| 10, 1
| 15, 1
| 22, 6
| 46, 8
| 15, 3
| 0, 410
| Орловская область
| 5, 6
| 10, 4
| 15, 4
| 22, 7
| 45, 9
| 14, 1
| 0, 398
| Рязанская область
| 6, 3
| 11, 1
| 16, 0
| 23, 0
| 43, 6
| 11, 5
| 0, 371
| Смоленская область
| 6, 1
| 10, 9
| 15, 8
| 22, 9
| 44, 3
| 12, 2
| 0, 378
| Тамбовская область
| 5, 5
| 10, 2
| 15, 2
| 22, 7
| 46, 4
| 14, 8
| 0, 406
| Тверская область
| 6, 6
| 11, 5
| 16, 3
| 23, 0
| 42, 6
| 10, 5
| 0, 358
| Тульская область
| 6, 2
| 11, 0
| 15, 9
| 22, 9
| 44, 0
| 12, 0
| 0, 375
| Ярославская область
| 5, 9
| 10, 8
| 15, 6
| 22, 9
| 44, 8
| 12, 8
| 0, 385
| г. Москва
| 3, 7
| 7, 6
| 12, 5
| 21, 0
| 55, 2
| 28, 2
| 0, 505
| Северо-Западный федеральный округ
| Республика Карелия
| 6, 6
| 11, 4
| 16, 2
| 23, 0
| 42, 8
| 10, 7
| 0, 360
| Республика Коми
| 5, 0
| 9, 6
| 14, 7
| 22, 5
| 48, 2
| 17, 3
| 0, 427
| Архангельская область
| 6, 0
| 10, 8
| 15, 7
| 22, 9
| 44, 6
| 12, 6
| 0, 383
| в том числе Ненецкий автономный округ
| 4, 6
| 9, 2
| 14, 2
| 22, 3
| 49, 7
| 19, 8
| 0, 445
| Вологодская область
| 6, 3
| 11, 1
| 15, 9
| 22, 9
| 43, 8
| 11, 7
| 0, 372
| Калининградская область
| 6, 1
| 11, 0
| 15, 8
| 22, 9
| 44, 2
| 12, 1
| 0, 377
| Ленинградская область
| 6, 1
| 10, 9
| 15, 7
| 22, 9
| 44, 4
| 12, 3
| 0, 380
| Мурманская область
| 5, 7
| 10, 5
| 15, 5
| 22, 8
| 45, 5
| 13, 7
| 0, 394
| Новгородская область
| 5, 5
| 10, 3
| 15, 3
| 22, 7
| 46, 2
| 14, 5
| 0, 403
| Псковская область
| 6, 2
| 11, 0
| 15, 9
| 22, 9
| 44, 0
| 11, 9
| 0, 375
| г. Санкт-Петербург
| 4, 6
| 9, 2
| 14, 2
| 22, 3
| 49, 7
| 19, 8
| 0, 445
| Южный федеральный округ
| Республика Адыгея
| 6, 0
| 10, 8
| 15, 6
| 22, 8
| 44, 8
| 12, 8
| 0, 385
| Республика Калмыкия
| 6, 3
| 11, 1
| 15, 9
| 22, 9
| 43, 8
| 11, 7
| 0, 372
| Краснодарский край
| 5, 3
| 9, 9
| 15, 0
| 22, 6
| 47, 2
| 15, 9
| 0, 415
| Астраханская область
| 5, 6
| 10, 4
| 15, 3
| 22, 7
| 46, 0
| 14, 3
| 0, 400
| Волгоградская область
| 6, 4
| 11, 3
| 16, 0
| 23, 0
| 43, 3
| 11, 2
| 0, 367
| Ростовская область
| 5, 7
| 10, 4
| 15, 4
| 22, 7
| 45, 8
| 13, 9
| 0, 397
| Северо-Кавказский федеральный округ
| Республика Дагестан
| 5, 7
| 10, 5
| 15, 4
| 22, 8
| 45, 6
| 13, 8
| 0, 395
| Республика Ингушетия
| 6, 6
| 11, 5
| 16, 2
| 23, 0
| 42, 7
| 10, 6
| 0, 358
| Кабардино-Балкарская Республика
| 6, 2
| 11, 0
| 15, 9
| 22, 9
| 44, 0
| 12, 0
| 0, 375
| Карачаево-Черкесская Республика
| 6, 5
| 11, 3
| 16, 1
| 23, 0
| 43, 1
| 11, 0
| 0, 364
| Республика Северная Осетия - Алания
| 6, 4
| 11, 2
| 16, 0
| 23, 0
| 43, 4
| 11, 2
| 0, 367
| Чеченская Республика
| ...
| ...
| ...
| ...
| ...
| ...
| ...
| Ставропольский край
| 5, 9
| 10, 7
| 15, 6
| 22, 8
| 45, 0
| 13, 0
| 0, 388
| Приволжский федеральный округ
| Республика Башкортостан
| 5, 0
| 9, 6
| 14, 6
| 22, 4
| 48, 4
| 17, 6
| 0, 429
| Республика Марий Эл
| 5, 9
| 10, 7
| 15, 6
| 22, 8
| 45, 0
| 13, 0
| 0, 387
| Республика Мордовия
| 6, 3
| 11, 1
| 15, 9
| 22, 9
| 43, 8
| 11, 7
| 0, 373
| Республика Татарстан
| 5, 2
| 9, 9
| 15, 0
| 22, 6
| 47, 3
| 15, 9
| 0, 415
| Удмуртская Республика
| 6, 3
| 11, 2
| 16, 0
| 23, 0
| 43, 5
| 11, 4
| 0, 369
| Чувашская Республика
| 6, 4
| 11, 3
| 16, 0
| 23, 0
| 43, 3
| 11, 2
| 0, 366
| Пермский край
| 4, 9
| 9, 5
| 14, 6
| 22, 4
| 48, 6
| 17, 9
| 0, 431
| Кировская область
| 6, 4
| 11, 2
| 16, 0
| 23, 0
| 43, 4
| 11, 3
| 0, 367
| Нижегородская область
| 5, 8
| 10, 5
| 15, 5
| 22, 8
| 45, 4
| 13, 5
| 0, 393
| Оренбургская область
| 6, 0
| 10, 8
| 15, 7
| 22, 9
| 44, 6
| 12, 6
| 0, 383
| Пензенская область
| 6, 1
| 10, 9
| 15, 8
| 22, 9
| 44, 3
| 12, 3
| 0, 379
| Самарская область
| 4, 5
| 9, 0
| 14, 1
| 22, 2
| 50, 2
| 20, 6
| 0, 450
| Саратовская область
| 6, 1
| 11, 0
| 15, 8
| 22, 9
| 44, 2
| 12, 1
| 0, 377
| Ульяновская область
| 5, 7
| 10, 5
| 15, 5
| 22, 8
| 45, 5
| 13, 6
| 0, 394
| Уральский федеральный округ
| Курганская область
| 5, 5
| 10, 3
| 15, 3
| 22, 7
| 46, 2
| 14, 5
| 0, 402
| Свердловская область
| 4, 9
| 9, 5
| 14, 6
| 22, 4
| 48, 6
| 18, 0
| 0, 432
| Тюменская область
| 4, 6
| 9, 1
| 14, 2
| 22, 2
| 49, 9
| 20, 1
| 0, 447
| в том числе:
| Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
| 5, 1
| 9, 7
| 14, 7
| 22, 5
| 48, 0
| 17, 0
| 0, 424
| Ямало-Ненецкий автономный округ
| 4, 9
| 9, 5
| 14, 6
| 22, 4
| 48, 6
| 17, 8
| 0, 431
| Челябинская область
| 5, 6
| 10, 3
| 15, 3
| 22, 7
| 46, 1
| 14, 3
| 0, 401
| Сибирский федеральный округ
| Республика Алтай
| 6, 3
| 11, 1
| 15, 9
| 22, 9
| 43, 8
| 11, 7
| 0, 372
| Республика Бурятия
| 5, 4
| 10, 1
| 15, 1
| 22, 7
| 46, 7
| 15, 2
| 0, 409
| Республика Тыва
| 6, 3
| 11, 2
| 16, 0
| 23, 0
| 43, 5
| 11, 4
| 0, 369
| Республика Хакасия
| 6, 1
| 11, 0
| 15, 8
| 22, 9
| 44, 2
| 12, 1
| 0, 378
| Алтайский край
| 6, 5
| 11, 4
| 16, 1
| 23, 0
| 43, 0
| 10, 9
| 0, 362
| Забайкальский край
| 5, 6
| 10, 4
| 15, 3
| 22, 8
| 45, 9
| 14, 1
| 0, 399
| Красноярский край
| 5, 0
| 9, 6
| 14, 7
| 22, 5
| 48, 2
| 17, 4
| 0, 427
| Иркутская область
| 5, 2
| 9, 9
| 15, 0
| 22, 6
| 47, 3
| 15, 9
| 0, 415
| Кемеровская область
| 5, 5
| 10, 3
| 15, 2
| 22, 7
| 46, 3
| 14, 6
| 0, 404
| Новосибирская область
| 5, 4
| 10, 1
| 15, 1
| 22, 7
| 46, 7
| 15, 1
| 0, 408
| Омская область
| 5, 4
| 10, 2
| 15, 2
| 22, 7
| 46, 5
| 14, 9
| 0, 406
| Томская область
| 5, 9
| 10, 7
| 15, 6
| 22, 9
| 44, 9
| 13, 0
| 0, 387
| Дальневосточный федеральный округ
| Республика Саха (Якутия)
| 5, 6
| 10, 3
| 15, 3
| 22, 7
| 46, 1
| 14, 4
| 0, 401
| Камчатский край
| 6, 2
| 11, 0
| 15, 9
| 22, 9
| 44, 0
| 11, 9
| 0, 374
| Приморский край
| 5, 9
| 10, 7
| 15, 6
| 22, 9
| 44, 9
| 12, 9
| 0, 386
| Хабаровский край
| 5, 9
| 10, 7
| 15, 6
| 22, 8
| 45, 0
| 13, 0
| 0, 387
| Амурская область
| 6, 4
| 11, 3
| 16, 1
| 23, 0
| 43, 2
| 11, 1
| 0, 365
| Магаданская область
| 5, 4
| 10, 2
| 15, 2
| 22, 7
| 46, 5
| 14, 9
| 0, 407
| Сахалинская область
| 5, 2
| 9, 9
| 14, 9
| 22, 6
| 47, 4
| 16, 0
| 0, 416
| Еврейская автономная область
| 6, 1
| 11, 0
| 15, 8
| 22, 9
| 44, 2
| 12, 1
| 0, 377
| Чукотский автономный округ
| 5, 5
| 10, 3
| 15, 2
| 22, 7
| 46, 3
| 14, 7
| 0, 404
| ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя денежных доходов населения. Показатели рассчитаны с использованием численности населения с учетом предварительных итогов ВПН-2010.
|
| В таблице-1 приведены данные о распределении общего объема денежных доходов населения России в 2010 году.
Уровень официально зарегистрированных безработных в России в 2012 году составит, согласно прогнозам, 1, 55 миллиона человек, сообщил заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Максим.Топилин. Ситуация на рынке труда в России в 2012 году характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается значительным снижением производительности труда. Резко снизились показатели рождаемости, средней продолжительности жизни. В России средняя продолжительность жизни составляет в настоящее время всего 59 лет. Огромный ущерб экономике страны наносит иммиграция за рубеж научных и высококвалифицированных кадров. Спад в экономике приводит к недогрузке и деградации рабочих мест, что в будущем ограничит спрос на рабочую силу . Если взять такой сегмент рынка труда, который включает в себя занятых в государственном секторе и работников бюджетной сферы, то можно выявить следующие особенности. В России в условиях кризиса работники бюджетных сфер и сфер, традиционно относящихся к государственному сектору, готовы работать больше в ущерб свободному времени и увеличивать предложение труда при самом незначительном росте заработной платы или даже при сохранении ее на прежнем уровне, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию в будущем. Сегодня более 25% населения имеет доход ниже прожиточного минимума, доля зарплаты в ВВП составляет немногим больше 30%. При этом почти 70% всех занятых получают всего 30% всех доходов. Другой особенностью российского рынка труда является то, что значительное число занятых работает, реально вообще не получая заработной платы, задерживаемой на несколько месяцев. При этом невыплаты (задержки) заработной платы стали в последние годы скорее правилом, чем исключением. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен. Поэтому для большинства трудоспособного населения сегодня нет реальной альтернативы для занятости. Таким образом, сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью.
6.1. Рынок труда в Архангельской области.
На сегодняшний день уровень безработицы в Архангельской области равен 1, 73%. Этот показатель в полной мере соответствует общероссийскому. Для сравнения: в 2009 году, во время экономического кризиса, областной уровень безработицы был равен 3%. То есть, за три года данный показатель существенно снизился. Во многом, этому способствовали различные мероприятия, организуемые местными службами занятости. В прошлом году администрация региона начала реализацию программы под названием «Содействие занятости населения Архангельской области на 2012-2014 годы». Данная программа нацелена, прежде всего, на помощь тем гражданам, которым тяжелее всего найти работу: инвалидам, родителям, воспитывающим детей-инвалидов, а так же многодетным родителям. Этим людям будут выплачиваться различные пособия, планируется их профессиональное переобучение.
Самыми благополучными городами Архангельской области, за исключением ее столицы, Архангельска, являются Северодвинск и Мирный. Здесь наблюдается увеличение числа вакансий относительно числа безработных. Для примера: в Северодвинске работодателями предлагается 1508 вакансий, а количество безработных – 858. В Мирном, соотношение числа вакансий к числу потенциальных соискателей – 164 к 79. Однако, даже в благополучных районах области пока наблюдается напряженность на рынке труда. Чаще всего это объясняется тем, что качество предложений от работодателей зачастую не соответствует квалификации соискателей и их запросам. Службы занятости Архангельской области периодически выдвигают различные предложения о том, как сократить уровень безработицы региона. Одно из последних подобных предложений – переселение жителей городов в сельскую местность. Дело в том, что во многих крупных городах области процент не работающих людей довольно высок. Это связано с тем, что на предприятиях, где они были заняты, постепенно проводится модернизация, многие процессы производства автоматизируются. А при переселении в сельскую местность данной категории граждан был бы предоставлен целый ряд преимуществ, главное из которых - выделение средств на развитие собственного бизнеса. Кроме этого, каждый переселенец был бы обеспечен жильем. А в сельской местности, в свою очередь, появилось бы множество крепких хозяйств на месте пустующих территорий. Несмотря на все вышесказанное, ситуация на областном рынке труда пока не может быть названа благополучной. Средняя заработная плата в Архангельской области ниже, чем во многих других северных областях – 20-25 тысяч рублей. Многие населенные пункты региона живут за счет обработки древесины и лесозаготовок. Это производство является не только тяжелым, но и травмоопасным. Зарплата же тех, кто занят на подобных предприятиях, зачастую в разы ниже средней. Скорее всего, именно из-за этого в регионе наблюдается отток населения. Люди перебираются в Ленинградскую, Калининградскую, Псковскую области. В административном центре Архангельской области – Архангельске, растет количество предложений вакансий. В последние годы их количество превышает рост числа потенциальных соискателей. Самая острая нехватка кадров ощущается в таких сферах, как транспорт, логистика, строительство и производство. Как и во многих городах Российской Федерации, спрос на юристов и экономистов в Архангельске невелик. Здешние вузы регулярно выпускают подобных специалистов, однако работодатели не спешат принимать их на работу, так как больше ценят людей с опытом. Средняя зарплата Архангельска равна 25 тысячам рублей. Причем, высококвалифицированный рабочий может рассчитывать на оклад в 30 тысяч рублей. Прежде всего, это касается тех, кто занят в рыболовецкой сфере. Немного меньше получают работники транспорта и связи – около 25 тысяч рублей и те, кто занят в области добычи и переработки полезных ископаемых – 22 тысячи рублей. Но, опять же, подобные зарплаты предлагают опытным, квалифицированным работникам. На начальных должностях оклады гораздо ниже, что провоцирует текучку кадров в данных областях деятельности. По данным исследователей, в Архангельске уже довольно давно наблюдается такая ситуация: люди устраиваются на работу, но, проработав три-четыре месяца, увольняются и начинают искать новое место с более высокой зарплатой. Таким образом, количество жителей этого города, ищущих работу, сокращается довольно медленными темпами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы подвести итоги:
1. Рынок труда - это сфера рыночных отношений, где формируется спрос и предложение на рабочую силу, обеспечивается ее распределение и определение заработной платы на различные виды трудовой деятельности; в широком смысле: рынок труда - это система общественных отношений (в том числе взаимоотношений наемных работников и работодателей), социальных (в то числе правовых норм и институтов, которые обеспечивают воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения) и использование рабочей силы.
2. В приведенном определении к рынку труда относится не только сфера обмена, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (это - восполнение способности к труду, поддержание определенного уровня профессиональной подготовки, квалификации, переподготовки и т.д.) и сфера использования рабочей силы (время от времени возникает необходимость корректировки условий оплаты труда, продолжительности и интенсивности труда, соотношения времени труда и отдыха и т.д.).
Исходя из выше приведенного определения рынка труда, составными частями и основными элементами его будут:
1) субъекты рыночных отношений: работодатели и ищущие работу люди;
2) правовые акты, которые регламентируют отношения субъектов рынка труда;
3) конъюнктура рынка труда - соотношение спроса и предложения рабочей силы, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды трудовой деятельности и уровень занятости;
4) службы занятости населения;
5) инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и т.д.:
6) система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, безработных;
7) альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и т.д.
3. Анализ современного состояния рынка труда дает основание для ряда выводов. Для него характерно то, что скрытая безработица увеличивается значительно быстрыми темпами, чем явная. Отсутствует развитая инфраструктура рынка труда. Из-за низкой мобильности рабочей силы большую роль играет региональная сегментация рынка труда. Поскольку, стратегия трансформации российской экономики осуществляется в настоящее время в направлении создания в РФ социально ориентированной рыночной экономики (сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, решение проблем безработицы, формирование законодательной и институциональной базы и т.д.), то для этого необходимо усилить роль государства, как посредника между субъектами рынка труда - работодателями и наемными работниками.
4. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0
Е. Ф. Борисов. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 2007
Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики. Экономист. - 2000. - №6
Словарь по экономической теории, 2004 г.
Кузьмин С. А. Занятость населения России на период до 2015 (прогноз)//Проблемы прогнозирования, 2004 г., №3
https://www.bibliotekar.ru/rynok-truda-i-dohody/9.htm
Труд и занятость в России. 2007: HYPERLINK " https://www.gks.ru/doc_2007/trud.zip" Стат.сбHYPERLINK " https://www.gks.ru/doc_2007/trud.zip". / Росстат. — M., 2007.
Е.А Хибовская. Вторичная занятость как способ адаптации к экономическим реформам. Вопросы экономики. 2005. №5
Альпина Паблишер, 2012. — 258 с
Роик, Валентин, 2012, с. 178
Федеральная Служба Государственной Статистики России (Росстат)
РИА Новости https://ria.ru/trend/labour_market_Russia_2012_20012012/#ixzz2Mpmb9kzA
https://knowledge.allbest.ru/economy/2c0a65625a3ac68a4c43a88421216d37_0.html
|