Узел коммерческого учета нефти
В составе промысловых сооружений предусматривается узел коммерческого учета
нефти перед сдачей товарной нефти в систему магистральных нефтепроводов. Компо-
новка узла учета представлена на рис. 3.8.
В состав этого узла входят: блок измерительных линий (БИЛ), блок измерения каче-
ства нефти (БИК), трубопоршневая установка (ТПУ). Узел размещается в помещении
размерами в плане 12´ 18 м. Здание оборудовано мостовым краном. Блоки узла учета раз-
рабатывали и поставляли специалисты ОАО " ИМС" г. Москва.

Рис. 3.8. План коммерческого узла учета нефти
Конструкция БИЛ, предложенная разработчиками, состояла из измерительных ли-
ний, каждая из которых имела запорную арматуру на входе и выходе, фильтр для очист-
ки нефти перед счетчиком и, счетчик нефти, клапан-регулятор расхода, ответвление на
ТПУ с запорной арматурой, систему трубопроводов дренажа. Все измерительные линии
начинались и заканчивались в коллекторах большого диаметра. Блок измерительных ли-
ний представлял собою замкнутую со всех сторон конструкцию из трубопроводов, про-
ложенных на высоте 0, 6–0, 9 м от пола. В качестве запорной арматуры использованы им-
портные задвижки с электроприводом и ручным дублером. Зона обслуживания каждой
измерительной линии представляла собой узкий коридор между соседними линиями с
большим количеством мест и органов управления. Все коридоры замкнуты коллектора-
ми. Вход и выход их этих коридоров возможен только через переходную площадку, раз-
мещаемую на высоте 2 м от пола. Органы управления задвижками размещались на высо-
ДР
фильтры
РР
- 65 -
те 1, 9–2 м. Фланцевый разъем фильтров находился на высоте 2 м. Перечисленные эле-
менты, требующие легкого доступа, были практически недоступны с поверхности пола.
При выполнении проекта узла учета перед проектной организацией встал вопрос об
организации обслуживания органов управления. Для доступа к ним необходимо было
выполнить специальные обслуживающие площадки. Для того, чтобы органы управления
оказались в зоне обслуживания, площадки должны размещаться на 300– 700 мм ниже ор-
ганов управления, то есть на отметке 1, 3–1, 6 м. Такое размещение площадок обеспечи-
вало доступ к элементам, расположенным на отметке выше 1, 2 м, однако они делали не-
возможным доступ к элементам, расположенным ниже отметки площадки, так как пло-
щадка получалась непроходной. Для обеспечения прохода под площадкой в соответствии
с нормами площадку надо было разместить выше 2, 2 м. Однако при таком размещении
площадки органы управления, недоступные с пола, оказывались под площадкой и снова
оказывались вне зоны обслуживания.
Решение поставленной задачи выявило ряд проблемных вопросов, которые не нахо-
дят нормативного решения.
1. Кто должен нести ответственность за удобство обслуживания оборудования завод-
ской поставки, разработчик этого оборудования или организация, выполняющая проект
для строительства.
2. Обслуживающие площадки не должны перекрывать эвакуационные выходы и про-
ходы. Так как органы управления блоком измерительных линий оказались в " мертвой
зоне", их нельзя обслужить без площадки с пола, а площадка перекрывает эвакуационные
пути.
3. Как организовать быструю эвакуацию персонала, находящегося внутри контура
блока измерительных линий. Для того, чтобы преодолеть переходную площадку через
коллектор требуется дополнительно 5 с времени. Расчеты показывают, что при возник-
новении аварийной ситуации у персонала имеется всего 11 с на выход из опасной зо-
ны.
Для решения возникших вопросов было предложено изменить конструкцию блока
измерительных линий и устранить препятствия на пути эвакуации. Для этого надо было
коллекторы уложить под пол. Длительные переговоры с разработчиком БИЛ привели к
тому, что они согласились убрать под пол только один выходной коллектор. Компоновка
узла учета стала значительно менее опасной, хотя вопросы с обслуживанием арматуры
остались нерешенными.
Какой должна быть конструкция блока измерительных линий, чтобы обеспечивалось
удобство и безопасность обслуживания?
Размещение органов управления в зоне обслуживания – это безусловно обязанность
разработчика оборудования. Если органы управления недоступны с пола, их надо разме-
стить на отметке выше 2, 4 м, а не на отметке 1, 8 м. При таком размещении имеется воз-
можность строительства обслуживающей площадки, не перекрывающей эвакуационные
выходы.
Можно было изменить конструкцию измерительной линии. Дело в том, что высота
размещения измерительной линии определялась конструкцией вертикального фильтра.
Если заменить вертикальный фильтр горизонтальным, отметку измерительных линий
можно было понизить на 300 мм, тогда все органы управления оказывались доступными
с пола.
Зачем обеспечивать удобный доступ к арматуре, оснащенной дистанционным приво-
дом? Для управления такой арматурой достаточно разместить кнопку в зоне обслужива-
ния. Однако вся дистанционно управляемая арматура оснащается ручным дублером. Надо
ли предусматривать обслуживающую площадку для доступа к ручному дублеру? Если
строго руководствоваться требованиями норм [2], то такие площадки создавать не стоит.
Правила [2] для удобства " обслуживания" требуют наличия обслуживающих пло-
щадок и лестниц (см. п. 6.1.5). Для осмотра и ремонта они допускают применение люлек
- 66 -
и других приспособлений. Остается определить, какие виды работ относятся к " обслужи-
ванию", а какие к " ремонту".
Нормы не определяют содержание указанных терминов.
Ремонт–это восстановление работоспособности оборудования и строительных кон-
струкций.
Ремонтные работы проводятся в соответствии с планом проведения ремонтных ра-
бот (ППР) [14]. К числу процедур, входящих в ремонтный цикл, относят межремонтное
обслуживание (МО), техническое обслуживание (ТО), средний ремонт (СР) и капиталь-
ный ремонт (КР). Как видим, " обслуживание " уже попало в состав ремонтного цикла.
Нам представляется, что " обслуживание" имеет некоторое отношение как к управ-
лению устройством, так и к его ремонту. Например, водитель, управляющий транспорт-
ным средством, имеет простой доступ к органам управления машиной, к рулевому колесу,
педалям тормоза, сцепления и газа. Однако для подтяжки ручного тормоза, которая отно-
сится к обслуживанию автомобиля, водителю необходимо заехать на яму, или поставить
машину на подъемник. Иначе добраться до органа, регулирующего натяжение троса
ручного тормоза, невозможно. Замена масла в двигателе также относится к процедуре
обслуживания автомобиля. Однако для замены масла необходимо вывернуть фильтр в
таком узком месте, что работать там можно только специальным инструментом. Исполь-
зовать, например, кувалду совершенно невозможно. Процедуры регулирования ручного
тормоза и замены масла в картере двигателя относятся к обслуживанию, они имеют ярко
выраженный характер восстановительных работ по поддержанию машины в работоспо-
собном состоянии. Таким образом, для выполнения ремонтных работ не обязательно
предусматривать обслуживающие площадки. Восстановление работоспособности обору-
дования может проводиться с временных приспособлений, люлек, лесов, стремянок.
Попробуем провести границу между работами по обслуживанию и работами по ре-
монту оборудования.
Нам представляется неуместным использование термина " удобство обслуживания",
так как его содержание нормами не определено. Мы заметили, что этот термин использу-
ется и в ремонтной технологии, как " межремонтное обслуживание" или " техническое
обслуживание". По всей видимости, термин " обслуживание" предполагает процедуру
" управления" процессом. В такой постановке вопроса становится очевидной необходи-
мость удобства управления, потому что эти процедуры проводятся очень часто, в день
по нескольку раз. Процедуры, связанные с восстановлением работоспособности, прово-
дятся гораздо реже, например 1–2 раза в год. Такие работы могут проводиться с времен-
ных приспособлений.
Теперь рассмотрим необходимость обслуживающей площадки для управления за-
порной арматурой с дистанционным приводом. Для того, чтобы закрыть или открыть за-
порную арматуру, к ней подходить не требуется, так как имеется пульт управления, разме-
щенный в удобном месте. Предположим, что эта арматура оснащена ручным дублером, ко-
торым придется воспользоваться при отказе дистанционного привода. Если произошел
отказ дистанционного привода, необходимо восстановить его работоспособность, то есть
выполнить ремонт привода. Для этого придется установить приспособление для доступа к
ручному дублеру, закрыть арматуру и выполнить ремонт дистанционного привода. При та-
кой постановке вопроса необходимость манипулирования ручным дублером относится к
ремонтной процедуре, а не к процедуре управления процессом, следовательно строитель-
ство ______ стационарной площадки для ручного дублера является излишеством.
Вопрос о строительстве дополнительных площадок обслуживания элементов управ-
ления далеко не праздный. Дело в том, что строительство таких площадок не только
предполагает использование дополнительных финансовых ресурсов, но, и самое главное,
обилие площадок не улучшает обстановку в цехе. Чаще всего такие площадки являются
помехой на путях эвакуации, а так же затрудняют доступ к узлам управления установкой.
На узле коммерческого учета нефти столкнулись еще с одной проблемой – пробле-
мой обслуживания (не управления) светильников, расположенных в 3 ряда под кровлей.
Помещение УУН оборудовано мостовым грузоподъемным краном. В проекте узла уче-
та предполагалось наличие некоторого стандартного решения для чистки и замены све-
тильников. Оказалось, что существующие наработки специализированной электротехниче-
ской организации для обслуживания светильников не отвечают требованиям промышлен-
- 67 -
ной безопасности. Техническое решение этой проблемы предполагало использовать
навесную площадку, которая закреплялась на балке мостового крана, и обеспечивала пе-
ремещение обслуживающего персонала между рядами и вдоль рядов светильников. При
более тщательном анализе предложенной конструкции выяснилась их высокая опас-
ность, связанная с ошибочным включением тележки поперечного перемещения грузо-
подъемного механизма, которая могла травмировать людей, находящихся на подвесной
площадке.
Стандартное решение было отклонено, заменить его лучшим решением пока не уда-
лось. Предполагается, что замена и чистка светильников будут выполняться с временных
площадок или передвижных тележек.
Совмещение мостового крана с верхним расположением светильников оказалось опас-
ным и весьма ненадежным решением. Представляется целесообразным размещение све-
тильников на стенах помещения и/или на металлических стойках, опирающихся на пол
ниже отметки грузоподъемного крана.
Часто молодые и опытные специалисты-проектировщики размещают трубопроводы
на низких эстакадах на высоте 0, 5–1, 5 м. Они считают, что при таком расположении тру-
бы удобно ремонтировать. Иногда трубами окутывается взрывопожароопасная установка со
всех сторон, для доступа транспорта оставляется единственный проезд в виде арки из
трубопроводов. Такое решение дает незначительную экономию строительных материа-
лов, однако на весь период эксплуатации создает условия повышенной опасности при
возникновении аварийной ситуации на установке. Представим себе, что недалеко от прое-
ма произошел выброс горючего вещества с возгоранием. Для эвакуации имеется един-
ственный проем, доступ к которому перекрыт очагом горения. В такой ситуации велика
вероятность гибели обслуживающего персонала.
Эстакады не должны ограничивать возможность перемещения персонала по поверх-
ности земли. Это одно из важнейших условий, обеспечивающих безопасность производ-
ства.
В помещении цеха подготовки воды, проект которого выполнялся институтом ВОД-
ГЕО (г. Москва), трубопроводы прокладывались по полу. Эвакуационный проход длиной
18 м 6 раз перекрывался пучками технологических трубопроводов, через которые проектом
предусматривались переходные площадки на отметках 1, 5–2 м. Такое решение было
опротестовано заказчиком, проектировщикам было предложено переделать проект, эваку-
ационные пути освободить от трубопроводов. Свое решение проектировщики обосновали
указаниями строительных норм и правил [15]. Пунктом 12.10 эти правила предписывают
размещать трубопроводы, как правило, над поверхностью пола с устройством мостиков
над трубопроводами. В результате дискуссии по данному вопросу было выполнено по-
вторное проектирование объекта силами другой проектной организации. В результате пе-
реработки проектных решений все трубопроводы, кроме приемных трубопроводов
насосных агрегатов, были размещены на эстакаде высотой 2, 2 м с обеспечением беспре-
пятственного прохода под трубопроводами. Приемные трубопроводы к насосам проло-
жили по поверхности пола с обеспечением минимальной протяженности за пределами
путей эвакуации.
При размещении оборудования и трубопроводной арматуры проектировщики должны
обеспечить удобство управления процессом. Для этого ручные приводы запорной арма-
туры, кнопки управления насосами, вентиляторами, приводами запорной и регулирую-
щей арматуры должны располагаться в удобном месте.
Каким требованиям должно отвечать это, так называемое удобное место?
Здесь мы рассмотрим только один параметр, обеспечивающий удобство управле-
ния, это высоту зоны управления. СНиП 2.04.02-84* [15] определяет в качестве удобной
для управления зону, высотой 1, 4 м над поверхностью пола. Если орган, требующий руч-
ного управления, находится за пределами указанной высоты, к нему необходимо выпол-
нить обслуживающую площадку с лестницей. Высота зоны управления над обслужива-
ющей площадкой принимается равной 1 м. Размещение оборудования под обслуживаю-
щей площадкой допускается, если отметка низа конструкций площадки будет не менее
1, 8 м над полом.
Здесь не даются ограничения по размещению обслуживающих площадок на эвакуа-
ционных выходах. В соответствии с требованиями норм противопожарного проектирова-
- 68 -
ния высота аварийного прохода должна приниматься не менее 2, 2 м. Как обеспечить ава-
рийную эвакуацию персонала с установки по проходу с габаритом 1, 8 м человеку, рост
которого превышает 1, 8 м, Такой человек рискует выйти в безопасную зону без черепной
коробки.
Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов [16]
регламентируют высоту зоны управления 1, 8 м от пола. При частом использовании ар-
матуры привод следует располагать на высоте не более 1, 6 м.
Возникает вопрос, почему разные нормативные документы устанавливают разные
требования по одному и тому же вопросу? На этот вопрос мы ответить не сможем.
Руководствуясь указанными требованиями по высоте зон управления можно сформу-
лировать некоторые правила размещения органов управления на проектируемой установ-
ке.
· Органы управления должны размещаться по высоте в зоне от пола до отметки
1, 6 м.
· Строительный объем, находящийся между отметками 1, 8–2, 4 м является мерт-
вой зоной, размещение органов управления в этой зоне не допускается.
· Если применяется крупногабаритная арматура, органы управления которой попа-
дают в мертвую зону, необходимо изменить отметку трубопровода с таким расчетом,
чтобы орган управления попал в зону обслуживания независимо от того, на какой от-
метке окажется сама арматура.
· Для управления на отметке выше 2, 4 м необходимо предусмотреть обслуживаю-
щую площадку со свободным проходом под ней.
· Для обеспечения удобства управления арматурой и оборудованием, органы кото-
рой попадают в мертвую зону, или находятся на высоких отметках, недоступных с пола
или обслуживающей площадки, необходимо предусмотреть в проекте механический ди-
станционный привод в виде удлинителя шпинделя жесткой конструкции, удлинителя
шпинделя гибкой конструкции (с шарнирами Гука), или в виде цепной передачи, анало-
гичной приводу ручной тали.
После года эксплуатации коммерческого узла учета, описанного в этом разделе, ин-
ститут получил поздравительную телеграмму по случаю Дня Победы 9 Мая от главного
метролога предприятия, где была приписка о том, что узел учета, построенный по наше-
му проекту, – это лучшее, что ему пришлось видеть за все время работы.
|