![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 33. Проблема личностного самоопределения в младшем юношеском возрасте.
Важной характеристикой юношеского возраста является способность к самоопределению. Самоопределение является сознательным актом выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Способность к самоопределению - неотъемлемая сторона общей культуру личности, предполагающая готовность и умение человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности и поведения в обществе. Потребность в самоопределении, самостоятельный поиск своего места в жизни, обостренный окончанием школы, вступлением в самостоятельную жизнь, вырастает в подлинную проблему, определяющую характер внутренней и внешней активности учащихся юношеского возраста. Л.П. Буева сводит всю совокупность личностных предпосылок к двум основным группам. К первой она относит особенности личности, которые обеспечивают возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса - это сформированность волевых и ряда других черт характера (прежде всего трудолюбия), наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей зрелости человека. С достаточной полнотой эти особенности освещены в исследованиях, посвященных развитию личности в ранней юности (Л.И. Божович, И.С. Кон, и другие.). Во вторую группу Л.П. Буева включает такие компоненты направленности личности, которые обусловливают динамику профессионального самоопределения и избирательность реагирования. Сюда относятся сама потребность в профессиональном самоопределении, а также возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, идеалы и представления о жизненных ценностях. Известно, потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза, на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Необходимо остановиться на сущности самоопределения, которая заключается в его двуплановости: самоопределение осуществляется через «деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования».К концу юношеского возраста, по мнению Л.И. Божович, эта двуплановость ликвидируется. В целом можно обозначить следующие типы самоопределения: · самоопределение в конкретной трудовой функции, операции; · самоопределение на конкретном трудовом посту; · самоопределение в специальности; · самоопределение в профессии (в группе родственных специальностей); · жизненное самоопределение; · личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения); · самоопределение в культуре (как высший уровень личностного самоопределения).
|