![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 35. Учебная деятельность в младшем юношеском. учебно-профессиональная деятельность и проф. ориентация.
Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности. Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно. в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе. В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Для старшеклассника ведущей является учебно-профессиональная деятельность. В старшем школьном возрасте преобладают мотивы учения, связанные с профессиональным и жизненным самоопределением школьников. Знания рассматриваются не как ценность саму по себе, а как средство получения хорошей профессии, обеспечивающей высокий уровень доходов (нужность предмета в будущем, нужность предмета для поступления в вуз). Второе по значимости место у старшеклассников, по данным И.В. Дубровиной (1997), принадлежит мотиву саморазвития (развитие воли, целеустремленности расширение крyгозора и дрyгие). Мотив достижения цели становится все более значимым к старшему школьному возрасту, чем «избегание неудач». В развитии этого мотива большая роль принадлежит учителю. Юноши и девушки с высоким уровнем интеллекта имеют, как правило, более высокую сформированность всех компонентов мотивации учения. Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъектного отношения к конкретной трудовой деятельности, мобильности на рынке труда, умения ориентироваться на этом рынке и подстраиваться под тенденции его изменения. Очевидно, что профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения. Выбор профессиональной позиции основывается, главным образом, на предметном интересе, т.е. интересе к определённой области знания. Однако осознанный профессиональный выбор должен обязательно основываться на знании своих способностей и возможностей (интеллектуальных, операциональных коммуникативных и др.). Таким образом, для осознанного выбора профессии требуется соблюдение, по крайней мере, трёх указанных условий: · соответствие данного выбора предметным интересам школьника; · представление о своих способностях и возможностях; · адекватная оценка своих способностей и возможностей. · профессиональное самоопределение невозможно без личностного, потому часто рассматривается жизненное самоопределение, которое предполагает умение ориентироваться, оценивать ситуацию, принимать решения не только в мире профессий, но и в собственном внутреннем мире, а также в мире людей.
|