Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологический контроль






ФЗ «Об ООС» закрепляет контроль в области охраны окружающей среды как систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечения нарушений зак-ва в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды. В законе понятие «контроль в области ООС» и «экологический контроль» - синонимы, однако, они не тождественны, а соотносятся как общее и частное. Первое включает в себя второе, туда в т.ч. входит и природоресурсный контроль. Контроль в области ООС является целостной трехзвенной системой и состоит из:

1) мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения экологического зак-ва;

2) компетентных ФОИВ, ФОИВ субъектов, ОМС

3) видов экологического контроля (государственного, производственного и общественного).

Осуществляется на основе общих и специальных принципов:

15.04.2010

Экологический контроль осуществляется на основе общих и специальных принципах.

К общим принципам относится:

- законность управления

- комплексный подход к решению вопросов природопользования и охраны ОС

- разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деят-ти ОИВ.

Специальные принципы:

- преодоление множественности контрольных органов

- независимость органов контроля от подконтрольных организаций

- приоритет предупредительного экологического контроля

- принцип самоконтроль предприятий

- принцип информационного, научного и кадрового обеспечения экологического контроля

- открытость и доступность обязательных экологических требований для ЮЛ и ФЛ

Функциями контроля признаются основные направления экологической контрольной деятельности уполномоченного органа федеральной ИВ, определяемые исходя из основных задач и реализуемых в пределах установленной компетенции. Функции делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные функции в зависимости от сфер и задач реализации м.б. подразделены на нормотворческую, предупредительную, функцию планирования, функцию координации, информационную функцию и разрешительную.

Формы экологического контроля подразделяются на интегрированный контроль, комплексный, дифференцированный, предварительный, текущий, последующий и карательный.

В РФ гос-ый экологический контроль подразделяют на общий и специальный. Общий осуществляется президентом РФ, федеральным собранием, правительством, представительными и исполнительными ОВ субъекта, указанные ОГВ определены в группу общей компетенции, потому что решение вопроса охраны ОС не явл-ся их специальной и единственной функцией, осуществляется на ряду с решением иных гос-ых полномочий.

Гос-ый специальный экологический контроль осуществляют ОИВ специальной компетенции, которые созданы исключительно для осуществления экологического контроля. При этом, указанные органы подразделяются на 3 группы: комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные выполняют все задачи или блок природоохранных задач – Министерство природных ресурсов и экологии, Государственная противопожарная служба, РОСГИДРОМЕТ, РОСПОТРЕБНАДЗОР, МЧС.

Отраслевые органы сосредотачивают внимание на охране отдельных природных объектов, к которым относятся РОССЛЬХОЗНАДЗОР, РОСРЕЕСТР.

Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных ресурсов – МВД РФ, МИНПРОМЭНЭРГО, Пограничные органы ФСБ.

Основными органами в сфере экологического контроля остаются РОСПРИРОДНАДЗОР, осуществляющий гос-ый природоресурсный контроль, РОСТЕХНАДЗОР, осуществляющий гос-ый экологический контроль. Представляется, что полномочия этих органов б. проблематично разграничить, следовательно, их взаимодействие целесообразно выстраивать на основе четкого разграничения функций.

Как самостоятельный вид в РФ выделяется производственный экологический контроль. В настоящее время отсутствует НА, о порядке проведения и осуществления указанного вида контроля. Деятельность каждого предприятия определяется его правами и обязанностями по охране ОС, которые подразделяются на 2 группы:

1) права и обязанности в области природопользования

2) в сфере природоохранной деятельности.

При осуществлении производственного контроля происходит выявление соответствия продукции, процессов производства НА и нормативно-техническим документом (строительным нормам и правилам, санитарным нормативом, руководящим документом и методическим указанием). С указанной целью на предприятии создаются экологические службы на предприятии и назначаются ДЛ, уполномоченные на проведение экологического контроля.

В отношении муниципального экологического контроля м. констатировать, что как самостоятельный вид, он упразднен в РФ с 2006г. В частности упразднены положения, определяющие статус субъекта муниципального экологического контроля, упразднены положения, определяющие деят-ть ОМС по проверке соблюдения НА в области охраны ОС.

НА РФ предусматривают возможность проведения общественного экологического контроля, однако, на практике выявляются следующие трудности, связанные с его проведением:

- отсутствие необходимого кол-ва желающих заниматься общественным контролем,

- отсутствие регламентированного порядка общественного экологического контроля. прав, обязанностей и ответ-ти общественных контролеров, а также гос-ый гарантий по компенсации неблагоприятных последствий такой деят-ти. Общественная организация, имеющая в Уставе функцию общественного контроля не б. нести ответ-ть за последствия нанесения вреда общественному инспектору при осуществлении им общественного контроля.

- недостаточно профессиональной уровень общественного контроля и правовая неосведомленность общественных инспекторов. Весьма незначительная финансовая поддержка общественного экологического контроля.

В РФ создана Всероссийская общественная экологическая организация в структуре общественной палаты, которая работает по следующим направлениям:

* экономическое развитие и экология

* здоровье человека и защита ОС

* экологическая культура

* законодательное закрепление форм наказания за несоблюдение норм экологического законодательства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал