Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологический контроль
ФЗ «Об ООС» закрепляет контроль в области охраны окружающей среды как систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечения нарушений зак-ва в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды. В законе понятие «контроль в области ООС» и «экологический контроль» - синонимы, однако, они не тождественны, а соотносятся как общее и частное. Первое включает в себя второе, туда в т.ч. входит и природоресурсный контроль. Контроль в области ООС является целостной трехзвенной системой и состоит из: 1) мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения экологического зак-ва; 2) компетентных ФОИВ, ФОИВ субъектов, ОМС 3) видов экологического контроля (государственного, производственного и общественного). Осуществляется на основе общих и специальных принципов: 15.04.2010 Экологический контроль осуществляется на основе общих и специальных принципах. К общим принципам относится: - законность управления - комплексный подход к решению вопросов природопользования и охраны ОС - разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деят-ти ОИВ. Специальные принципы: - преодоление множественности контрольных органов - независимость органов контроля от подконтрольных организаций - приоритет предупредительного экологического контроля - принцип самоконтроль предприятий - принцип информационного, научного и кадрового обеспечения экологического контроля - открытость и доступность обязательных экологических требований для ЮЛ и ФЛ Функциями контроля признаются основные направления экологической контрольной деятельности уполномоченного органа федеральной ИВ, определяемые исходя из основных задач и реализуемых в пределах установленной компетенции. Функции делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные функции в зависимости от сфер и задач реализации м.б. подразделены на нормотворческую, предупредительную, функцию планирования, функцию координации, информационную функцию и разрешительную. Формы экологического контроля подразделяются на интегрированный контроль, комплексный, дифференцированный, предварительный, текущий, последующий и карательный. В РФ гос-ый экологический контроль подразделяют на общий и специальный. Общий осуществляется президентом РФ, федеральным собранием, правительством, представительными и исполнительными ОВ субъекта, указанные ОГВ определены в группу общей компетенции, потому что решение вопроса охраны ОС не явл-ся их специальной и единственной функцией, осуществляется на ряду с решением иных гос-ых полномочий. Гос-ый специальный экологический контроль осуществляют ОИВ специальной компетенции, которые созданы исключительно для осуществления экологического контроля. При этом, указанные органы подразделяются на 3 группы: комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные выполняют все задачи или блок природоохранных задач – Министерство природных ресурсов и экологии, Государственная противопожарная служба, РОСГИДРОМЕТ, РОСПОТРЕБНАДЗОР, МЧС. Отраслевые органы сосредотачивают внимание на охране отдельных природных объектов, к которым относятся РОССЛЬХОЗНАДЗОР, РОСРЕЕСТР. Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных ресурсов – МВД РФ, МИНПРОМЭНЭРГО, Пограничные органы ФСБ. Основными органами в сфере экологического контроля остаются РОСПРИРОДНАДЗОР, осуществляющий гос-ый природоресурсный контроль, РОСТЕХНАДЗОР, осуществляющий гос-ый экологический контроль. Представляется, что полномочия этих органов б. проблематично разграничить, следовательно, их взаимодействие целесообразно выстраивать на основе четкого разграничения функций. Как самостоятельный вид в РФ выделяется производственный экологический контроль. В настоящее время отсутствует НА, о порядке проведения и осуществления указанного вида контроля. Деятельность каждого предприятия определяется его правами и обязанностями по охране ОС, которые подразделяются на 2 группы: 1) права и обязанности в области природопользования 2) в сфере природоохранной деятельности. При осуществлении производственного контроля происходит выявление соответствия продукции, процессов производства НА и нормативно-техническим документом (строительным нормам и правилам, санитарным нормативом, руководящим документом и методическим указанием). С указанной целью на предприятии создаются экологические службы на предприятии и назначаются ДЛ, уполномоченные на проведение экологического контроля. В отношении муниципального экологического контроля м. констатировать, что как самостоятельный вид, он упразднен в РФ с 2006г. В частности упразднены положения, определяющие статус субъекта муниципального экологического контроля, упразднены положения, определяющие деят-ть ОМС по проверке соблюдения НА в области охраны ОС. НА РФ предусматривают возможность проведения общественного экологического контроля, однако, на практике выявляются следующие трудности, связанные с его проведением: - отсутствие необходимого кол-ва желающих заниматься общественным контролем, - отсутствие регламентированного порядка общественного экологического контроля. прав, обязанностей и ответ-ти общественных контролеров, а также гос-ый гарантий по компенсации неблагоприятных последствий такой деят-ти. Общественная организация, имеющая в Уставе функцию общественного контроля не б. нести ответ-ть за последствия нанесения вреда общественному инспектору при осуществлении им общественного контроля. - недостаточно профессиональной уровень общественного контроля и правовая неосведомленность общественных инспекторов. Весьма незначительная финансовая поддержка общественного экологического контроля. В РФ создана Всероссийская общественная экологическая организация в структуре общественной палаты, которая работает по следующим направлениям: * экономическое развитие и экология * здоровье человека и защита ОС * экологическая культура * законодательное закрепление форм наказания за несоблюдение норм экологического законодательства.
|