Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативы предельно допустимого воздействия
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду представляют собой пределы вредного воздействия, установленные для отдельных источников такового. Иными словами, они представляют собой предписания в отношении конкретных хозяйствующих субъектов о том, что в результате их деятельности в окружающую среду, к примеру, может поступать определенное количество загрязняющих веществ, но не более. Именно путем данных ограничении обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды. В соответствии со ст. 22 Закона об охране окружающей среды в данную группу нормативов включаются следующие нормативы: допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; допустимых физических воздействий; допустимого изъятия компонентов природной среды; допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и другой деятельности, к которым относятся, например, нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. Нормативы допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) химических веществ и микроорганизмов — нормы, определяющие, какое количество химических и иных веществ может поступить в окружающую среду в результате функционирования данного объекта, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Предельно допустимыми выбросами являются выбросы, создающие концентрацию в приземном слое загрязняющих веществ не выше ПДК. Предельно допустимые сбросы представляют собой массу сбрасываемых веществ в сточные воды в пункте водного объекта в единицу времени с учетом ассимилирующей способности данного водного объекта, не превышающую ПДК. Установление данных нормативов регулируется Порядком разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 № 545. Проекты нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов разрабатывают субъекты хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Затем разработанные проекты представляют на утверждение соответствующего органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Предприятию, учреждению, организации, которые осуществляют в результате хозяйственной и иной деятельности воздействие на окружающую среду, выдают разрешение на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов разрабатывают и утверждают в соответствии с требованиями охраны окружающей среды и экологической безопасности. Их установление осуществляют исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические нормативы представляют собой нормативы допустимых выбросов и сбросов, которые устанавливают для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования, и отражают допустимую массу выбросов и сбросов в расчете на единицу продукции. Для каждого источника воздействия на окружающую среду Законом предусмотрено также установление нормативов допустимых физических воздействий. Данные нормативы устанавливают исходя из предельно допустимых уровней воздействия на окружающую среду с учетом влияния иных источников воздействия. В настоящее время технологии не всех предприятий позволяют осуществлять деятельность в полном соответствии с установленными нормативами. В случае невозможности их соблюдения в отношении источника загрязнения возможно определение временно согласованных нормативов — лимитов на выбросы и сбросы. Лимиты устанавливают на период внедрения более совершенных технологий в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. Разрешение на сверхнормативные выбросы и сбросы в пределах лимитов выдаются на установленный законодательством срок при условии предоставления в комплекте документов планов снижения выбросов/сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов НДС и ПДВ по каждому веществу. За выбросы и сбросы загрязняющих веществ с хозяйствующих субъектов взимается плата в соответствии с действующим законодательством. За загрязнение в пределах лимитов на выбросы и сбросы плата взимается в повышенном размере. Нормативы предельно допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяют законодательством о животном мире, водным, лесным законодательством, а также иным законодательством в области использования и охраны природных ресурсов. Действующими законами предусмотрены следующие нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды: 1) нормативы водопользования. В соответствии со ст. 33 ВК данные нормативы устанавливаются в виде предельно допустимых объемов изъятия водных ресурсов, лимитов сброса сточных вод, нормативов качества в составе схем комплексного использования и охраны водных объектов. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (перечень органов государственной власти, разрабатывающих нормативы водопользования, установлен в настоящее время п. 4 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883), рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются Минприроды России; 2) расчетная лесосека — допустимый ежегодный объемизъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах. Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляются при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; 3) нормирование в области использования и охраны объектов животного мира, которое в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О животном мире» заключается в установлении объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, а также в установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. Так, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают лимиты добычи объектов охоты, определяют допустимые уловы водных биологических ресурсов.
|