Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техническое нормирование качества продукции, процессов производства и охрана окружающей среды
Задачей правового социального государства является установление требований к хозяйствующим субъектам в отношении производимой ими продукции и осуществляемых производственных процессов. Данные требования в настоящее время планируется устанавливать путем принятия технических регламентов и добровольных стандартов. Правовые основы технического регулирования. Закон об охране окружающей среды к нормированию в области охраны окружающей среды помимо установления нормативов относит принятие государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 29 Закона государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды устанавливают: — требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; — ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду. С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятие которого было обусловлено предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Данный закон развивает положения ст. 29 Закона об охране окружающей среды, в соответствии со ст. 6 Закона технические регламенты принимаются в целях: — защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; — охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; — предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Закон регулирует три группы отношений в следующих областях: — отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; — отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; — отношения, возникающие при оценке соответствия. Посредством технического регулирования государство в целях охраны окружающей среды, жизни и здоровья человека устанавливает требования, необходимые для обеспечения качества продукции, процессов производства, работ, услуг, в том числе обеспечения их экологической безопасности. Федеральным органом государственной власти по техническому регулированию в настоящее время является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Технические регламенты. Техническим регламентом является документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, либо межправительственным соглашением, либо федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Экологические требования технических регламентов в соответствии с законодательством входят в нормирование в области охраны окружающей среды, не являясь нормативами как таковыми. Закон устанавливает исчерпывающий перечень целей принятия технических регламентов (перечень целей принятия технических регламентов указан выше). Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Однако требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных целей. Технические регламенты подразделяют на общие и специальные. Общие технические регламенты устанавливают требования, обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные технические регламенты устанавливают требования, учитывающие технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Закон предусматривает ряд требований к содержанию технических регламентов, касающихся в большей или меньшей мере охраны окружающей среды. Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, ядерную и радиационную безопасность, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, единство измерений, иного вида безопасности. Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент также должен содержать правила и формы оценки соответствия, требования к характеристикам продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации п утилизации. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции. В этих случаях технический регламент может содержать требования, касающиеся лишь информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. Также технический регламент не должен содержать требования к конструкции и исполнению объектов технического регулирования, за исключением случаев, в которых установление данных требований необходимо для поставленных перед ним целей. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий регламент. За несоблюдение требований технических регламентов законом предусмотрены меры ответственности. Так, продукция, не соответствующая их требованиям, может быть отозвана в судебном порядке по заявлению органа государственной власти, осуществляющего контрольные (надзорные) функции (в настоящее время контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов п технических регламентов осуществляет Ростехрегулирование). Не включенные в технические регламенты требования к объектам технического регулирования не могут носить обязательный характер. Технические регламенты принимаются ратифицированными международными договорами РФ, межправительственными соглашениями, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Федеральным законом «О техническом регулировании» устанавливается детальная процедура подготовки и принятия регламентов. Экологическая стандартизация. Экологической стандартизацией является деятельность по установлению экологических правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг. К документам в области стандартизации, используемымна территории РФ, относятся: — национальные стандарты; — правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; — классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; — стандарты организаций; — своды правил. Национальные стандарты разрабатывают в установленном законом порядке п утверждают национальным органом по стандартизации, которым является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. В настоящее время статус национальных стандартов придан ранее принятым государственным и межгосударственным стандартам. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия. Все большее общественное значение приобретает сфера обращения информации, создается большое количество информационных ресурсов. В целях упорядочения общественных отношений в сфере информации и информатизации, совместимости информационных ресурсов Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрено введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, которые представляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией. Классификаторы являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также межведомственном обмене информацией. Классификаторы разрабатывают органы исполнительной власти в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ. В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования разрабатываются своды правил, которые применяются на добровольной основе. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Практика показывает, что путем принятия сводов правил органы исполнительной власти фактически вынуждены регламентировать требования к продукции или к иным объектам технического регулирования, поскольку отсутствуют технические регламенты. Юридические лица и их объединения могут разрабатывать и утверждать собственные стандарты (стандарты организаций) для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта. Экологическая сертификация. Путем принятия технических регламентов и утверждения стандартов государство устанавливает определенные требования к продукции, процессам производства, выполнению работ, оказанию услуг. Субъекты хозяйственной или иной деятельности призваны гарантировать соответствие их продукции, производственных процессов, иных объектов технического регулирования техническим регламентам и вправе подтвердить их соответствие стандартам, сводам правил, условиям договоров. Подтверждение такого соответствия осуществляется посредством сертификации. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» сертификацией является форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Технические регламенты, стандарты и своды правил устанавливают требования по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности. Таким образом, при сертификации субъект хозяйственной и иной деятельности среди прочего также подтверждает, что продукция, производственный процесс, иной объект сертификации соответствует экологическим требованиям. В Законе об охране окружающей среды экологической сертификации посвящена ст. 31, где говорится, что экологическую сертификацию проводят в целях обеспечения экологической безопасности осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ. Нормы об обязательности экологической сертификации продукции содержатся в Федеральных законах «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», иных законодательных актах. В соответствии с законодательством сертификация может быть обязательной и добровольной. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе субъекта хозяйственной и иной деятельности на предмет соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями может быть создана система добровольной сертификации. Система добровольной сертификации представляет собой созданную юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями совокупность правил выполнения работ но сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Создание систем добровольной сертификации предусмотрено, исходя из логики закона, для подтверждения соответствия стандартам организаций. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована Ростехрегулированием, которое ведет единый реестр данных систем. Обязательное подтверждение соответствия представляет собой механизм подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Его отличительными чертами является: — проведение только в случаях, установленных техническими регламентами, и на соответствие установленных техническимн регламентами требований. В регламентах устанавливаются также формы и схемы сертификации; — объектом обязательного подтверждения является только выпущенная в обращение на территории РФ продукция (результат деятельности человека, представленныйв материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных интересах). Объектом же добровольного подтверждения соответствия является не только продукция, но и производственные процессы, процессы эксплуатации, хранения, реализации, утилизации, работы и услуги, а также иные требования, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами установлены какие-либо требования. Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает следующие формы обязательного подтверждения соответствия: принятие декларации о соответствии (декларирование соответствия), обязательная сертификация. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем (ст. 24 Закона): 1) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; 2) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, а также доказательств, полученных с участием третьей стороны, которой является орган по сертификации и (или) аккредитованная испытательная лаборатория. Основной особенностью декларирования соответствия является то, что данная форма сертификации производится на основании документов, заранее представленных самим заявителем. Состав доказательственных материалов устанавливается соответствующим техническим регламентом. Соответствие требованиям технического регламента в рамках данной процедуры подтверждается декларацией о соответствии. Требования к содержанию декларации о соответствии устанавливают ст. 24 Федерального закона «О техническом регулировании», а также соответствующий технический регламент. Технический регламент устанавливает также срок действия декларации. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Она осуществляется на основе исследований, испытаний сертифицируемдй продукции. Исследования проводятся специальными аккредитованными лабораториями (центрами) на основании договора с органом, осуществляющим сертификацию. Органы по сертификации не представляют данным лабораториям сведения о заявителе. Результаты исследований, испытаний оформляются протоколом. Работы по обязательному подтверждению соответствия являются платными. Прошедшая сертификацию продукция маркируется знаком обращения на рынке, который наносится в информационных целях. Соответствие требованиям технических регламентов в рамках процедуры обязательной сертификации подтверждает сертификат соответствия. Решение о выдаче сертификата либо об отказе в его выдаче принимают на основании протоколов исследований, испытаний.
|