Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые меры охраны окружающей среды от отходов производства и потребления
Переработка, утилизация и захоронение промышленных и бытовых отходов является одной из приоритетных экологических проблем крупных городов. Информацию об объемах образования, использования, обезвреживания и размещения токсичных отходов в РФ, в субъектах РФ и на предприятиях различных отраслей экономики можно найти в годовой форме статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики. По данным Доклада о состоянии окружающей среды в 2007 г. проблемы, связанные с образованием, обезвреживанием и переработкой отходов производства и потребления, актуальны для всех субъектов Российской Федерации. При росте числа отчитывающихся предприятий с 2002 по 2007 гг. в 2, 2 раза количество образовавшихся отходов выросло в 1, 9 раза. Средний показатель использования и обезвреживания отходов, в последние годы постоянно уменьшавшийся, в 2007 г. увеличился до 57, 9%. На конец 2007 г. на территориях, принадлежащих предприятиям, размещено 26, 7 млрд т отходов, из которых 44, 5% приходится на Кемеровскую область. Следовательно, на каждого гражданина РФ приходится примерно по 188 тонн промышленных отходов. Однако значительная часть этих отходов является неопасной (V класс), и представляет собой отвалы горных пород. В России основными документами, определяющими правовые основы обращения с отходами, являются: · Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; · Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»; · Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР России от 02.12.2002 г. № 786; · Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772—2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Регулирование в области импорта, экспорта и транзита опасных отходов ведется в соответствии с обязательствами РФ по выполнению требований Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, которая была ратифицирована Федеральным законом от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ. К опасным отходам относятся непригодные для производства продукции либо утратившие свои потребительские свойства виды сырья, его неупотребимые остатки, изделия, продукты или возникающие в ходе технологических процессов твердые, жидкие, пасто-, газо- и парообразные вещества и энергия, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ и среды их обитания. Опасные отходы разделяются на токсичные (ядовитые), радиоактивные и иные. Ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» определяет радиоактивные отходы как ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. При этом под ядерными понимаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а под радиоактивными веществами — не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. В понятие радиоактивных отходов включаются не только не подлежащие дальнейшему использованию вещества и материалы, но и те изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами. Они образуются: · при добыче и переработке радиоактивных руд; · при изготовлении ядерного топлива; · в процессе производства энергии на атомных электростанциях; · при переработке отработавшего ядерного топлива; · при производстве оружейных ядерных материалов; · в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками; · при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов; · при использовании радионуклидов в медицине, науке, технике, а также при подземных ядерных взрывах. Токсичные отходы — это не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества. Действующее экологическое законодательство содержит в различных нормативно-правовых актах весьма широкий круг правил обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и отходами. Общие правила сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается: · сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; · размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; · захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; · ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания. Специальные правила отражены в подзаконных актах. · Постановления Правительства: o «Порядок инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации» от 22 июля 1992 г. № 505; o «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» от 12 ноября 1992 г. № 869 (в действующей редакции) и др. · Санитарные правила: o «Санитарные правила о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов»; o СНиП 2.01.28—85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» и др. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определен Правительством Российской Федерации. Ныне действующий порядок лицензирования деятельности, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов установлен Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524 (в действующей редакции). Этим Положением определены органы, уполномоченные на ведение лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами. Такими органами являются Министерство природных ресурсов и экологии России и его территориальные органы, которые выдают лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на всей территории Российской Федерации и на территориях субъектов Российской Федерации. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на ОПС и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями (табл. 7.1). Эти критерии установлены специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и Приказом МПР России от 15.06.2001 г. № 511. Таблица 7.1
|