Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация опасных отходов
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях: · наличии паспорта опасных отходов; · наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; · соблюдении требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; · наличии документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования. Этим же законом определены требования по трансграничному перемещению отходов. Так, ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается, а в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке. Порядок ввоза опасных и других отходов на территорию Российской Федерации в целях их экологически безопасного использования, вывоза отходов с территории Российской Федерации, а также транзита отходов по ее территории установлен Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 г. № 442 (ред. от 26.01.2007 г.) «О трансграничном перемещении отходов» утверждены Правила трансграничного перемещения отходов. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 (в действующей редакции) утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Российское экологическое законодательство определяет порядок обезвреживания отходов, т.е. освобождения их от вредных примесей; утилизации отходов, такого их обезвреживания, при котором одновременно извлекаются полезные продукты, необходимые для: · дальнейшего производства; · складирования (временного размещения отходов); · захоронения (постоянного размещения в специальных контейнерах, специально оборудованных местах); · транспортировки (перемещения отходов с места сбора, производства и складирования к месту дальнейшего хранения, переработки или захоронения отходов); · уничтожения отходов и т.д. Нормативные правовые акты содержат правила обращения с опасными веществами. Это Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водный кодекс РФ и многочисленные подзаконные акты. Так, ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности. Регистрации и особому порядку обращения подлежат все потенциально опасные химические и биологические вещества природного и искусственного происхождения, производимые на территории Российской Федерации и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и в быту. Специальные правила установлены для химических и биологических средств защиты растений, регуляторов роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтических препаратов, веществ, оказывающих разрушительное воздействие на озоновый слой. Под токсичными веществами понимаются все органические или неорганические химические вещества, а также соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении в окружающую среду могут посредством химических или физикохимических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества делятся на четыре класса (ГОСТ 12.007—76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»): 1) чрезвычайно опасные; 2) высокоопасные; 3) умеренно опасные; 4) малоопасные. По ГОСТу 17.4.1.02—83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения» токсичные вещества подразделяются на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов. В российском законодательстве регламентируется набор показателей определения вредного воздействия токсичных (химических) веществ при отнесении их к классу опасности: · ПДК; · токсичность — ЛД 50 (летальная доза 50%) выражает среднюю смертельную дозу препарата в миллиграммах действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающую гибель 50% подопытных животных); · персистентность (неизменность) в среде и в растениях; · растворимость; · летучесть; · концентрация в общей массе отходов и др. Кроме того, при установлении объективной стороны нарушения правил обращения с химическими веществами учитываются: · показатели их токсичности (количество введенного или абсорбированного вещества); · пути проникновения в организм; · тип и характер повреждений; · время, необходимое для проявления поражения; · эффект синергизма (увеличение токсичности исходного химического вещества при взаимодействии с другими веществами при попадании его в окружающую среду) и т.д. Правила обращения с бактериологическими (биологическими) веществами и отходами регламентируются нормативными правовыми актами в нескольких направлениях: · деятельность по регулированию биомассы, привнесению в окружающую среду не свойственных ей живых организмов; · деятельность предприятий, организаций и граждан по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду (экологические и санитарные правила); · деятельность по ввозу и вывозу растений и животных, биологических веществ и отходов. Запрещенными видами опасных отходов являются отходы, возникновение которых запрещено в любом случае, как, например, сильнодействующие отравляющие вещества: · которые могут иметь военное предназначение; · производство которых запрещено при осуществлении определенных производственных и технологических процессов; · производство которых запрещено в объеме, превышающем установленный, в определенной концентрации или в определенных местах и в определенные периоды либо без соответствующей лицензии или разрешения. В ст. 1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» дано следующее понятие. Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Законодательство об обращении с опасными и радиоактивными веществами состоит из федеральных законов, регулирующих обращение с опасными и радиоактивными веществами, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Правовые основы в сфере обеспечения радиационной безопасности установлены Федеральным законом «О радиационной безопасности населения». Оно осуществляется путем установления санитарных норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда и других документов, которые не должны противоречить положениям названного Федерального закона. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются органами санитарно-эпидемиологического надзора. Для населения средняя годовая эффективная доза облучения равна 0, 001 зиверта, а эффективная доза на период жизни (70 лет) — 0, 07 зиверта. В отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная последовательно за пять лет, не превысит 0, 001 зиверта. Эти основные пределы не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные пределы доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов. Допустимые пределы доз облучения могут быть уменьшены Правительством Российской Федерации для отдельных территорий с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды. Установленные нормы введены в действие с 1 января 2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. № 545 (в действующей редакции) определен Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов. Разработку указанных нормативов организует Министерство природных ресурсов и экологии РФ совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, а также с органами исполнительной власти. Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» определено, что продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям по обеспечению радиационной безопасности, и подлежат производственному контролю. Важным является проверка предприятий совместно с другими уполномоченными на контроль органами на предмет наличия источников ионизирующего излучения. Практика правоохранительных органов свидетельствует о нарушениях законодательства РФ, допускаемых предприятиями и организациями, в сферу деятельности которых входит обращение с опасными отходами. Административная ответственность за данный вид правонарушений предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Правовыми основами обращения отходов производства и потребления являются Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», Федеральная целевая программа «Отходы». Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 08.11.2008 г.) «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В ст. 1 упомянутого закона отдельно выделено понятие опасные отходы, под которыми понимаются отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами, — токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой радиацией или способностью возбуждать инфекционные болезни, либо которые могут представлять непосредственную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В Постановлении Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155 (в действующей редакции) «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» дано определение твердых и жидких бытовых отходов, под которыми понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов, устанавливается по решению органов местного самоуправления. Режим работы организаций иной формы собственности и индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.). Качество предоставляемых исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора — требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода. В Федеральной целевой программе «Отходы» говорится о сложившейся в России сложной ситуации в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, которое представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны. При проверке хозяйственной деятельности организаций, занимающихся утилизацией бытовых и промышленных отходов, проверяют наличие следующих документов: · лицензии на право деятельности по обращению с отходами; · типовой формы «Лимиты размещения отходов»; · типовой формы «Разрешение на размещение отходов», которое выдается на один год; · контрольных талонов приема отходов, выданных заказчику; · документа, подтверждающего отчисления от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды. Особое внимание следует обращать на то, подлежит ли данный вид деятельности лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». За несоблюдение норм и правил обращения с отходами установлена административная и уголовная ответственность. Так, ст. 247 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
|