![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практические работыСтр 1 из 4Следующая ⇒
ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ ЗАНЯТИЕ №1 Тема занятия: Внешнее дыхание. Биомеханизм вдоха и выдоха. Методы исследования внешнего дыхания. Транспорт газов кровью Мотивационная характеристика темы. «Дыхание – жизненная повседневная неощутимая функция. О том, что мы дышим, каждый из нас узнает лишь при затруднении дыхания». (В.А. Сафонов, В.И. Минаев, И.Н. Полунин)
Цели занятия: 1. Изучить этапы дыхания. Изучить биомеханику вдоха и выдоха. 2. Изучить закономерности газообмена между воздухом и кровью. Изучить транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Изучить факторы, влияющие на образование оксигемоглобина и скорость его диссоциации. 3. Освоить методики определения легочных объемов, жизненной емкости легких, скорости форсированного вдоха и выдоха для оценки функционального состояния внешнего дыхания. 4. Познакомиться с методикой измерения насыщения гемоглобина кислородом в артериальной крови. Конкретные цели
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы 1. Анатомическое строение органов дыхания (курс нормальной анатомии). 2. Гистологическое строение стенки дыхательных путей в зависимости от их калибра, строение аэро-гематического барьера (курс гистологии). 3.Поверхностное натяжение жидкости, растворимость газов в жидкости, понятие «парциальное давление» (курс неорганической химии). 4. Строение молекулы гемоглобина, оксигемоглобина, карбгемоглобина (курс биохимии). 5.Реакция образования и диссоциации угольной кислоты, роль фермента карбоангидразы (курс неорганической химии).
Содержание обучения I. Рекомендуемая учебная литература: 1. Лекционный материал. 2. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого, М., 1985., с. 292-304. 3. Физиология человека. Под ред. Б.И. Ткаченко, СПб 1994, с. 354-362. 4. Физиология человека. Под ред. Б.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, том 1., с. 401-420. 5. Физиология человека. Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина, М., 2001., с. 271- 278, с. 284-292. 6. Обучающая программа по физиологии дыхания. II. Литература дополнительная: 1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник для студентов медицинских вузов. М.: «Медицинское информационное агентство», 2007, с. 229-250. 2. Филимонов В.И. Руководство по общей и клинической физиологии. М. 2002. с. 597- 627. 3. Физиология человека под ред. Шмидта и Тевса.. М., 1989. Том 2, С. 567-593, 609-614 III. Письменно в тетради для протоколов выполнить: 1. Схему модели Дондерса во время вдоха и выдоха (см. рисунок 1.), указать на схеме направление движения воздуха, направление изменения давления в плевральной полости во время вдоха и выдоха, описать механизм вдоха и выдоха. 2. Таблицу изменения уровня содержания (в %) и парциального давления (в мм.рт.ст.) кислорода и углекислого газа в атмосферном воздухе, выдыхаемом воздухе, альвеолярном воздухе, артериальной крови, венозной крови. 3. Схему спирограммы, указать на ней основные дыхательные объемы. 4. Диаграмму перфузионно-вентиляционного соотношения (см. рисунок 2). 5. Кривую диссоциации оксигемоглобина, указать факторы, влияющие на смещение этой кривой. ІV. Для контроля усвоения знаний ответить на следующие вопросы: 1. Основные этапы дыхания. 2. Механизм и биомеханика вдоха и выдоха. 3. Характеристика давления в плевральной полости и легких в разные фазы дыхательного цикла. 4. Роль основных и вспомогательных мышц при разных типах дыхания. 5. Функциональная характеристика легочных объемов и емкостей. 6. Сопротивление дыханию: эластичность легких, диаметр бронхов и поверхностное натяжение. Нейрогуморальная регуляция тонуса гладких мышц в стенке бронхов. 7. Альвеолярный воздух как газовая константа организма. Парциальное давление кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе, артериальной и венозной крови. Значение этих показателей для газообмена в легких и тканях. 8. Перфузионно-вентиляционное соотношение, его значение для газообмена. 9. Транспорт газов кровью. Роль карбоангидразы. 10. Газообмен между кровью и тканями, роль миоглобина. 11. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Факторы, влияющие на образование и диссоциацию оксигемоглобина. Кислородная емкость крови. 12. Перечислить недыхательные функции легких.
Рисунок 2. Диаграмма перфузионно-вентиляционного соотношения Практические работы
|