Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация и конструктивные системы промышленных зданий
Здания, предназначенные для размещения промышленных производств, называют промышленными. Промышленные здания классифицируют по следующим признакам: • по этажности: одноэтажные; многоэтажные; • по назначению: производственные (основные и вспомогательные); энергетические (ТЭЦ, котельные, трансформаторные подстанции); транспортно-складские (гаражи, склады, локомотивное депо); административно-хозяйственные и бытовые (инженерные, лабораторные корпуса, поликлиники); сантехнические для обслуживания водопроводов и канализации (насосные, водонапорные башни); • по материалу конструкций каркаса: стальные; железобетонные; комбинированные (смешанные); • по огнестойкости: для зданий I класса не менее II степени; для зданий II класса не менее III степени; для зданий III и IV классов степень огнестойкости не нормируется. Промышленные здания должны удовлетворять общим требованиям (функциональным, техническим, противопожарным, индустриальным, архитектурно-художественным), а также ряду специальных требований, обусловленных характером производства: • объемно-планировочные и конструктивные решения здания должны обеспечивать наилучшие условия для организации производственного процесса и размещения оборудования; • пространственная жесткость здания должна быть обеспечена с учетом воздействия вертикальных и горизонтальных динамических нагрузок, вызываемых работой технологического и подъемно-транспортного оборудования; • должны быть разработаны мероприятия для сохранения здоровья рабочих и обеспечения их безопасности; • должны быть разработаны мероприятия по предотвращению износа здания. Для перемещения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции промышленные здания оснащают разнообразными видами подъемно-транспортного оборудования, включающего: • экипажное оборудование (рис. 72, а—д) (автокары, автопогрузчики, подвижной состав узкой (950 мм) и ширококолейной (1524 мм) железной дороги, ручные тележки, козловые краны, движущиеся по рельсам, уложенным на земле); • оборудование станинного типа (рис. 72, в, е) (конвейеры, элеваторы, транспортеры, грузовые подъемники, рольганги); • подвесные краны (рис. 73, в) — кран-балки грузоподъемностью от 0, 25 до 5 т. Кран состоит из основной двутавровой балки, снабженной на концах катками, которые движутся по нижней полке стальных балок, подвешенных к несущим элементам покрытия, и по нижней полке основной балки движется электроталь; • мостовые электрокраны (рис. 73, г) грузоподъемностью от 5 до 600 т служат для перемещения тяжелых грузов по длине, ширине, высоте пролета. Кран представляет собой стальной катучий мост, перемещаемый вдоль пролета. По верху моста по рельсам передвигается тележка с установленными на ней электролебедками для опускания и подъема груза. Кабина крановщика для обслуживания всех механизмов подвешивается к нижней части моста; • консольные поворотные краны (рис. 73, 6) грузоподъемностью до 5 т используют для передачи груза из одного пролета в другой. Проектирование промышленных зданий ведут с учетом особенностей технологического процесса и создания благоприятных условий труда для рабочих. Технологическая часть проекта, разработанная инженерами-технологами данной отрасли производства, содержит: план расстановки технологического оборудования (с указанием проездов, проходов, участков складирования и др.); габаритную высоту стационарного оборудования; • сведения о внутрицеховом транспорте (вид, грузоподъемность, габариты и т.д.); параметры внутреннего микроклимата (температура и влажность воздуха, степень его чистоты и др.); категорию производства по степени пожарной опасности; количество работающих в цехе. Технологический процесс является основным фактором, определяющим архитектурно-строительное решение здания, его санитарно-техническое и инженерное оснащение. Основными объемно-планировочными параметрами здания (рис. 74) являются: • пролет — расстояние между разбивочными осями продольных рядов колонн или стен; • шаг — расстояние между разбивочными осями поперечных рядов колонн или стен; • высота — расстояние от уровня пол а до низа несущей конструкции покрытия (в одноэтажных зданиях) или расстояние между уровнями чистых полов (в многоэтажных зданиях). Совокупность расстояний между колоннами в продольном и поперечном направлениях называют сеткой колонн. Единство технических решений при проектировании промышленных зданий основано на унификации объемно-планировочных параметров. Это достигается ограничением числа размеров пролетов, шагов, высот этажей и величиной нагрузок на типовые конструкции. Преобладающий тип промышленных зданий — одноэтажные. Они предназначены для производств с горизонтальными схемами технологического процесса, для предприятий, использующих громоздкое оборудование или выпускающих крупногабаритную продукцию. Одноэтажные промышленные здания по конструктивному решению (рис. 75) бывают: • каркасные — представляют собой систему колонн, связанную с покрытием. Каркасный тип здания наиболее распространен в промышленном строительстве; • бескаркасные — имеютнаружные несущие стены, усиленные пилястрами (местными утолщениями стены). Грузоподъемность кранов в таких зданиях до 5 т, пролеты не превышают 12 м; • с неполным каркасом — включают наружные несущие стены и внутренние опоры (колонны, кирпичные столбы). Здания имеют два и более пролета и оборудованы кранами небольшой грузоподъемности; • шатровые, не имеющие вертикальных опор и наружных стен. Покрытия в таких зданиях опираются непосредственно на фундамент. Многоэтажные здания предназначены для производств с вертикальной технологической схемой (мельницы, горно-обогатительные фабрики и т.д.) или предприятий, использующих легкое технологическое оборудование (приборостроительная, пищевая, легкая промышленность). • с полным каркасом и самонесущими или ненесущими наружными стенами; • с неполным внутренним каркасом и несущими наружными стенами; • с несущими стенами. Большинство современных промышленных зданий возводится каркасными. Каркасы многоэтажных зданий могут быть рамного, связевого и рамно-связевого типа. По назначению многоэтажные промышленные здания подразделяются на производственные, лабораторные и административно-бытовые.
|