![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор оптимального местоположения складов
Как показывают исследования, проведенные в США, большинство американских компаний при выборе размещения склада используют следующий алгоритм (он распространяется также и на определение местоположения производственных предприятий): 1. Подготовка и изучение базовой информации, включая емкость склада, характеристики хранимой продукции, потребность в рабочем персонале, инфраструктуру, транспортные потребности и т.п.. 2. Изучение вопросов, связанных с местоположением и влияющих на проектирование объекта (топография, география). 3. Подготовка основных требований к месту дислокации: специфические требования компании и параметры рынка, рабочей силы, требования природоохранного законодательства, уровень конкуренции (по всем факторам, влияющим на выбор). 4. Все возможные варианты рассматриваются с учетом списка требований, что существенно сокращает число вариантов. Подходящие варианты рассматриваются более детально. 5. Отобранные в результате изучения данные проверяются на конкретном месте. При посещении предполагаемого района застройки собирается дополнительная информация о социальном уровне населения, культуре обслуживания, традициях и т.д. Выбирается место рекомендуемых строительных площадей. 6. Альтернативный выбор осуществляется из числа рекомендуемых участков застройки высшим руководством компании. Окончательный выбор, как правило, не может быть формализован. Задачи, связанные с размещением одного или трех складов, решаются с помощью различных математических моделей. Но чем больше складов, тем сложнее задача. В некоторых случаях компании прибегают к компьютерному моделированию. Очевидно, что число и географическое положение складов диктуются размещением рынка потребителей или рынком производителей, а также особенностями товарных потоков. Еще Эдгар Гувер разработал (1938) ставшую традиционной систему размещения складов (типизацию стратегий позиционирования): • в местах сбыта (позиционирование относительно рынка); • в местах производства (позиционирование относительно продукции); • где-то посредине (промежуточное позиционирование).
Стратегия размещения складов относительно рынков сбыта. Она применяется в системе распределения как производителями при внедрении собственной сбытовой системы, так и предприятиями торговли при обслуживании конечных потребителей. Цель размещения складов сводится к максимально возможному приближению их к потребителю, что обеспечивает высокий уровень обслуживания последних, сокращение цикла заказа и экономию затрат на транспортировку объединенных, небольших по величине партий заказов даже самым мелким клиентам. Стратегия размещения складов вблизи производства. Эта стратегия применима для выбора местоположения складов в логистике снабжения и логистике распределения. Склады в первом случае, особенно при организации обеспечения производственных процессов по принципу «точно в срок» должны быть максимально приближены к производству. Выдвигаемые производством жесткие требования к высокой надежности поставки заставляют поставщика максимально приближать свои складские мощности к производителю, чтобы обеспечить заданную частоту поставки (возможно, до нескольких поставок в сутки) небольшими партиями. Стратегия промежуточного размещения складов. Эта стратегия характерна для размещения складской сети оптовых компаний. Последние являются посредниками между производителями и конечными потребителями и, создавая свои склады, они стремятся выбрать промежуточное место расположения между поставщиками и клиентами. Однако если рассматривать складскую сеть в целом, то этот касается преимущественно размещения центрального склада. Склады же региональные и филиальные размещают ближе рынку потребления. Любой анализ при выборе места под складское хозяйство должен опираться на конкретные расчеты по затратам. Одним из наиболее простых методов определения географического месторасположения склада является метод «сетки» (метод центра тяжести), ориентированный на определение объекта с минимальными транспортными расходами, связанными с поступлением груза на склад и вывозом со склада потребителям. Суть этого метода заключается в том, что на географическую карту с нанесенными на нее предполагаемыми объектами накладывается сетка с горизонтальными и вертикальными координатами. В результате составляется таблица с описанием каждого объекта с указанием его координат, тарифа на единицу транспортной работы (руб/ткм) и тарифа на тоннаж перевозимого груза (руб/т). Выбирается самый выгодный объект с точки зрения транспортных затрат, который можно определить как центр массы или центр грузооборота (ткм) 23 где: М- центр массы или центр грузооборота (ткм);
Однако данная методика имеет ряд ограничений. Она основывается на статистическом подходе, где не учитываются возможные изменения транспортных тарифов, объемов закупаемых и реализуемых грузов, изменение источников поставки и потребления. Предполагается линейная зависимость транспортных тарифов от расстояния, хотя на практике транспортные тарифы изменяются непропорционально расстоянию. Не учитываются топографические условия, иногда неприемлемые для застройки. При очень большом числе потребителей, значительно увеличивающем многовариантность размещения складской сети, и в зависимости от различных факторов используют методы линейного программирования, комбинаторный метод, методы динамического программирования и другие методы.
|