Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Решения, принимаемые при организации складского хозяйства
Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфраструктурой образует складское хозяйство, которое способствует: - сохранению качества продукции, материалов, сырья; - повышению ритмичность и организованности производства и работы транспорта; - улучшению использования территорий предприятий; - снижению простоев транспортных средств и транспортных расходов; - высвобождению работников от непроизводительных погрузочно-разгрузочных и складских работ для использования их в основном производстве. Приступая к процессу организации складского хозяйства управление предприятием должно ответить на ряд вопросов и принять важные решени я. Рассмотрим основные из них. 1. Собственный склад фирмы или склад общего пользования. Первый вопрос, который должен быть рассмотрен фирмой при решении проблемы обеспечения складской площадью, - это владение складом. Существуют две основные альтернативы: приобретение, складов в собственность или использование складов общего пользования (СОП). Возможна и третья альтернатива – лизинг, т.е. взятие в аренду здания и оборудования за определенную ежегодную плату. Однако этот вариант близок к приобретению склада и в данном случае может рассматриваться как первая альтернатива. Выбор между этими вариантами или их комбинацией – одна из самых главных проблем в складировании. Комбинация собственного склада и СОП особенно привлекательна и экономически оправданна, если фирма реализует свою продукцию во многих различных регионах и в случае сезонного спроса на товар. Это решение должно быть направлено на поиск компромисса. Оба случая имеют и преимущества, и недостатки. Методика принятия данного решения представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Принятие решения о пользовании услугами наемного склада На данном рисунке приняты следующие условные обозначения: Z - зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота; F1 - зависимость затрат на грузопереработку на собственном складе от объема грузооборота; F2 - зависимость условно-постоянных затрат собственного склада от объема грузооборота; F3 - зависимость суммарных затрат на хранение товаров на собственном складе от объема грузооборота, причем: F3 = F1 + F2 Гб - грузооборот «безразличия», т.е. грузооборот, при котором расходы по хранению на собственном складе и на наемном складе равны. График функции Z строится на основании рыночных цен за хранение товаров на наемном складе. График функции F2 параллелен оси Х, т.к. принимается условие, что условно-постоянные затраты (Спост) не зависят от грузооборота. Они включают расходы на аренду складского помещения, амортизацию техники, оплату электроэнергии, заработную плату управленческого персонала и специалистов. Вопрос об использовании собственного склада возникает, если объемы грузооборота выше Гб. Решение принимается на основе сопоставления разности затрат по использованию собственного и наемного складов с капитальными вложениями, необходимыми для организации собственного склада. При выборе одного из вариантов обычно решающим является условие минимума затрат. Рассмотрим некоторые факторы, указывающие в пользу выбора той или иной альтернативы. Критическим фактором экономичности склада фирмы (собственного склада) является стабильно высокий оборот. В пользу выбора собственного склада можно отнести постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией. Руководству фирмы в таких условиях легче корректировать стратегию сбыта и расширять перечень предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои позиции в конкурентной борьбе. Складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низком объеме оборота фирмы или сезонности хранимого товара. К выбору СОП прибегают в случаях, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен, СОП не требуют инвестиций фирмы в развития складского хозяйства. К тому же сокращаются финансовые риски от владения собственными складами, увеличивается гибкость использования складской площади (можно изменять арендованный складские мощности и сроки их арендования). 2. Количество складов и размещение складской сети. Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Для крупных же фирм с большим национальным или межнациональным рынком этот вопрос оказывается очень сложным, в его решении приходится преодолевать значительные трудности. Здесь должен применяться метод поиска компромисса и анализ потребности складской площади в различных регионах сбыта. При этом наиболее распространены два варианта размещения складской сети – централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное – рассредоточение ряда складов в различных регионах сбыта. Естественно, вопрос об увеличении числа складов связан с изменением затрат. При увеличении числа складов в системе транспортные затраты и упущенная выгода от продаж уменьшаются, но в то же время происходит одновременное увеличение стоимости запасов и расходов на хранение. Транспортные расходы уменьшаются пропорционально увеличению загрузки транспортного средства. Увеличение числа складов приближает их к потребителю, а значит, сокращается расстояние доставки, что и приводит к уменьшению транспортных расходов. Стоимость складирования возрастает, так как расходы на эксплуатацию при хранении груза на складе будут увеличиваться пропорционально числу складов. Аналогично происходит и увеличение общих запасов, хранящихся на складах, и связанных с этим затрат. При максимальном приближении складов к потребителям появляется возможность более четко выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на изменения их потребностей, что в итоге позволяет сократить расходы от упущенных продаж. Это тем более актуально в распределительной системе, где клиентом выступает розничная сеть, стремящаяся к сокращению собственных складских площадей и предпочитающая заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки. Проблема определения оптимального количества складов заключается в следующем: если количество складов на обслуживаемой территории меньше оптимального, то транспортные расходы по доставке товаров потребителю будут большими; если же количество складов будет чрезмерно велико, то при снижении транспортных расходов на доставку потребителям повысятся расходы на содержание складов, затраты на доставку товаров на склады, а также затраты на управление всей системой распределения. Поэтому для принятия решения об использовании оптимального количества складов необходимо проанализировать зависимость некоторых факторов от числа складов: - транспортные расходы (расходы, связанные с доставкой товара на склады, при увеличении их количества возрастают; расходы, связанные с доставкой со складов потребителям, снижаются; суммарные транспортные расходы при увеличении числа складов, как правило, убывают); - расходы на содержание запасов (суммарный запас в распределительной системе при увеличении количества складов возрастает, что происходит из-за увеличения необходимого на каждом складе страхового запаса, а также из-за того, что потребность склада в некоторых группах товара при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм); - расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства и управлением складской системой (при увеличении количества складов расходы, связанные с их эксплуатацией и управлением, возрастают, но менее низкими темпами, чем растет число складов, причиной чего является эффект масштаба и компьютеризация системы управления); - потери продаж, вызванные удалением склада от потребителей (при сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов возрастает, что означает сложность для потребителя самому приехать на склад и подобрать ассортимент; следовательно, потери продаж при увеличении числа складов снижаются). На основании вышеприведенных зависимостей минимизируются общие затраты и соответствующее им количество складов. 3. Выбор места расположения склада. Задача размещения складов может формулироваться как поиск оптимального решения или как поиск решения, близкого к оптимальному. Наукой и практикой выработаны методы решения этой задачи: - метод полного перебора. Задача выбора оптимального месторасположения склада решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров с помощью методов математического программирования. Однако, этот метод является достаточно трудоемким, и количество переменных растет по экспоненте по мере увеличения масштабов сети. - эвристические методы. Менее трудоемкими являются субоптимальные или близкие к оптимальным методы. К таким относятся эвристические методы. В их основе лежит человеческий опыт и интуиция. Метод базируется на предварительном отказе от большого количества очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт анализирует транспортную сеть региона, и непригодные варианты исключаются из задания. Для оставшихся спорных вариантов расчеты выполняются по полной программе.
- метод определения центра тяжести системы распределения. Данный метод основан на вычислении центра тяготения склада к определенным потребителям, т.е. распределительный склад будет располагаться в определенной точке ближе к крупным покупателям. Для применения этого метода необходимо нанести на карту района обслуживания координатные оси и найти координаты точек, в которых размещены потребители материального потока, например, магазины. При определении складских мощностей необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения конкретного вида сырья, материалов, готовой продукции и т. д. Для хранения таких видов сырья, как уголь или песок, требования к складским мощностям могут быть удовлетворены предоставлением открытой площадки, содержание которой связано с незначительными затратами. При этом учитывается, что ущерб, который может быть нанесен сырью, оценивается в соответствии с тем, что стоимость самого сырья ниже стоимости готовой продукции. В то время для хранения комплектующих, незаконченной и готовой продукции, стоимость которых высока, требуются специальные складские здания и сооружения, обеспечивающие их сохранность от внешних атмосферных воздействий, порчи, кражи. Естественно, что эксплуатация таких площадей обходится во много раз дороже. Точность в расчетах складского пространства во многом зависит от правильного прогноза спроса на продукцию данного склада и определения необходимых запасов (выраженных в натуральных величинах). Эта задача достаточно просто решается с помощью существующих компьютерных программ, которые анализируют множество возможных вариаций. При выборе места расположения склада из числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных, затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов. Затраты на транспорт включают первоначальные капиталовложения на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т. д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой груза, содержанием и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов). Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают и первую очередь затраты на строительство здания (сооружения) и приобретение оборудования, а также затраты, связанные с их дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на заработную плату, электроэнергию и т.д.). При увеличении мощности и размеров складов удельные капитальные затраты на 1т грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако, с другой стороны, это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а, следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке. 4. Разработка системы складирования Эта задача особенно актуальна в условиях эксплуатации собственного склада предприятия, поскольку правильный выбор системы складирования позволяет добиться максимального использования складских мощностей, а значит, сделать функционирование склада рентабельным. С такой задачей руководство фирмы сталкивается не только в момент строительства склада, но и в процессе его эксплуатации.
|