![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логистический подход к функционированию складского хозяйства ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает: - снабжение запасами; - контроль за поставками; - разгрузку и приемку грузов; - внутри складскую транспортировку и перевалку грузов; - складирование и хранение грузов; - комплектацию (комиссиопирование) заказов клиентов и отгрузку; - транспортировку и экспедицию заказов; - сбор и доставку порожних товароносителей; - контроль за выполнением заказов; - информационное обслуживание склада; - обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг). Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Схематично данный процесс представлен на рисунке 3. Условно весь процесс можно разделить на три части: 1. Операции, направленные на координацию службы закупки. 2. Операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией. 3. Операции, направленные на координацию службы продаж.
Рисунок 3 - Схема логистического процесса на складе Рассмотрим весь процесс подробнее. Снабжение запасами. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности и закупке запасов должно согласовываться со службой продаж и имеющейся мощностью склада. Контроль за поставками. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить срок хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада. Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операци необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «Базис поставки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения. Проводимые на данном этапе операции включают: - разгрузку транспортных средств; - контроль документального и физического соответствия заказов поставки; - документальное оформление прибывшего груза через информационную систему; - формирование складской грузовой единицы. Внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным. Складирование и хранение. Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования - эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования, и в первую очередь складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, по с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (грузразмещается на любом свободном месте) выбора места складирования. Процесс складирования и хранения включает: - закладку груза на хранение; - хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий; - контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемые через информационную систему. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают: - получение заказа клиента (отборочный лист); - отбор товара каждого наименования по заказу клиента; - комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом; - подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель); - документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа; - объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных; - отгрузку грузов в транспортное средство. Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляются через информационную систему. Адресная система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада. При комплектации отправки благодаря информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (требования к проведению эффективной отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке). Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запас потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складов. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя. Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график их обмена с потребителями. Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Информационное обслуживание охватывает: - обработку входящей документации; - предложения по заказам поставщиков; - оформление заказов поставщиков; - управление приемом и отправкой; - контроль наличия товаров на складе; - прием заказов потребителей; - оформление документации отправки; - диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки; - обработку счетов клиентов; - обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации; - различную статистическую информацию. Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг. К продажным услугам относят: - сортировку товаров; - полную проверку качества поставляемых товаров; - фасовку и упаковку; - замену заказанного товара (изменение заказа); - экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки; - информационные услуги; - заключение договоров с транспортными агентствами. Послепродажные услуги охватывают спектр услуг, оказываемых потребителям продукции: - установку изделий; - гарантийное обслуживание; - обеспечение запасными частями; - временную замену товаров; - прием дефектной продукции и замену ее. Рациональное осуществление логистического процесса на складе - залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться: - рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза; - эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада; - использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин; - минимизации маршрутов внутри складе ко и перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада; - осуществления унитизации партии отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки; - максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией, и т. д. Иногда резервы рациональной организации логистического процесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа - использоваться для улучшения организации логистического процесса. Учитывая потенциальное значение складского хозяйства, логистическая система рассматривает проблемы стратегического размещения материальных ресурсов и изучает следующие вопросы: 1. Какой уровень материальных ресурсов следует иметь на каждом транспортно-складском комплексе для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей? 2. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем материальных ресурсов в системе логистики? 3. Если продукция размещается между стадиями, или эшелонами, где одна стадия пополняет другую (в многоэшелонной системе), какие стадии какими ресурсами должны располагать? 4. Должна ли продукция отгружаться непосредственно с предприятия? 5. Каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки и материальными запасами? 6. Каковы общие уровни материальных запасов на фирме, связанные со специфическим уровнем обслуживания? 7. Как и где следует размещать страховые запасы? 8. Как меняются затраты на содержание продукции в зависимости от количества складов?
|