Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нейробиологические знания для школы
Какие выводы для школы можно сделать из изучения зеркальных нейронов? Зеркальные нервные клетки имеют первостепенное значение для всех процессов обучения. Они являются главным связующим звеном между наблюдением за процессом, с одной стороны, и его самостоятельным выполнением, с другой стороны. Зеркальные нейроны образуют главную нейрональную базу давно известного и досконально изученного «модельного обучения». Эксперименты показывают, что наблюдение за действием улучшает способность — принципиально повышает готовность — самостоятельного выполнения этого действия. Эта функция переноса, выполняемая зеркальными нейронами, не ограничивается одним лишь аспектом действия, но включает и другие компоненты, играющие определенную роль в приобретении различных знаний и умений, прежде всего речь идет о сенсорном или эмоциональном восприятии. («Как это ощущается человеком?») Наблюдение за тем, как другой человек решает проблему, обслуживает аппаратуру или эмоционально справляется со сложной задачей, может внести решающий вклад в развитие моей собственной компетентности, когда я сталкиваюсь с такой же или сходной задачей. С точки зрения нейробиологии при «модельном обучении» первостепенное значение имеют межличностные отношения обучающего и учащегося. Как свидетельствуют эксперименты, зеркальные клетки наблюдателя отказываются функционировать, если наблюдаемое действие выполняется не живым индивидуумом, а инструментом, аппаратом или роботом (см. главу 2). Из этого можно сделать вывод, что личные наставления, а также демонстрация и показ обучающим лицом являются главными составляющими обучения и усвоения учебного материала. Поскольку учителя не могут играть роль только посредников в передаче учебного материала, а всегда выступают как личности, то понятно, что эффективное обучение в школе возможно только при условии создания позитивных отношений между учителями и учениками. Не отсутствие образовательных стандартов является главной бедой школ, как нас поучают эксперты по образованию после окончания исследований PISA, как будто до сих пор учителя не знали, что они, собственно говоря, должны преподавать. Сегодня главная проблема заключается скорее в том, что учителям — по самым разным причинам — очень трудно создать со своими учениками рабочие отношения, в рамках которых можно учить и учиться. Демонстрация, показ того, как надо делать, и «модельное обучение» составляют лишь первый шаг процесса передачи знаний. Головной мозг рассматривает мир в ракурсе возможных стратегий действия. Поэтому учебные цели в школе не должны ограничиваться только тем, чтобы учащиеся могли накапливать и воспроизводить абстрактное знание в вербально упакованном виде. Истинное и прочное знание, а также мотивация возникают только в результате апробации изученного через действие или ощущение. Знание, усваиваемое вне связи с убедительными возможностями действия, то есть применения, не имеет шансов на выживание в нейрональных сетях, в которых главное — не что иное, как представления о действиях и соответствующих им ощущениях. Нейробиологические системы, которыми мы пользуемся при усвоении вербально передаваемого знания, функционируют не как скоросшиватели или энциклопедические словари. Головной мозг запоминает знание оптимально, когда оно подается в сочетании с практическими, приближенными к жизни действиями. Математические формулы, информация о месторождениях полезных ископаемых или словарный запас иностранного языка могут при восприятии головным мозгом оказаться очень привлекательными, но только в том случае, если он сможет связать их с миром своего опыта. Новые педагогические подходы, в частности «обучение, ориентированное на действия», заслуживают с точки зрения нейробиологии полной поддержки и поощрения. Обе фазы обучения целесообразны в нейробиологическом аспекте: во-первых, личное введение в предмет изучения и объяснение учителем с практическими выводами, и, во-вторых, возможность самостоятельного воспроизведения объясненного материала в контексте применения, ориентированного на мир жизненного опыта учащегося. И наоборот, с точки зрения нейробиологии совершенно бессмысленна стратегия, в рамках которой учащиеся должны самостоятельно изучать по учебникам новый теоретический материал. При таком подходе отсутствует как «модельное обучение», так и руководство по самостоятельному применению знаний. Используя методы ориентированного на действия обучения с учетом жизненной практики, школа становится на верный путь не только с точки зрения современной нейробиологии, но и с точки зрения отцов педагогики Коменского (Comenius) («…чтобы всё лучше запоминалось, следует привлекать всевозможные органы чувств») и Песталоцци (Pestalozzi) («Учиться головой, сердцем и рукой»). Но следует сделать одну оговорку: если мы не уменьшим количество учеников в классе, то этот подход будет очень трудно реализовать.
|